Руслан Бортник об итогах 2014-го и перспективах 2015 года
10.01.2015 21:31

«Если анализировать чистые события, то уже вехами в истории стали:

  1. ЕвроМайдан, который имел две фазы: первая фаза, до 22 февраля – революция; после 22 февраля – олигархизация протеста, когда к власти вместо «майдана» и тех сил, которые родились на майдане, пришли несколько финансово-промышленных групп и идеологический переворот (отход от принципов за которые стояли участники Майдана);

  2. Аннексия РФ Крыма, потеря значительной части армии и флота;

  3. Война на Донбассе и потеря контроля над значительными территориями, исключение их жителей из политических процессов Украины;

  4. Второе событие – глубокий экономический кризис. На данный момент в нашей стране самые низкие зарплаты, пенсии и стипендии в Европе. Произошло падение национальной валюты как минимум в 2 раза. Отключение света. Забастовки и митинги социально зависимых от государства групп населения: учителя, транспортники, студенты».

«Если же говорить о процессах, то начнем с позитивного. Во-первых, Майдан высвободил огромную социальную энергию и сделал большой шаг к построению гражданского общества в Украине – украинцы почувствовали ответственность за страну и свои силы к изменениям, а Украина постепенно переходит в категорию стран «где власть боится свой народ», а не наоборот. Во-вторых, Майдан создал социальные лифты для многих новых людей, которые не имели таких шансов при предыдущих системах Януковича, Ющенка, Кучмы. Сформировалось определенное патриотическое ядро в стране. Правда, этому патриотическому ядру еще предстоит длинный путь от архаического национализма до национал-демократизма. И последнее, позитивным моментом так же есть информационное привлечение внимания к Украине. Весь мир еще раз обратил внимание на Украину, знает о ней. Понимает и знает ее место на нынешней геополитической карте».

«К сожалению, негативного пока больше. Надо признать, что мы как страна совершили большой регресс в экономическом, политическом, социальном плане. Но я не хочу этот регресс напрямую связывать с событиями майдана. Он связан с действиями властей, которые пришли на волне майдана, с неумением их слышать других людей, договариваться, с отсутствием их субъектности, с их непрофессионализмом, с их коррупцией. Ни одно из требований майдана, которые выдвигались, из обещаний власти, которые давались, не выполнены до сих пор. Ни борьба с коррупцией, ни реформы – ничего не было сделано. Единственное что выполнено из обещанного – поднятие цен на ЖКХ».

«В обществе случился и сохранился острый социальный раскол. Тот раскол, который наблюдался еще на Майдане, т.е. последние социологические опросы показывали, что 49% украинцев поддерживают майдан, 46% – нет, транслировался на войну на востоке, на отношения с Россией. И даже сейчас социологи показывают, что не менее 30% украинцев говорят о том, что они не признают законности нынешних властей в Украине. Эти люди готовы голосовать за любую оппозицию, даже такую потешную как Оппозиционный блок. Эти люди в значительной мере понижают легитимность власти и эффективность ее действий. Эти люди стоят в основе сепаратистских действий на Донбассе и в Крыму. Пока что на выборах, которые прошли в этом году эти люди не проявили себя в полной мере, потому что они находятся в определенном деморализованном состоянии. Им не за кого голосовать, некого поддерживать в Украине. Это большая трагедия, потому что они вынуждены ориентироваться на внешние силы, в том числе и на Россию. Но это временное состояние. Рано или поздно появится другая политическая сила, сформируется, обновится, аккумулирует негативный потенциал в какое-то сильное движение.

«Десуверенизация Украины. Если говорить честно, не смотря на то, что Майдан проходил под лозунгами борьбы за свободу, демократию, права человека, противостояние тоталитарному режиму Януковича, мы сегодня стали менее независимой страной, нежели мы были при Януковиче. Наша страна в значительной мере находится под внешним управлением. И признаками этого являются не только министры-иностранцы в правительстве, но и неспособность Украины решать любые вопросы, будь то экономического (формирование бюджета), или политического характера (переговоры в Минске), без консультаций со своими европейскими и американскими партнерами. То, что раньше мог позволить себе Янукович: метаться влево, вправо или танцевать на месте, сейчас себе не может позволить Порошенко».

«Новые угрозы демократии. Не смотря на то, что все происходящее в Украине на протяжении 24 лет было сопряжено с ужасной коррупцией, непотизмом, злоупотреблением властью, я считаю, что Украина проходила медленную демократическую эволюцию с каждым новым режимом, с каждым новым президентом. Сектор свободы, демократии, свободных СМИ все время увеличивался не прекращаясь. Возможно, одной из причин этого была конкуренция между кланами. Кланов было много, они конкурировали между собой. Соответственно, было широкое нейтральное поле, широкое поле для маневров, для политиков, экспертов, журналистов. К сожалению, после майдана, особенно после второй его части и прихода к власти нескольких очень ограниченных финансово-промышленных групп, все это резко свернулось. Политика становится однотипной и нетерпимой. Большие социальные группы в Украине радикализированы и не приемлют никакой точки зрения, кроме своей. Конкуренция в украинской политике свелась к минимуму, свелась к подковерной борьбе. Большинство медиа в той или иной мере ангажированы определенными политиками или финансово-промышленными группами».

«Деиндустриализация и депопуляцияИз промышленной и сельскохозяйственной страны мы превращаемся просто в агарную страну. Напомню, что еще недавно аграрный сектор занимал у нас 5-8% от ВВП. Сейчас эта доля увеличивается до 20%. При чем это увеличение связано, прежде всего, не с эффективной политикой в сельском хозяйстве, а с тем, что остальные секторы экономики: промышленность машиностроение, добыча полезных ископаемых, стремительно разрушаются. Остановили свою работу два таких гиганта как Южмаш и АНТК им. Антонова. Мы резко переходим из стран развитых, индустриализованных в аграрные придатки больших стран. То за что боролись наши деды кровью и потом, что они строили, начиная лампочкой Ильича и заканчивая Днепрогэсом, мы умудряемся примитивно разрушать и продавать. Будущего для таких стран как Украина в аграрном секторе нет. Потому что аграрный сектор не сможет потянуть такую населенную страну, такую большую экономику. После того, как в Украине будут разрушены остатки индустриализации, нас ожидает массовая эмиграция. Это уже не будут 2, 3, 5 миллионов, это не будут 100-500 тыс. в год. Это будут десятки миллионов людей, которые будут вынуждены покинуть эту страну из-за стремительного ухудшения жизни в стране, разрушения инфраструктуры в стране, потому что сельское хозяйство не сможет на надлежащем уровне поддерживать ЖКХ и другие сектора. Мы уже это наблюдаем на примерах отключения света, больших проблем с теплом. Т.е. государство, опираясь на аграрный сектор, не сможет поддерживать себя и общество в нынешнем его положении. Скорее всего, в ближайшие 10 лет после деиндустриализации страну покинет не менее 20 миллионом человек. Нас ожидает депопуляция».

«Прогноз на 2015. Нас ожидают деиндустриализация и дальнейшая депопуляция. По исторической аналогии с процессом огораживания в Великобритании, нас ожидает очень эффективное обрабатывание земель большими хозяйственными корпорациями. Люди там будут не нужны в таких количествах. Соответственно инфраструктура в селах, маленьких городах будет уничтожаться, люди будут вынуждены эмигрировать сначала в больше города, затем за рубеж. Если в ближайшее время не будет проведена эффективная антикоррупционная реформа, которая должна начаться с голов, т.е. нужны конкретные антикоррупционные расследования первых лиц государства и их окружения: народных депутатов, министров и прочих. СМИ много пишут и достаточно обосновано о деяниях этих чиновников, руководителей нашего государства. Если реформы не будут проведены в ближайшее время, Украину ожидает волна протестов, кровавое противостояние вокруг этих протестов. Безусловно, власть будет пытаться подавить это силой. И не той импотентной силой, которой пытался подавить протесты Янукович, а это могут быть вооруженные отряды снятые с линии фронта. Мы уже слышали такое тенденции, Яценюк неоднократно заявлял, что все, кто протестуют против нынешней власти, в том числе транспортники, которые не получают зарплаты с сентября, это как минимум агенты ФСБ. То есть формируется общественное мнение, что это нужно подавлять силой. Если не будут проведены антикоррупционные реформы, ну будут решены эти социальные вопросы, нас ожидают вооруженные кровавые противостояния ближе к весне этого года. Без реформы государственного управления, т.е без эффективной децентрализации и передачи экономических и гуманитарных полномочий в регионы, нас ожидает постепенный распад страны».