Китай сажает Россию на нефтегазовую иглу
11.11.2014 11:24

Не утих еще ажиотаж от подписания в конце мая российско-китайского контракта века на поставку в Китай сибирского газа по «восточному маршруту», как стороны заключают новое соглашение и заявляют о готовности делать «западный маршрут».

Документ, подписанный в ходе рабочего визита в Пекин президента РФ Владимира Путина, еще не контракт. Это меморандум. Однако, в свете на глазах крепнущей дружбы Москвы с Поднебесной наполнение договоренностей конкретными показателями не будут откладывать в долгий ящик.

Игра по китайским правилам

Большинство цифр уже известны. Строительство газопровода «Алтай» (это и есть «западный маршрут») предполагается завершить в 2020 году. Поставлять по нему можно будет 30 млрд кубометров топлива в год в течение 30 лет. Если клиент пожелает, «Газпром» обещает ему увеличить прокачку до 60 и даже до 100 млрд кубов.

При этом, по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, новый маршрут становится приоритетным направлением российско-китайского газового сотрудничества и может начать работать раньше «восточного». Отчего же подписания не состоялось раньше, ведь Москва и прежде уделяла большое внимание и «западному маршруту» по экспорту газа в Китай с уже действующих месторождений на Ямале и к тому же по частично имеющейся инфраструктуре?

Еще в далеком 2004 году протоколы о поставках газа были подписаны как по «восточному», так и по «западному» маршрутам. Однако Китаю было неинтересно получать газ на западной границе, ведь в тех местах в страну уже заходят другие газопроводы. Именно Пекин настоял тогда на «Силе Сибири». России, зажатой в угол западными санкциями и строптивостью европейских покупателей, в конце концов пришлось согласиться на более дорогостоящий проект, для которого надо не только протянуть трубопровод, но и разработать Чаяндинское и Ковыктинское месторождения.

Напомним, что согласно контракту между «Газпромом» и China National Petroleum Corp стоимостью 400 млрд долл, Россия обязуется поставлять в Китай, начиная с 2018 года, 38 млрд кубометров голубого топлива в год (с возможность увеличения до 60 млрд) также в течение 30 лет. Газопровод «Сила Сибири» начали строить 1 сентября. Стоимость его - $55 млрд. В течение почти полугода упорно говорили о том, что $25 млрд из них даст Пекин.

И вот новость: «Газпром» больше не рассматривает привлечение аванса на $25 млрд от Китая для строительства газопровода «Сила Сибири». Об этом поведал после церемонии подписания в воскресенье сам Миллер. Теперь монополия должна будет тянуть «Силу Сибири» исключительно своими финансовыми возможностями. Тяжелое бремя для компании в нынешних условиях, хотя изыскать такие средства она конечно сможет.

Почему же отказались от кредита? Потому что лучшие друзья китайцы предложили такие условия  по процентам, что концерн посчитал, что реальнее дождаться снятия санкций и разжиться заемными деньгами злобного и корыстного Запада.

«Западный маршрут» может  поставить крест на «Южном потоке»

«Монополия не стала соглашаться на «кабальные» условия, рассчитывая на открытие западного рынка финансирования. Но пока предпосылок к улучшению ситуации не видно. По оценке издания «Коммерсант», «Газпром» может быть вынужден развивать китайское направление в ущерб другим проектам - газопроводу «Южный поток» и заводам СПГ. Так что, «Южный Поток» может иссякнуть не из-за одного лишь блокирования Еврокомиссией, а чисто по финансовым причинам самого поставщика.

Но поскольку по «западному маршруту» газ пойдет с тех же месторождений, что и на европейский рынок, это должно напугать ЕС и всех прочих потребителей восточнее границ РФ и заставить их быть покладистее.

Причем и две трубы для Китая - не предел того газового изобилия, который Москва готова предложить «энергетическому обжоре». Алексей Миллер сообщил, что Кремль заготовил еще один новый маршрут - поставки газа из района Дальнего Востока. По расчетам «Газпрома», объемы газовых поставок газа из России в Китай в среднесрочной перспективе могут превысить объемы поставок в Европу. Вот, казалось бы, она долгожданная диверсификация. Но уж слишком просматриваются проявления новой зависимости.

Невыгодная выгода

Многие российские аналитики не склонны бить в фанфары в связи с очередным «громким прорывом» в двусторонних отношениях. «Зависимость «Газпрома» и «Роснефти» от отношений с Китаем становится все более высокой, Пекин теперь имеет возможность навязывать крайне невыгодные условия», - говорит Алексей Кокин из инвестиционной компании «Уралсиб Кэпитал».

С ним соглашается Валерий Нестеров из аналитического департамента Sberbank CIB: «Контракт с Китаем - стратегический проект, но без высокого экономического эффекта и даже с риском уйти в минус, если не удастся удержать под контролем расходы».

Эксперты из Китая трактуют ситуацию исключительно как взаимовыиграшную. «Подписание энергетических соглашений между Китаем и Россией взаимовыгодно», - заявляет замдиректора Китайского общества исследования проблем энергетики Чжоу Дади. Он напоминает, что давление Европы на Россию из-за конфликта в Украине заставляет Москву искать решения проблем на Востоке, а Китаю как раз нужно все больше энергоресурсов.

Старший научный сотрудник Китайского института международных исследований Чэнь Юйжун отмечает, что все большее число двусторонних «мегапроектов» отвечает потребностям России в диверсификации энергоэкспорта и развития Дальнего Востока, и, вместе с тем, попадает «в унисон с растущими потребностями Китая в обеспечении его энергонезависимости».

Китай допускают к недрам

При этом в том, что касается энергонезависимости самой России, она готова идти друзьям на немалые уступки. Взять хотя бы тот факт, что после многих лет сопротивления РФ вынуждена была допустить китайские компании к святая святых - своим недрам.

Среди документов, подписанных 9 ноября в Пекине, соглашение о приобретении China National Oil and Gas Exploration and development (подразделение Китайская национальная нефтегазовая корпорация - CNPC) 10% компании «Ванкорнефть» (подразделение «Роснефти»). По данным источников, «Ванкорнефть» будет ежегодной поставлять Китаю сырья на $7 млрд.

Ранее Китайская национальная нефтегазовая корпорация приобрела 20% акций в проекте «Ямал СПГ», первую очередь которого планируют запустить в 2017 году. И это, судя по всему, не предел. Как заявил Владимир Путин, выступая в понедельник на деловом форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), рассматривается вопрос о вхождении китайских партнеров в крупные добычные активы Российской Федерации.

«Вечнозеленая дружба»

Чего не сделаешь для настоящего друга, с которым так приятно говорить о политике. В ходе встречи в воскресенье Владимир Путин (самый влиятельный человек планеты по версии Forbes) и Си Цзиньпин (номер 3 в том же списке) с удовольствием пришли к многочисленным консенсусам в обсуждении темы совершенствования мира.

Путин говорил о чрезвычайной важности взаимодействия между Поднебесной и Москвой  для того, «чтобы удерживать мир в рамках международного права», «делать его более стабильным, более прогнозируемым».

А товарищ Си отвечал, что какие бы перемены ни происходили на международной арене, надо «придерживаться занятой линии» и углублять взаимовыгодное сотрудничество.

«Вместе мы бережно ухаживали за вечнозеленым деревом российско-китайской дружбы; пришла осень, и это пора сбора урожая, пора собирать плоды», - сказал Си в ходе своей уже 10-й по счету встречи с хозяином Кремля после вступления в должность председателя КНР в марте 2013 года.

А плоды дружбы с Москвой для Китая чем дальше, тем больше. Пекин демонстрирует твердую решимость пользоваться ими в полном объеме. И это Россия, привыкшая к тому, что немало стран оказались на ее газовой игле, сама все больше и больше подсаживается на эту иглу. Причем на собственную.