Вырвать с корнем. Еще один эксперимент над Украиной
22.12.2014 11:27

Сейчас много говорят об очищении власти и необходимости сокращения госаппарата. Придерживаюсь мнения, что реформа государственной службы, как и судебной, является неотложной. Остальные изменения должна проводить уже новая система. При этом требуется комплексная реформа, которая не просто сократит количество сотрудников, но и поменяет саму философию госслужбы, превратив чиновника из небожителя в наемного провайдера административных услуг гражданам и бизнесу.

История национальных админреформ показывает, что любые попытки сокращать, урезать, реорганизовывать, объединять и замещать приводят только к еще большему разрастанию аппарата. Любой чиновник всегда умеет блестяще оправдать свое существование и побороться за рост влияния.

В этом смысле принципы жизнедеятельности госаппарата удивительно похожи на правила садоводства. Ведь если подрезать плодовое дерево, на следующий год оно не только разрастется, но и даст хороший урожай.

Если же хотят избавиться от сорняка, то его не подрезают или пересаживают, а вырывают с корнем, тщательно перекапывая после этого землю. Так стоит реформировать и госаппарат — не подрезать, а вырывать с корнем, навсегда демонтировать ненужные стране чиновничьи рассадники.

Недавно я поинтересовался у одного уважаемого мной экс-министра экономики: нуждается ли Украина в Министерстве экономики? Ответ был таков: два департамента, которые занимаются вопросами торговли и экспорта, нужны, а вот без остальных примерно 38 департаментов и управлений можно обойтись.

На вопрос же о том, какой удельный вес этих двух департаментов в структуре всего министерства, последовал ответ: не более 6 %. То есть примерно 94 % Министерства экономики — это балласт.

Мы более двадцати лет живем по объективным законам рыночной экономики, и этим законам не требуется, чтобы ими управляли 40 подразделений. Например, отдел по работе с иностранными представительствами занимается их регистрацией, справляется обычно не менее чем за 30 рабочих дней и взимает за эту услугу $1 тыс. Бумажной волокитой работа отдела, в принципе, заканчивается.

Но если сегодня любая понятная иностранная компания пожелает открыть в Украине представительство, нанять сотрудников и арендовать хотя бы один квадратный метр офисной площади, а значит, влить в нашу экономику немного твердой валюты, эту компанию в аэропорту должен встречать лично министр экономики.

При этом саму регистрацию следует осуществлять не целому министерству, а обычному госрегистратору. Срок регистрации — время, за которое иностранная делегация доезжает из аэропорта до офиса регистратора.

В процессе формирования нового правительства мелькнула новость, что коалиция якобы договорилась об упразднении министерства молодежи и спорта. Так как я прожил весь нормативный период молодости (по разным критериям то 14 до 30 лет) в независимой Украине, да еще и пытался заниматься спортом, но ни разу не ощутил на себе существование министра, который должен заботиться обо мне, то воспринял новость с воодушевлением.

Но напрасно - министерство устояло. В любом случае остается вопрос к экс-министру и новому министру молодежи: если они истинные реформаторы, почему не поставят под сомнение целесообразность самого ведомства?

Как определить, какие госорганы действительно не нужны нашей стране?

Ответить на этот вопрос поможет сама жизнь. Многострадальная Украина перенесла немало сложных экспериментов над собой, поэтому мы можем позволить себе еще один небольшой опыт над госаппаратом.

Метод подсказывает замечательный чешский писатель Ярослав Гашек. В одном из его рассказов монарх сходит с ума. Подданные пытаются найти выход из возникшего политического кризиса, однако замечают, что состояние правителя никак не влияет на привычное положение дел, все идет своим чередом.

Итак, берем любое не очень нужное в саду растение, то есть министерство, и вырываем — закрываем его на какое‑то время. И наблюдаем. Подведомственный бизнес или сфера общественной деятельности с большой долей вероятности смогут самоорганизоваться, многие задачи решатся на уровне местных общин или негосударственных институтов, а в некоторых случаях не произойдет вообще ничего.

Есть подозрение, что потенциальное исчезновение десятков министерств и ведомств, в том числе в сфере экономики, сельского хозяйства, культуры, спорта и так далее, может просто остаться незамеченным, будто их и не было никогда. А любая попытка создать новый госорган в нынешних условиях, независимо от того, чем он будет заниматься,— это залезание в дырявый карман налогоплательщиков, фундамент для новой коррупции и бесполезности.

Поэтому каждый новый руководитель, если он реформатор и патриот, должен прийти на должность не для того, чтобы «сесть» на какой‑то вопрос или поток и пытаться «реформировать» его под себя, а с целью прекратить существование этой должности, если у общества нет в ней потребности. И держать на рабочем столе памятку садовода.

Директор налогово-юридического департамента компании «Делойт», адвокат, кандидат юридических наук Дмитрий Павленко