Кто рискнет поработать в Нацбанке?
09.12.2014 10:00

Реформирование Национального банка Украины  – в разгаре. Кроме сокращения персонала и перекраивания структуры финансового регулятора, руководство ведомства начало активный поиск ряда ключевых сотрудников. В том числе, согласно сообщению в Facebook и на сайте bank.gov.ua, банковский регулятор ищет директоров департаментов корпоративных вопросов, монетарной политики и экономического анализа, финансовой стабильности, и т.д. Также в открытом доступе появилась информация о поиске двух заместителей председателя.

Бизнес-сообщество отреагировало на объявление мгновенно – от горячего обсуждения новости до предложения вскладчину сформировать фонд, который будет финансировать работу смельчаков, решившихся трудоустроиться в НБУ. Forbes узнал у представителей коммерческого банковского сектора, высылали ли они свои резюме в центробанк.

Реформа, которую затеяли в НБУ, была инициирована в том числе Международным валютным фондом и разработана при участии группы канадских экспертов, которые работают при НБУ, начиная с кризиса 2008 года.

Как ранее сообщал Forbes, регулятор начал масштабное изменение структуры, которые сравнивают с процессами реформирования коммерческого банка. Заместитель председателя НБУ Владислав Рашкован считает, что регулятор может перенять от коммерческих организаций три основных урока.

«Первый – ориентация на результат работы, а не на бюрократический процесс. Второй – понимание, что организация – это не место, где ты должен состариться и выйти на пенсию. Это место, где ты можешь проявить свои таланты и вырасти профессионально и личностно. Третий урок – уровень доверия к сотруднику зависит не от лояльности к руководителю, а от профессиональных и ценностных характеристик самого сотрудника и его/ее способности приносить результат», – говорит Рашкован.

В целом, большинство опрошенных экспертов считают, что реформа финансового сектора назрела. «Реформа не просто необходима – она критично необходима. Сегодняшнее руководство НБУ занимается самыми непопулярными реформами, включая сокращение персонала и затрат аппарата НБУ. Очевидна острая необходимость сокращения расходов госаппарата и создание условий для концентрации банковского рынка. Это первостепенные реформы», – рассказывает генеральный директор Baker Tilly Ukraine Александр Почкун.

По данным НБУ, реформа затрагивает разработку новых инструментов денежно-кредитной политики и надзора, перестройку системы принятия регуляторных решений. «Не ручное ежедневное управление, а действительно построение новой системы принятия решений, основанной на цифрах, сценарном анализе, взаимосвязанных экономических и эконометрических моделях, прогнозах, стресс-тестах, системах раннего реагирования», – объясняет Рашкован.

В НБУ верят, что финансовый сектор уже частично чувствует эффект от реформы. «Руководители хороших банков поддерживают нас в реформе, а собственники плохих банков и «небанков» засуетились, так как поняли, что толерантности к системным проблемам не будет. И поверьте мне, в большинстве эти проблемы не связаны с войной – они являются рудиментом искривленного пространства, в котором банковская система жила достаточно долго», – говорит Владислав Рашкован.

Критичным вопросом, с которым столкнулись в Нацбанке, стал поиск менеджеров. По данным Forbes, с конца лета в НБУ проходят собеседования с сотрудниками международных банковских корпораций, но пока что – безуспешно. Хотя эта часть реформирования является наиболее существенной.

«НБУ для укрепления необходимо усилиться людьми», – считает собственник Дельта Банка Николай Лагун. На вопрос Forbes, пошел бы он на работу в НБУ, Лагун замешкался, сказав, что для ответа ему нужно изучить вопрос более досконально.

Мы опросили и других банкиров, узнав – пошли бы они работать в НБУ, и если да, то при каких условиях. «Я и ряд других банкиров отправят резюме в НБУ. Речь идет не о проверке госоргана на прозрачность – речь идет о необходимости ротаций в руководстве НБУ и о выработке стратегии работы регулятора», – говорит экс-член Совета НБУ Василий Горбаль.

На стене в Facebook Владислава Рашкована уже обсуждали вознаграждения будущих управленцев. По данным Forbes, ранее зарплата заместителей председаталя НБУ составляла 100 000 гривен в месяц. 

«Я в открытом обсуждении спросил, какой является зарплата на должности зампреда. Мне сказали, что об этом мне скажут потом. Это был странный ответ. Но подавать свое резюме я все равно буду, на заместителя председателя НБУ по рыночным операциям», – рассказывает экс-председатель правления банка «Петрокоммерц-Украина» Денис Чернышов.

Президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко посчитал странным вопрос о том, пошел ли бы он на работу в НБУ. «О каких вообще новых вакансиях в НБУ может идти речь, если по всей стране сокращают персонал из-за войны?!», – возмущается банкир, отмечая, что количество банков в системе сокращается, следовательно, для меньшего количества участников системы логично потребуется меньше надзирателей. Он резко критикует все инициативы по реформе Нацбанка.

«Нигде в мире во время войны, кризиса реформы не проводят. Если есть в НБУ возможность сократить расходы – сокращайте зарплату председателя НБУ», – говорит Сугоняко. Он вспоминает период, когда его Ассоциация попала в опалу к прошлой власти, и АУБ приходилось проводить сокращение расходов.

«Не нужно сокращать зарплату водителей! А вот зарплату главы структуры можно сократить раз в 5 в среднем. В Украине множество людей, специалистов, а власть ищет управленцев, которые ничего не понимают в украинской системе управления, за границей!», – удивляется Сугоняко.

Напомним, что на реформе НБУ также настаивали в МФВ, который выступает основным кредитором Украины. Кроме того, часть изменений банковской системы относится к мерам, которые проводятся во избежание санкций со стороны FATF.

«Какое отношение банки имеют к тому, что при власти есть коррупция? Конвертация в Украине была, есть и будет. Потому что есть теневая экономика, и эта теневая экономика нуждается в долларах. Но какое отношение имеют к процессу банки, если мы говорим о теневой экономике, которая работает в долларах!», – утверждает Сугоняко.

Заместитель председателя правления банка «Национальный кредит» Петр Пекур считает, что на предложенных должностях сотрудникам вряд ли будет предоставлен уровень независимости, достаточный для принятия ключевых решений.

«С учетом реформирования всей государственной системы, НБУ не может остаться в том состоянии, в каком он есть. На сегодня Нацбанк настолько заполитизирован, что реальных полномочий у замов и директором департаментов может не быть, – говорит Пекур. – Также, в сегодняшних условиях для карьеры работа в НБУ – это не всегда хорошо, потому что многие экономические потрясения будут списываться на чиновников этого ведомства». С ним отчасти солидарен профессор практики MIT и экс-сотрудник МВФ Андрей Кириленко, который в своем блоге написал, что НБУ утратил былую независимость.

«Должности замов НБУ – это интересные места для патриотически настроенных людей, желающих начать свою карьеру в развивающемся государстве. Но мотиваторов там не очень много. Эти люди должны иметь «подушку», чтобы работать на этих позициях. Ведь основная проблема подобных назначений – каким образом людям будет обеспечиваться компенсация? Профессионал, который может что-то сделать и был бы заинтересован что-то сделать, должен просто покинуть коммерческий сектор с нормальным уровнем компенсации. Также, он должен учитывать, что в НБУ есть репутационные и другие риски», – говорит Александр Почкун.

По его словам, вчера в ЕБА уже обсуждался вариант создания фонда, который на переходной период будет поддерживать менеджеров, идущих работать в Нацбанк. «Потому что даже на этих позициях соблазна будет очень много. А людей нужно поддержать», – резюмирует Почкун.