Кто-кто в "Укроборонпроме" живет? И пока живет хорошо!
29.11.2014 13:57

Продолжая добрую традицию по освещению деятельности высокопоставленных чиновников концерна "Укроборонпром" и его предприятий-участников в сфере торговли оружием, предлагаем вниманию читателей еще одну публикацию, касающуюся организации закупки Минобороны устаревшей бронетехники иностранного производства. 

"Укроборонпром": "Мы делаем Украину сильной"

В этом лозунге, позаимствованном с официального сайта "Укроборонпрома", в конце необходимо опустить слово "сильной", поскольку так, как "делают" Украину представители отечественного оружейного бизнеса и наши военные чиновники, — не делает никто!

Лишь после публикации в ZN.UA статей "Тень войны" и "Ложь убивающая" премьер-министр А.Яценюк на восьмом месяце своей каденции "прозрел", что органом управления государственного концерна "Укроборонпром" является Кабинет министров и, соответственно, он и должен нести ответственность за его "бурную" деятельность. Это открытие премьер-"камикадзе" сделал в середине сентября на очередном заседании правительства во время рассмотрения вопросов, связанных с проведением закупок для армии по импорту и выполнением оборонного заказа. 

После изучения устава "Укроборонпрома" глава правительства отметил, что если президент назначает руководителя концерна и большинство членов наблюдательного совета этого предприятия, то пусть и отвечает за это предприятие и результаты его работы. 

А тут еще совсем некстати взбунтовался трудовой коллектив предприятия-участника концерна — "Государственной хозрасчетной и инвестиционной фирмы "Укринмаш", который выступил в открытую против смены руководства их предприятия "Укроборонпромом", направив письмо-обращение в адрес президента, премьер-министра, генерального прокурора и в СБУ (текст обращения с 92 подписями).

Я никоим образом не отстаиваю интересы бывшего руководителя "Укринмаша" А.Майбороды, проработавшего в этой сфере более 20 лет, а вот на тех, кого назначили руководить одним их ключевых спецэкспортеров страны, стоит остановиться подробнее.

Руководством концерна на должность временно исполняющего обязанности директора "Укринмаша" 15 сентября был назначен некто Леонид Васильевич Крючков. Да, тот самый Леонид Крючков, один из братьев Крючковых, засветившихся в многочисленных рейдерских скандалах, включая и недавний скандал с получением АО "Холдинговая компания "Энергомережа" и свежеиспеченной ООО "Энергомережа-Экспорт-Трейд" разрешения на импорт электроэнергии из России. Напомню, что один из заместителей Продана был на днях уволен правительством именно за выдачу данного разрешения.

Яркая биография этого персонажа, возможно, побудила руководителей госконцерна уже 27 сентября назначить на эту должность не менее интересное лицо — Владимира Омельянчука.

По данным источника в правительстве, буквально накануне бунта трудового коллектива "Укринмаша", кандидатура В.Омельянчука рассматривалась на должность заместителя министра обороны и была лично провалена Яценюком с формулировкой, что именно этот деятель принимал активное участие в развале армии. Напомню, что В.Омельянчук уже занимал должность замминистра во время пребывания на посту министра обороны М.Ежеля, а до недавнего времени служил руководителем департамента военной политики аппарата СНБО, куда был назначен еще при Клюеве.

Весьма ярким образцом эпистолярного жанра может служить ответ "Укроборонпрома" трудовому коллективу "Укринмаша", подписанный заместителем генерального директора концерна Денисом Гураком. Он содержит ссылку на ст. 62 Конституции Украины, определяющую, что лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным заключением суда. А значит назначение временно исполняющим обязанности директора Л.Крючкова, а затем и В.Омельянчука, по мнению Д.Гурака, правомерно.

Благотворительная афера

В сентябре с.г. в электронных СМИ запестрили сообщения о том, что волонтеры собрали средства для закупки 50 бронеавтомобилей британского производства SAXON, и отмечалось, что благотворителям осталось решить лишь вопрос с получением разрешения на ввоз этих изделий на территорию Украины. 

В "Укроборонпром" и в Министерство обороны даже поступили обращения от некой общественной организации "Украинский легион", подписанные ее председателем Алексеем Тамразовым, с просьбой содействовать в получении этой организацией сертификата конечного получателя техники для потребностей Вооруженных сил.

Алгоритм этой операции был абсолютно понятен и прозрачен. При посредничестве одного из предприятий концерна за средства благотворителей покупается бывшая в употреблении военная техника, которая передается бесплатно воинам, участвующим в АТО. Естественно, сделка должна быть осуществлена при минимальных комиссионных государственного посредника. 

По всей видимости, получив от волонтеров реквизиты продавца, руководители "Укроборонпрома" начали самостоятельную реализацию этого проекта. Куда делись волонтеры, собиравшие благотворительные средства для покупки данной техники, пока остается загадкой. По решению "Укроборонпрома" посреднические функции в этой операции были поручены врио директора "Укринмаша" Л.Крючкову, который сразу же направил британскому предприятию WSV запрос относительно возможности приобретения бронемашин SAXON и начал готовить договорную базу. Вопрос благотворительности к этому времени уже как-то сам рассосался.

Ответ компании WSV о возможности продажи 75 единиц указанной техники за 2 млн 75 тыс. фунтов стерлингов "Укринмаш" официально получил лишь 13.10.2014 г. (смотреть документ). А вот сам контракт о покупке бронетранспортеров в количестве 75 штук был подписан за две недели до получения официального ответа. Подписывал его уже новый временно исполняющий обязанности директора — В.Омельянчук. 

Необходимо отметить, что практически весь процесс подготовки этой сделки изобилует многочисленными нарушениями.

В контракте указано, что конечным потребителем этой техники являются Минобороны и Национальная гвардия.

Знали ли военные чиновники, что их в ближайшее время должны осчастливить британским металлоломом прошлого века? Даже в этой ситуации Минобороны должно было бы организовать процедуру принятия на вооружение этой бронетехники. Напомню, что нарушение процедуры принятия на вооружение армии БТР-4Е бывшим министром Д.Саламатиным повлекло за собой возбуждение уголовного дела. 

А о Национальной гвардии говорить не приходится. Через четыре дня с момента подписания В.Омельянчуком внешнеэкономического контракта с британской фирмой на имя гендиректора концерна Романова поступило письмо из Национальной гвардии (№3/22/1-3463 от 6.10.2014), где указывалось, что необходимости доукомплектования подразделений Нацгвардии подобным типом транспорта нет. Подписал это письмо не кто иной, как командующий С.Полторак (смотреть документ). Совершенно очевидно, что Степан Тимофеевич не предполагал, что эти злополучные бронемашины возникнут в его жизни чуть позже и в совершенно ином контексте.

Таким образом, складывается ситуация, когда "Укринмаш" подписывает внешнеэкономический контракт на поставку бронетехники в интересах воинских формирований, одно из которых вообще не заинтересовано в ней, а второе даже и не приступало к проведению процедуры принятия ее на вооружение. Естественно, и включение закупки этих изделий в оборонный заказ — весьма сомнительное мероприятие.

Интересно, на какой ответ рассчитывал В.Омельянчук, направив, опять же после подписания контракта с британской стороной, письмо "Укроборонпрому" с просьбой согласовать проект коммерческого предложения относительно импорта этой техники (смотреть документ)? Кроме того, в данном документе в качестве основного получателя фигурирует только Национальная гвардия, которая к тому времени уже отказалась от этой бронетехники. 

14 октября Полторак становится министром обороны, и с этого момента начинается новая история сделки по закупке британской бронетехники.

Чьи "пальчики"?

По всей вероятности, только лишь сочетание должностей главы военного ведомства и командующего Нацгвардией позволило Степану Тимофеевичу осознать масштабность сделки, реализуемой "Укринмашем" под руководством "Укроборонпрома". 

Еще ни разу в истории Вооруженных сил Украина не закупала устаревшую технику! Продавать — продавала. Продавала в Африку и Азию слегка подмарафеченный хлам, доставшийся ей от армии бывшего СССР. Не могу назвать ни одного случая в обозримой истории оборонного заказа, чтобы на вооружение армии принималась устаревшая иностранная демилитаризованная бронетехника выпуска 80-х гг. прошлого века.

Понятно, что разрабатывали бронетранспортеры SAXON еще в далеких 60-х, когда никто не имел понятия, какое оружие появится в XXI в. Никто не предполагал, какой тип войны будет в будущем, а соответственно и тактико-технические характеристики для такой боевой техники определялись опытом боевых действий того времени.

По тактико-техническим характеристикам Saxon AT-105 — это скорее полицейский бронетранспортер с правым рулем, а его броня весьма слабенькая и позволяет спасти экипаж лишь от пули калибра 7.62. Да еще принятие этой техники на вооружение армии потребует выделения дополнительных средств из госбюджета на организацию на базе воинских частей элементарного обслуживания, не говоря уже о ремонте. 

Дальше продолжать нет смысла, поскольку получен ответ на главный вопрос: использование этой техники в зоне АТО — мероприятие крайне сомнительное.

31 октября 2014 г., уже после окончания рабочего дня, премьер-министр собирает экстренное заседание правительства и выносит на повестку дня вопрос о внесении изменений в оборонный заказ. По настоянию главы оборонного ведомства в оборонный заказ предлагается включить закупку 20 бронетранспортеров SAXON АТ105 по цене за единицу 1 млн 225 тыс. грн, на общую сумму 24,5 млн грн государственного бюджета.

По данным источника в Кабмине, во время заседания правительства премьер-министр А.Яценюк заявил, что ему по поводу закупки этой техники звонил президент. 

Послушав обоснование министра обороны, посмотрев красочные картинки в Интернете, А.Яценюк потребовал от "Укроборонпрома", руководителей которого на заседание правительства не пригласили, срочно направить ему обоснование необходимости закупки за рубежом именно этих изделий. По его словам, "Укроборонпром" должен "оставить свои пальчики" в этом деле. Но "пальчики" концерна оказались весьма неубедительными. Глава концерна Романов в своем письме отметил, что инициатива о покупке бронетранспортеров SAXON исходит именно от Минобороны, а не от "Укроборонпрома" (смотреть документ). 

В тот же день, несмотря на весьма хлипкое обоснование концерна, секретное постановление Кабинета министров №588-9 было подписано Яценюком.

Автора!

Чтобы не было инсинуаций по поводу разглашения автором секретных сведений об оборонном заказе, сразу отмечу, что изложил большую часть информации в контексте запроса Генпрокуратуры Украины №10/2/2-4349 от 21.11.2014 г., адресованного концерну "Укроборонпром" (смотреть документ). Кроме того, по имеющейся информации, аналогичные по содержанию запросы уже получили руководители органов исполнительной власти, проводившие подготовку вышеупомянутого заседания Кабинета министров.

Справедливости ради отмечу, что прокуратуре понадобился всего лишь 21 день, чтобы отреагировать на эту сделку. Более того, военные прокуроры посчитали, что "Укринмаш" вместе с "Укроборонпромом" на этой сделке за свои услуги получит более 7,8 млн грн прибыли. И все это — в условиях войны! В условиях дефицита бюджета! И эта схема реализуется тогда, когда нашим воинам в зоне АТО не хватает элементарных вещей. Речь идет не о каких-то эфемерных средствах. Это деньги налогоплательщиков.

Основной вопрос, который больше всего беспокоит в этой истории: когда "сдуется" Генеральная прокуратура? По моей информации, в "Укроборонпром" уже направлен документ об отзыве этого запроса Генеральной прокуратуры.

Ведь совершенно очевидно, что в кабинетах Полторака и Яценюка подобной аферы задумать не могли. Естественно, следователям рано или поздно придется начать выяснение вопроса авторства этой сомнительной покупки иностранной техники. 

Может быть, это лишь верхушка айсберга? Сколько еще подобных закупок скрыто за секретными постановлениями правительства? На что потрачены миллиарды бюджетных ассигнований? Кто продолжает в условиях войны "пилить" госбюджет?