Судьбу страны решают случайные люди
25.11.2014 20:30

Что может сделать беременная женщина, будучи секретарем избирательной комиссии? На какие фальсификации способен глава комиссии с неустойчивой психикой? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологией напряженной работы в коллективе самостоятельно пришлось получать членам окружной избирательной комиссии №59 в Донецкой области. В ходе парламентской кампании они сполна прочувствовали, чего стоит адекватность коллег в стрессовых ситуациях. И почему для членов избиркомов необходимо ввести хотя бы предварительный отбор. 

Без ограничений = без руля?

Согласно украинскому законодательству, членом избирательной комиссии любого уровня (а избирком - это главная шестеренка избирательного механизма)  может стать любой гражданин, достигший совершеннолетия и имеющий право голоса. Единственным условием является выдвижение такого представителя от партии или от кандидата (зависит от редакции закона, которая действует на определенный момент времени). Никаких других ограничений нет. 

Члену комиссии не обязательно иметь высшее (или даже законченное среднее) образование. Его никто не проверяет на детекторе лжи. Он не проходит медицинского освидетельствования или теста на стрессоустойчивость (хотя работа предполагает постоянный стресс). Он не должен быть даже жителем того региона, где происходит голосование.  Все необходимые знания и навыки должны обеспечить тренинги, которые сегодня проводятся преимущественноза счет избирательных штабов. 

Единственным более или менее внятным запретом на членство в комиссии является (кроме кандидатов и доверенных лиц, что логично) работа на государственной службе, а также непогашенная судимость. 

Несмотря на то, что избирательный процесс требует специальных знаний законодательства, алгоритмов подсчета голосов, перевозки бюллетеней, взаимодействия с избирателем,  наши окружные и участковые комиссии зачастую напоминают суды присяжных, где люди с разным уровнем знаний, компетенции, жизненного опыта просто приходят отработать свою зарплату (как правило, штабную). 

Все это достаточно мило до тех пор, пока некомпетентные и неадекватные члены комиссии начинают вести себя по заученным наизусть сценариям, планомерно срывая заседание. В истории с 59-м окружным избиркомом, где состав членов комиссии менялся несколько раз в течение избирательного процесса, представителей «с особыми потребностями» было двое. 

Удобная беременность

Первой была «глубоко беременная» секретарь комиссии – киевлянка Елена Фурман. Почему именно она пошла на эту должность, стало понятно, когда голоса стали подсчитывать. Беременной женщине может «резко» становиться плохо (особенно когда нужно отвлечь внимание от вброса бюллетеней). Она может убегать с документами и чувствовать себя в безопасности, потому что из уважения к ее будущему ребенку (да и вообще из джентльменских соображений)  за ней не слишком-то будут гнаться. Она может безнаказанно рассказывать все, что она думает об окружающих. Насколько такой настрой в работе способствует эффективному завершению избирательного процесса? Ответ очевиден – никак не способствует. 

Второй случай – обладатель справки об учете в психоневрологическом диспансере Алексей Гармаш. Особенности своего здоровья он даже не скрывал, заявляя в ходе споров на округе о том, что если что, у него «есть справка, и ему все равно ничего не будет».  Этот же человек был обвинен в 2009 г. в подкупе должностного лица (впрочем, чем закончилось дело, неизвестно, возможно именно справка и спасла). Впоследствии Гармаш стал на время председателем окружной комиссии, а в один из дней подсчета возглавил незаконный выезд части членов ОИК вместе с кандидатом Валентином Манько в Днепропетровск. Ничем хорошим затея не кончилась: когда через несколько дней группа приехала в Киев, в ЦИК им указали на дверь, а затем уволили всех «самовольщиков», назначив практически полностью новый состав комиссии. А Главное следственное управление МВД начало досудебное расследование по обстоятельствам подачи в ЦИК бывшими членами комиссии протокола с недостоверными сведениями. 

Демократия под вопросом

Как все эти прекрасные люди попадают в состав комиссий? Очевидно, что для лоббирования чьи-то интересов – от банального отслеживания правильности подсчетов до сигнализирования о фальсификациях. Но что, если у кандидата – как у Валентина Манько из 59-го округа – вообще нет никакого рейтинга и никаких шансов его нарастить за несколько недель до голосования, но  есть «надежные» члены комиссий, готовые выгрызать победу даже там, где ее нет? 

По всей видимости, Е. Фурман и А. Гармаш – это два больших «троянских коня» от Валентина Манько в составе комиссии. Судя по их поведению,  еще и щедро оплачиваемых «коня». В ходе дня выборов и подсчета голосов они неоднократно осуществляли различные провокации. 

Эмоциональность вплоть до истеричности этих двоих, а также еще ряда членов комиссии не помешала тому, чтобы хладнокровно совершить ряд вопиющих нарушений законодательства – от физических вбросов бюллетеней непосредственно в процессе голосования (что было зафиксировано наблюдателями) до подделки протоколов путем переноса данных о количестве неиспользованных бюллетеней в пользу кандидата Манько. Не говоря уже о беспрецедентном вывозе документов без санкции ЦИК с территории окружкома. 

Другая сторона медали – безнаказанность при нарушении закона, в том числе – избирательного. Уверенность в этой безнаказанности у членов комиссии такова, что даже под прицелами камер они не стесняются уезжать в сопровождении одного из кандидатов на выборах, объективность которых они должны обеспечивать. Можно только догадываться, какая мощная мотивация была у членов комиссии, чтобы совершать преступления и не бояться уголовного срока, который грозит им теперь (ст. 157 и ст. 158) – от 3 до 7 лет.

Члены комиссии не могут не осознавать своей ответственности за подобные деяния. Тем не менее, они идут в суды, в том числе ВАСУ (суд высшей инстанции), и требуют признать действительным фальшивый вариант протокола, на ходу сочиняя одну за другой версии его появления.

К слову, что касается скандального вывоза бюллетеней в ночь на 31 октября, то относительно этого Донецким ГУ МВД Украины возбуждено уголовное дело по факту вывоза в неизвестном направлении избирательной документации, печатей и компьютерной техники. Милиция расследует уголовное дело по ст. 157 ч. 2 Уголовного кодекса Украины. Факт несанкционированной поездки членов ОИК вместе с документацией с территории окружкома, а также их пребывание в здании Днепропетровской ОГА в ночь на 31 октября задокументирован СБУ. 

Важно, чтобы люди, которые добровольно взяли на себя роль блюстителей избирательного права и грубо его же попрали, понесли наказание. Если в ситуации с парламентскими выборами такие люди смогли позволить себе многократно преступить закон, будучи уверенными в своей безнаказанности, что будет на предстоящих местных выборах?