Коломойский пошел ва-банк: чем закончится противостояние с Порошенко?
03.12.2014 13:57

Между президентом Петром Порошенко и губернатором Днепропетровской области, владельцем группы «Приват» Игорем Коломойским разгорается война. После того, как случился государственный переворот, Коломойский возглавил Днепропетровскую ОГА и ускоренными темпами, прикрываясь патриотизмом, стал расширять свой бизнес отнюдь не законными способами. Пользуясь традиционными для себя методами, он стал продвигать свои интересы через приближенных к нему людей в госструктурах. Последней каплей стало то, что через «Народный фронт» и Арсения Яценюка Коломойский открыто лоббировал своих людей в правительство – однако президент и его окружение умерили запросы олигарха. После того, как после папралментских выборов большинство ключевых постовдостались Блоку Петра Порошенко, Коломойский пошел на прямое противостояние с президентом.

Напомним, что Игорь Коломойский, заняв весной пост главы ОГА, стал полноценным хозяином в области, вытеснив оттуда все своих конкурентов – бывших регионалов Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа. В СМИ даже писали о том, что днепропетровский губернатор может стать премьером. Этого не произошло, но Коломойский продвинул своих людей на ключевые должности, к примеру, Игоря Палицу на пост главы Одесской ОГА. Часть приближенных к нему стали народными депутатами по спискам «Народного фронта» или в мажоритарных округах, как, к примеру, его заместитель – одиозный Борис Филатов, известный тем, что открыто угрожал всем, кто высказывал критику в адрес Коломойского.

За полгода  глава Днепропетровской ОГА при помощи подконтрольного ему добровольческого батальона «Днепр-1» осуществил ряд рейдерский захватов предприятий. В частности, расположенного в Днепропетровской области Вольногорского горно-металлургического комбината, ранее находившегося  в аренде «Крымского титана» Фирташа. 

Недавно Коломойский попытался захватить Одесский НПЗ, на который наложен арест. Завод был заблокирован сотрудниками милиции и прокуратуры, которых сопровождали люди в камуфляже и с автоматами, а также сотрудники компании «Укрнафта», компании, подконтрольной олигарху.

«Это не наш завод и нас он не интересует, у нас есть недогруженный Кременчугский завод, а Одесский НПЗ надо закрыть, чтобы не портить экологию Одессы. Она должна быть блестящей после потери Крыма», - заявил Коломойский. Но совершенно очевидно, что олигарху нет никакого дела до экологии. Он хотел либо взять под контроль НПЗ, либо закрыть его, как главного конкурента принадлежащему ему Кременчугского НПЗ, став монополистом на рынке переработки нефти.

Еще весной разгорелся скандал относительно того, что компания Коломойского «Укртранснефть» без каких-либо соответствующих указов или постановлений выкачала из украинского нефтепровода 606 тысяч тонн технологической нефти, хранящейся там более десяти лет. Сам Игорь Валерьевич объяснил все тем, что таким образом не дал сделать то же самое сепаратистам. На самом деле, олигарх планировал переработать эту нефть на Кременчугском НПЗ и потом продать бензин уже по рыночным ценам армии и потребителям через сеть своих автозаправок.

При этом предприятие «Укрнафта», которое практически контролируется Коломойским (42% акций), задолжало 1,3 млрд. грн. дивидендов в Госбюджет. За три года «Укрнафта» в совокупности получила чистую прибыль в размере 3,8 млрд. грн. На половину этих средств де-юре может рассчитывать государство. Но получить их государство не может. Коломойский блокирует проведение собрания акционеров.

Шаг за шагом аппетиты Коломойского росли. Дело в том, что его группа «Приват» в связи с аннексией Крыма и войной на востоке понесла существенные потери и находится в состоянии фактического банкротства. Напомним, в Крыму работало два филиала «Приватбанка», 337 отделений, 773 терминала самообслуживания и 483 банкомата. 337 отделения – это 13,7% от того, что осталось, 483 банкомата – 6,3%. Плюс сеть АЗС «Приват» – это торговые марки «АВIАС», «АВIАС плюс», «Укрнафта», «ANP», «Sentosa OIL», «Мавекс». Всего на полуострове находилось 43 станции, которые новая крымская «власть» успешно забрала себе.

Севастопольские власти отобрали 12 автозаправочных станций,  газозаправочную станцию и нефтебазу в Инкермане.

Утерян аэропорт «Бельбек» под Севастополем (15 миллионов долларов), оздоровительный комплекс «Таврия» (20 миллионов долларов), санаторий «Форос», незавершенный пансионат «Лазурный берег». Еще несколько нежилых помещений, в которых размещались отделения «Приватбанка». База  «Нива Яйла», детский оздоровительный комплекс «Юность» и еще один недостроенный объект в Кацивели.

В Донецкой области группе «Приват» принадлежит 23 АЗС, в Луганской – 17 АЗС. В связи с военными действиями продажи топлива в Донецкой области упали на 64,3%, в Луганской – на 92%, то есть, практически упали.

В Луганской области у Коломойского имеется предприятие по производству ферросилиция – Стахановский завод ферросплавов. Предприятие было довольно прибыльным, но сейчас захвачено сепаратистами. Разумеется, о производстве речь не идет. Когда же предприятие сможет вновь заработать и заработать ли вообще – вопрос открытый.

Что касается работы «Приватбанка», то в Донецкой области существует 311 отделений. Активы составляют 2,942 млрд. грн. Далее: кредиты физлицам – 2,8 млрд. грн., вклады физлиц до востребования – 1,1 млрд. грн., кредиты, выданные юрлицам – 0,223 млрд.  грн., депозиты физлиц – 4,522 млрд. грн.

В Луганской области почти в два раза меньше: 144 отделения с активами – 1,474 млрд. грн. Кредиты физлицам – 1,3 млрд. грн., вклады физлиц до востребования  – 0,43 млрд. грн., кредиты юрлицам – 0,144 млрд. грн., депозиты физлиц – 1,67 млрд. грн.  Всего на данный момент в Донецкой области деятельность банка в процентом соотношении равна 42%, в Луганской – 14,6%.

Кроме того, «Приват-Агрохолдиг», чьи активы расположены, в том числе в РФ, также понес потери из-за ограничений, вводимых Москвой.    

Особенно пострадал «Приватбанк». Коломойскому удалось найти «убедительные» доводы для бывшего главы Нацбанка Степана Кубива, чтобы получить самое большое рефинансирование – всего 1,1 млрд. долларов. Хорошо известно, что государственные деньги магнат удачно прокрутил на валютном рынке, что стало причиной резкой девальвации гривны. После прихода к руководству НБУ Валерии Гонтаревой, приближенной к Петру Порошенко, Игорь Валерьевич, очевидно, рассчитывал на такое же расположение к нему, что и ранее. Он  обратился к Гонтаревой за очередным траншем рефинансирования, однако новая глава НБУ проявила принципиальность. Она изучила все документы и выяснила, что, во-первых, «Приват» находится на грани банкротства, во-вторых, Кубив выделил Коломойскому рефинансирование под сомнительный залог – крымское имущество, которое Коломойскому не будет возвращено. То есть, оплачивать долги НБУ Игорю Валерьевичу нечем. Тем более, что он собирался для получения нового транша предоставить Гонтаревой под залог имущество, находящееся на территории, подконтрольной сепаратистам. Плюс ко всему прочему – «Приват» - самый большой должник перед НБУ: общая сумма задолженности по рефинансированию достигла 18,1 млрд. грн.

Видимо, терпение Петра Порошенко лопнуло. Еще летом он хотел уволить Коломойского, но бойцы «Днепра» стали открыто угрожать тем, что с оружием в руках пойдут на Киев и снесут администрацию президента. При этом попытки переподчинить территориальные батальоны  Министерству обороны наталкиваются на ультиматумы со стороны комбатов, прошедших в парламент от «НФ», и которые  имеют на сегодня депутатский иммунитет. К примеру, Юрия Березы, комбата «Днепра».

Глава государства стал предпринимать соответствующие меры, чтобы остановить беспредел Игоря Коломойского. Один за другим, лоббистские (фактически – коррупционные) решения Кабмина в пользу группы «Приват» сегодня отменяются либо пересматриваются. Так, Минюст отменил скандальное решение Госавиаслужбы (глава Госавиаслужбы Денис Антонюк, бывшийтоп-менеджер Коломойского), которым фактически признавалось монопольное положение авиакомпании МАУ, связанной с Коломойским. Для новых авиакомпаний украинское небо оказывалось закрытым, а лоукост Wizzair, согласно постановлению, не мог утверждать новые маршруты.

Банковая также отказала днепропетровскому губернатору в приватизации Одесского припортового завода.

«НАК «Нафтогаз Украины» инициировал пересмотр состава аукционного комитета на торгах по продаже нефти и нефтепродуктов, производимых госкомпаниями. «Нафтогаз» предлагает Минэнергоугля вывести из состава аукционного комитета представителя ПАО «Укрнафта» Андрея Куща, которого считают близким к миноритарному акционеру компании  Игорю Коломойскому. В письме отмечается недопустимость ситуации, когда в состав комитета вошел Кущ вместо Петра Столяра, кандидатура которого была внесена «Нафтогазом». Отметим, что на аукционах реализуется продукция «Укрнафты», в которой государству принадлежит 50 %+1 акция, а 42% контролируют структуры Коломойского.

Наличие своего человека в аукционном комитете позволяет контролировать ход торгов и блокировать ненужные решения. Таким образом, переработчик нефти, связанный с Коломойским, на протяжении нескольких лет покупает нефть у госкомпании по заниженным ценам, нанося ущерб госбюджету.

Директор консалтинговой группы «А-95»  Сергей Куюн отметил: на аукционах основным покупателем нефти является ПАО «Укртатнафта», в котором 43% принадлежит «Нафтогазу», а 57 % контролируют структуры Коломойского. Эта компания владеет единственным работающим в стране нефтеперерабатывающим заводом - Кременчугским НПЗ.

Глава Государственной фискальной службы Украины Игорь Билоус заявил о возбуждении прокуратурой Сумской области уголовного дела по факту неуплаты «Укрнафтой» рентных платежей за добычу газа и нефти.

«Сейчас у нас наибольший долг по Сумской области – 1,1 млрд. грн. неуплаты, и именно там сейчас прошли акции налоговые, и они продолжаются. Арестовываем имущество. Людей мы не арестовываем, им просто повестки приходят в рамках отработки уголовного производства», - заявил он.

Генеральная прокуратура возбуждает уголовные дела против подразделений «Привата», а также по фактам откровенного насилия и злоупотребления общественным мнением. Все ближайшее окружение Коломойского вызывается в прокуратуру, пока – в качестве свидетелей. Так, Генпрокуратура вызвала на допрос заместителя Коломойского Геннадия Корбана. Причем сразу по трем уголовным делам. Одно - по председателю Госземагентства Сергею Рудыку, которого летом Корбан и его люди фактически похитили и отправили в зону АТО.   Еще два по прокурору Днепропетровской области Роману Федику, с которым Корбан открыто воюет из-за того, что тот отказывается действовать в интересах Игоря Коломойского. При этом, как стало известно, Корбан попросил выписать ему 30 пропусков, поскольку в связи с постоянной угрозой терактов его охраняют бойцы ДУК «Правый сектор».

На допрос вызвали еще одного заместителя главы Днепропетровской ОГА Святослава Олийныка. Его допрашивали по пяти делам, одно из которых открыто из-за его поста в Facebook, где он написал о том, что бывший и.о. генпрокурора Олег Махницкий заработал на своей должности 300 млн. долларов.

Наконец, заместителя Игоря Коломойского Бориса Филатова, ныне народного депутата, не пустили на заседание фракции «Блока Петра Порошенко». Как заявил Юрий Луценко, он три недели ждал заявления от господина Филатова о вступлении в партию: «Вчера (26 ноября) в обед он его написал. Но в списке приглашенных членов фракции из-за технических обстоятельств он не попал».

Чем закончится противостояние между Игорем Коломойским, который из-за экономического кризиса пошел ва-банк с Петром Порошенко, сейчас трудно сказать. Хотя олигарх в результате торга вокруг парламентской коалиции не получил ожидаемого количества ключевых должностей, это еще не окончательный его проигрыш.  Очевиден иной вывод: олигарх использовал политическую ситуацию ради собственного обогащения, действуя незаконно и абсолютно безнаказанно, применяя разного рода коррупционные схемы. Продолжение, как говорится, следует.