Фирташ из Вены патриотично плюнул в Украину
10.10.2014 14:44

Явление Дмитрия Фирташа австрийскому народу случилось 1 октября. Миллиардер, пребывающий под домашним арестом стоимостью в €125 млн., посетил проходивший в Вене круглый стол «Украина в Европе: мир и развитие», организованный общественной организацией «Немецко-Украинский форум». 

Появление подследственного олигарха, смиренно ожидающего экстрадиции в США, в конференц-холле гостиницы Wiener Hofburg, слегка озадачило организаторов, поскольку в списке приглашенных лиц данная персона не значилась. В том списке, помимо депутатов и отставных топ-политиков Германии и Австрии, от украинской стороны присутствовали президенты Леонид Кравчук и Виктор Ющенко, вице-премьер Владимир Гройсман, советник президента Марина Ставнийчук, донецкий губернатор Сергей Тарута и еще несколько персонажей помельче. Но вот владельца международного холдинга Group DF и совладельца украино-швейцарской компании RosUkrEnergo там не было в принципе.

Поначалу некоторые журналисты предположили, что Фирташ, весьма поиздержавшийся на своем залоге (между прочим, самом крупном за всю историю австрийской юриспруденции), решил воспользоваться подвернувшейся возможностью бесплатно перекусить на обязательном для таких мероприятий фуршете. Благо, знакомых лиц там хватало (в частности, среди гостей был замечен еще один совладелец RUE, экс-вице-премьер и старый фирташевский приятель Юрий Бойко), так что было кому, в случае чего, замолвить слово перед охраной отеля.

Но, как выяснилось позже, опальный олигарх пришел туда не за дармовым бутербродом. В ходе круглого стола он, как настоящий беглый патриот, рассуждал отнюдь не о причинах своей возможной отсидки, а о проблемах далекой Родины: «Извините меня, какая война, это просто политики занимаются своим рейтингом. Моя точка зрения - мы должны остановить эту войну немедленно и начать разговаривать. Пока мы говорим - погибает мало людей, когда мы воюем - гибнут тысячи».

Заодно новоявленный пацифист и миротворец укорил власти Украины за чрезмерное, по его мнению, упрямство в вопросе защиты национального суверенитета, попутно не преминув верноподданно лизнуть большого восточного соседа: «Это была изначальная авантюра - ввязаться драку с таким сильным государством. Наша сильная сторона - это садиться за стол переговоров и начинать говорить и договариваться, как бы нам украинцам не было неприятно. Мы тоже должны отдавать себе оценку - что мы творим, мы даем людям команду идти на то, на что люди не готовы».

Дабы не выглядеть совсем уж неприглядно, Фирташ уточнил: «Целостность Украины должна быть сохранена, это даже не может обсуждаться». Видимо, этот сторонник неприкосновенности украинских территорий запамятовал, что принадлежащий ему Крымский содовый завод, «в связи с нестабильной ситуацией в Украине», еще в конце июня поменял юридический адрес, зарегистрировавшись в аннексированном Крыму (что равнозначно признанию территориальной принадлежности полуострова за Россией).

 

Не исключено, что все эти разговоры про войну и мир олигарху пришлось вести исключительно из вежливости – раз уж усадили за один круглый стол с уважаемыми людьми, то воленс-неволенс нужно соблюдать некие приличия. О том же, что миллиардеру действительно болит и чешется, он смог выплакаться только на пресс-конференции. Тогда-то и стало понятно, что по-настоящему Дмитрия Фирташа тревожат совсем другие темы. В частности – введенный украинским правительством запрет на использование производителями минудобрений газа внутренней добычи и газа из ПХГ (с 1 октября и до окончания осенне-зимнего периода 2014/15 года, «или до принятия отдельного решения Кабмина»).

«Вот така х…ня, малята, с зайчиком приключилась!», - сказал бы незабвенный Дед Панас. Как известно, в Украине производство минеральных удобрений контролирует холдинг Group DF, владеющий черкасским «Азотом», «Ривнеазотом», концерном «Стирол» и рядом других химпредприятий. А холдингу Ostchem, который управляет химическими активами Фирташа, принадлежат несколько миллиардов кубометров газа в украинских подземных газохранилищах. И вот теперь и без того обнищавшего в австрийском плену Дмитрия Фирташа настигла новая напасть. Вместо того чтобы получать для своих заводов добытый в Украине и потому дешевый газ, который теперь направят на нужды населения (чтобы оно не перемерзло нынешней зимой), ему придется закупать импортное топливо у любимого «Газпрома» по очень рыночным ценам.

Терпеть такую социальную несправедливость было никак нельзя, и обиженный олигарх взялся лично защищать свое священное право на халяву: «У нас есть контракты, есть обязательства, это какое-то объявление войны без предупреждения. Никто нас не позвал, никто нам слова не сказал, просто взяли и закрыли (газ в хранилищах). Как это можно понимать? Их проблемы становятся нашими проблемами. Так же быть не может».

По мнению Фирташа, правительство Яценюка просто самым подлым образом решило переложить заботу об обеспечении украинских граждан теплом на его хрупкие плечи. «Для меня это дикость. Представьте, холдинг работал в таком режиме - два завода работало, два - не работало. Теперь останавливают полностью. Валюты нет, курс держать нечем, а теперь берут экспорт режут. Теперь вместо того, чтобы получить валюту, будем ее тратить на закупку удобрений из России. Юлия Владимировна номер два. Это что за решения? Это они так шесть месяцев управляли экономикой, что решили забрать газ?», - со слезой негодования в честном глазу обратился председатель совета директоров Group DF ко всем присутствовавшим на пресс-конференции.

Разгневанный Фирташ дал понять, что не намерен мириться с ситуацией, когда средь бела дня у тебя вдруг берут и отнимают народное достояние, которое ты считал своим до последнего кубометрика. И даже сгоряча пригрозил дикарям-беспредельщикам из КМУ большими неприятностями: «Давайте пока не будем торопиться, давайте разберемся что мы получили и как нам из этой ситуации выйти, я думаю, пару дней и мы к чему-то придем. Но, чтобы Вы понимали - настроение у людей такое, что пойдут на Киев».

 

Впрочем, даже у тех, кого захватила эта пламенная речь, возникли определенные сомнения по поводу способности венского сидельца претворить в жизнь свои угрозы. Обещая устроить бучу в уже привыкающей к подобным «набегам» столице, Фирташ, по всей вероятности, рассчитывал на поддержку еще одного своего компаньона поRosUkrEnergo, экс-главы президентской Администрации Сергея Левочкина. Который, как известно, держит в кулаке всю Киевскую городскую госадминистрацию вместе с мэром-боксером и имеет необходимый опыт «спецмероприятий» (вроде того же разгона Евромайдана).

Другой вопрос, захочет ли «серый кардинал» Януковича откликнуться на призыв о помощи? Во-первых, в отсутствие Фирташа он уже практически присвоил себе принадлежащий им обоим телеканал «Интер». А во-вторых, у Левочкина давние и тесные контакты с американцами, чей суд и выдал ФБР ордер на арест украинского короля минеральных удобрений по подозрению во взяточничестве и создании преступной группировки. И ссориться с ними ради попавшего под такой серьезный пресс партнера в его планы явно не входит.

Так что Дмитрию Фирташу лучше не мечтать о страшной мести, а думать о вещах более насущных. Например, о том, сможет ли он, в свете последних неприятностей с газом (а также недавнего возвращения в госсобственность ранее подконтрольных ему Иршанского горно-обогатительного и Вольногорского горно-металлургического комбинатов), потянуть по финансам домашний арест в Штатах.

 Экс-премьеру Павлу Лазаренко привилегия не сидеть в общей камере с похотливыми негритосами стоила 250 миллионов арестованных на счетах долларов и пущенного на днях с молотка имения в Калифорнии ($5,05млн.). Как бы при таких расценках Фирташу, по возвращении в Украину, не пришлось пересмотреть свои взгляды и признать, что доступное тепло для населения – не такая уж и дикость…