Опасное одиночество Путина. Послесловие к G-20
18.11.2014 09:10

Международная политика Российской Федерации потерпела полнейшее фиаско. Такого холодного приема мировые лидеры не оказывали президенту России никогда. Напряжение в геополитических отношениях начались еще в марте, когда Россия оккупировала Крым. Тогда «великую» державу исключили из «Большой восьмерки». Официальная Москва заявила, что никаких потерь для страны и ее экономики это не принесет, так как G8 являлось лишь «неформальным клубом» глав государств. Однако репутационный урон дал о себе знать. Тогда же аналитики впервые заговорили и о возможной дисквалификации России из более широкого объединения – «Большой двадцатки». В поддержку этой идеи даже выступила глава МИД Австралии Джулия Бишоп. Однако на тот момент ее предложение было подвержено жесткой критике со стороны других дипломатов.

Проблемы на международном фронте усугублялись у РФ по мере развития вооруженного конфликта на Востоке Украины. Еще одним гвоздем в крышку гроба российских международных отношений стал сбитый террористами малайзийский боинг.

Таким образом, Путин заработал себе недругов среди крупных государств. Во время саммита Президент Барак Обама, премьер-министр Японии Синдзо Абе и австралийский премьер-министр Тони Эбботт заявили, что они объединят свои усилия в противостоянии агрессии Путина и будут требовать скорейшего расследования трагедии малазийского рейса МН17.

Для пущей убедительности и демонстрации своей «миролюбивости», президент РФ отправился в Австралию не один, а в сопровождении внушительного кортежа. Четыре боевые российские корабли молчаливым напоминанием остановились в нейтральных водах Австралии.

 Очевидно, таким образом, Москва пыталась доказать, что является не самым рядовым членом этого саммита. Впрочем, такая «игра мышцами» успехом не увенчалась. Корабли, как и любое другое оружие, едва ли могли бы справиться с волной презрения, накатившей на российского президента.

Сначала Владимира Путина встретил чиновник не самого высокого ранга, затем его ждали митингующие с плакатами «Крым – это Украина» и призывами прекратить агрессию, после, мировые лидеры публично попросили его «убраться из Украины», а саму Россию поставили в один ряд с такими мировыми угрозами как вирус Эбола и «Исламское государство». Под конец российского президента и вовсе стали игнорировать, поставив его крайним на общем фото и заставив Путина обедать без компании.

Не проигнорировала Владимира Путина, по давней традиции, канцлер Германии Ангела Меркель. Лидер ФРГ традиционно считается усмирителем Владимира. Она одной из первых провела двустороннюю встречу с Путиным, отметив, что нужно использовать любой шанс для диалога. Именно в таком, закрытом формате, обсуждался вопрос Украины и санкций. По окончанию таких встреч, было заявлено лишь, что стороны «пришли к пониманию».

Психологическое давление на Путина не прошло даром. Если в начальной части саммита российскому лидеру еще удавалось сохранять лицо и оставаться хладнокровным, то под конец он не стал скрывать свои эмоции – печальный и обиженный взгляд выдавал себя. Толковать это можно по-разному.

С одной стороны, такая реакция выглядит более чем оправданной, учитывая, что изоляция России перешла на личный уровень. С другой – вряд ли можно так легко заставить бывшего чекиста демонстрировать свои эмоции. Играть больше нет смысла, мировая общественность утратила остатки доверия к лидеру России.

Так или иначе, президенту России пришлось бежать с саммита намного раньше его окончания, оправдывая это желанием выспаться перед новой рабочей неделей. Вместе с тем, он не забыл кинуть и камень в огород украинского президента Петра Порошенко, заявив, что подписанное ним решение СНБО приведет к экономической блокаде регионов.

После бегства Путина в рамках мероприятия состоялась еще одна важная встреча, об итогах которой российский президент узнал постфактум – Барак Обама встретился с европейскими лидерами.

По итогам обсуждения было вынесено решение ужесточить санкции против России, если она не прекратит поддерживать боевиков на востоке Украины и обеспечивать их оружием. Также европейские лидеры решили ввести персональные санкции против террористов «ЛНР» и «ДНР», ограничив для них въезд в Европу и возможность пользоваться имуществом на территории ЕС.

Западная пресса отреагировала на действия Владимира Путина по-разному: одни позволяли себе открыто критиковать российского президента, а другие говорили об опасности «загнанного в угол зверя» и, устами российских политологов, о посягательстве Запада на российскую сферу влияния, называя Украину пешкой в большой геополитической игре на ослабление России.

«Deutsche Welle», Германия

«Безусловно, столкновение России и Запада по поводу будущего Украины существенного обострилось из-за российской аннексии Крыма и политику дестабилизации на Востоке Украины. и все-таки: Запад не может впадать в истерику и позволить российским ястребам навязать себе «холодную войну». Крайне необходимы теперь есть взвешенность и углубленность по поводу реальных возможностей и угроз, а также новой стратегии.<…>Понятно, что всюду господствуют злость и недоверие. Требование компромисса на Западе быстро клеймят как наивную политику успокоения – и, собственно, такая опасность существует. Однако, украинцам не поможешь моральным нежеланием признавать существование другой точки зрения, да и конфликт не решить военным способом, что уже продемонстрировали горькие потери украинских силовиков в августе».

«Gazeta wyborcza», Польша

«Преждевременное отбытие президента России из Австралии может выглядеть как уход под давлением других лидеров, а также - это более естественная интерпретация языком дипломатии – российское показательное неуважение к другим членам саммита G20.

«Los Angeles Times», США

«В последнее время он (Путин – «Главком») ведет себя как человек, утративший веру в дипломатию и убежденный в том, что мир перестроился, заняв чрезвычайно враждебную по отношению к России позицию. Как говорят аналитики, главная причина такого все более конфронтационного поведения российского лидера в отношениях с Западом состоит в ощущении подлого предательства, которое появилось у Путина, когда НАТО отказалась от взятого ею, как казалось Москве, обязательства никогда не посягать на бывшую советскую сферу влияния в Центральной и Восточной Европе. «Запад пересек красную черту, по мнению России, — говорит специалист по российской и украинской истории из Монтерейского института международных исследований Анна Васильева о включении в состав НАТО бывших советских сателлитов, находящихся на западных границах России. — В глазах русских, Запад использует Украину в качестве марионетки. Украина — это просто пешка в большой игре по ослаблению России».

«Delfi.ee», Эстония

«Если проводить аналогии с боксом, то, можно сказать, что зажатый в углу у канатов Владимир Владимирович оказался в нокдауне. Оттого и реакция слегка контуженная. Но тут не бокс, и, видя безнадежность ситуации, Путин может просто соскочить с международного ринга и заняться делами у себя дома, где он, предположительно, безгранично силен. Правда, вдохнуть новую жизнь в затухающую экономику явно не в его силах; усугублять конфликт в Донбассе — после австралийского фиаско? — он вряд ли решится…Остается самый немудреный и грустный вариант: вымещать горечь поражений на своих гражданах, завинчивая гайки и повышая градус вранья».

Польское радио. Иностранное вещание, Польша

«Одним из путей к тому, чтобы вогнать Запад в «паралич» должно быть, по мнению Бжезинского, пробуждение реального страха перед возможным началом атомной войны. «Напоминание миру о том, каким мощным ядерным арсеналом обладает Россия, сразу вызывает вопрос — не идем ли мы в сторону атомного конфликта? В последние десятилетия мы привыкли к мысли, что никто не стремится к атомному самоубийству, а сама игра этой картой — это как игра в русскую рулетку с пистолетом у виска», — добавил он».

«Aljazeera», Катар

«Прием Путина был довольно прохладным… Был ли Путин вытеснен или он пытался создать видимость того, что мировые лидеры нуждаются в нем больше, чем он в них?»

«Bloomberg», США

«Россия представляет наибольшую угрозу для безопасности мировых рынках и будет главным проигравшим от падения цен на нефть, в соответствии с опросом международных инвесторов Bloomberg Global Poll. Россия в настоящее время страдает от синхронных ударов санкций и снижения цен на рынке нефти, которая угрожает экономику страны».

SBS. Австралия

«Визит Путина, который был под вопросом в преддверии саммита, но все же состоялся, в конце концов, обнажил чувствительность премьера Эбботта к вопросу рейса МН17, связанного с Путиным… Премьер-министр мог оставить этот вопрос другим лидерам, но он и его коллега канадский премьер Стивен Харпер лично и жестко обозначили свои позиции относительно того, что Россия делает в Украине. Эбботт мог вести себя более вежливо. Путин, в свою очередь, публично отзывался об Эботте хорошо. Путин был изображен неловко делающим обязательный снимок с коалой, что привело к его собственному протесту и попытке бегства. Россия отрицала слухи о том, что президент уедет раньше. Но он не задержался дольше нужного».

The American Interest, США

«Объединяя Горбачева, Ельцина и Путина в один континуум, мы, безусловно, упрощаем исторические реалии. Однако обойтись без этого невозможно. Стоит учесть, что российских политиков и аналитиков подобные ходы никогда не смущали. Горбачева сначала считали освободителем, а теперь в нем видят в лучшем случае неудачника. Борис Ельцин был героем, а теперь его называют пьяным идиотом. Путин был восстановителем порядка, а теперь... впрочем, это нам еще предстоит увидеть. Объединяющим фактором служит процесс распада и трансформации Советского Союза — и проходящая в его рамках трансформация России. Этот процесс по-прежнему продолжается, свидетельством чему - события на Украине и вокруг нее».