Украинские санкции: как Украина присоединилась к давлению на Россию
12.11.2014 10:40

Украина подготовила ответные меры экономического давления на Россию. Минэкономики обнародовало список из более полутысячи позиций российского импорта в 36 товарных группах, в отношении которых действующий сейчас беспошлинный режим поставок может быть ужесточен. К этим товарам предлагается применить льготные пошлины, согласно Таможенному тарифу Украины.

Этот перечень товаров, которые могут быть изъяты из режима свободной торговли с Россией, – зеркальная мера на санкции, которые подготовила российская сторона. 19 сентября правительство РФ приняло постановление №959, согласно которому, в случае создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, на украинские товары будет введена ввозная пошлина в размере ставок Единого таможенного тарифа ТС.

На прошлой неделе Минэкономики опубликовало обновленный перечень товаров, подлежащих изъятию из режима свободной торговли с Россией в случае вступления в силу постановления правительства РФ.

Суровые украинские санкции

Несмотря на пространный перечень, денежный эквивалент  ограниченного импорта будет не таким впечатляющим. Как подсчитал Forbes, даже полная приостановка поставок этой продукции из России сократила бы российский импорт всего на 12%, или $2,8 млрд в денежном выражении (исходя из данных за прошлый год).

Наибольший удар придется на импорт удобрений – это самая  тяжеловесная товарная категория, попадающая под запрет. В 2013 году в денежном выражении поставки из России этой продукции составили свыше 1,5 млрд тонн в натуральном выражении общей стоимостью $560 млн.

Но, по мнению директора информационной компании «Инфоиндустрия» Дмитрия Гордейчука, сокращение поставок или даже их полное прекращение не приведет к дефициту на рынке – большинство видов удобрений сельхозпроизводители сумеют заменить белорусскими аналогами, которые в среднем дороже всего на 5%.

По его словам, куда более ощутимый удар по рынку нанесло введение в июле антидемпинговой пошлины в размере 36,03% на поставки российской аммиачной селитры. Правда, их введение было обусловлено не давлением на агрессора, а лоббизмом местных производителей, да и оружие оказалось обоюдоострым.

«Сейчас рынок нуждается только в селитре. При потребности на уровне 1,1 млн тонн до конца марта – традиционного времени внесения удобрений – Украина реально может произвести и поставить на рынок всего 775 000 тонн. Где взять еще 325 000 тонн?» – задается вопросом Гордейчук. Он напоминает, что альтернативы селитре, гранулированный карбамид к примеру, стоят на порядок дороже.

Ощутимо затронут ограничения на импорт средства наземного транспорта и детали к ним, а также электроаппаратуру. Под санкции попадают товары, на которые в прошлом году пришлось 99% и 97% импорта соответствующей категории.

Интересно, что некоторые товары, которые изымаются из льготного режима, в минувшем году из России вообще не поставлялись. Так, Минэкономики сочло нелишним ввести ввозные пошлины на российский импорт суперфосфатов, автомобильных пневмоподушек безопасности с системой надувания и еще нескольких, не поставляемых из РФ товаров.

Наказали, как могли

Опрошенные Forbes экономисты солидарны – в предложенном Минэкономики масштабе российская внешняя торговля эффекта от санкций не ощутит. Но при этом они не спешат винить украинских чиновников за «мягкотелость».

По словам президента Центра экономического развития Александра Пасхавера, оставшись незаметными для экономики России в целом, ужесточение условий поставок может быть болезненным для отдельных российских предприятий, активно поставляющих товары в Украину. «Поскольку ВВП России в десять раз больше ВВП Украины, то, конечно же, симметрично мы повлиять на их экономику не можем. Но это абсолютно не останавливает торговую войну, – подчеркивает он. – Очень часто вопрос даже не в эффективности, а в симметричности [санкций]».

Проблем с компенсацией недополученных из России объемов он не видит. «Купить можно всегда и везде. Но по мировым ценам. Никаких ограничений в этом нет – были бы деньги», – уверяет он.

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии, также не спешит характеризовать предложенные санкции как излишне мягкие.

«Я думаю, что там, где можно создать проблемы для России, там украинское правительство постарается это сделать. Просто есть обратная сторона этого процесса. По-хорошему, нам нужно считать, чего больше от введения ответных санкций – пользы или вреда», – поясняет он.

Он уверен, что на текущий момент это объективный максимум. «В общем торговом объеме России это не бог весть что, принести экономике России большего вреда не получается», – отмечает он, предполагая, что это могло и не быть основной целью правительства.

По мнению Погребинского, таким образом Кабмин показывает иностранным партнерам свою антироссийскую позицию: «Американцы очень волнуются, что США и Европа вводят санкции в отношении России, а Украина просто наблюдает (посол США в Украине Джеффри Пайетт возмущался, что Украина продолжает зарабатывать на экономических отношениях с Россией. – Forbes). Из американского обкома сказали: «Давайте санкции». Яценюк как послушный указаниям человек придумал такие меры».