Пять глобальных рисков, актуальных прямо сейчас
15.01.2015 09:40

Авторитетные мировые эксперты по рискам глава Eurasia Group Ян Бреммер и основатель RGE Monitor Нуриэль Рубини по прозвищу Dr. Doom в интервью Time рассказали, о чем нам следует и не следует волноваться в новом 2015 году. Глобальных геополитических и экономических факторов, на которые нельзя не обратить внимание, получилось пять. Вот они.

Россию недооценивают как крупный политический риск, особенно для Европы. Аналитики давно называют российско-украинский конфликт и поведение президента Владимира Путина в числе угроз мировой стабильности, но Бреммер считает, что все может стать еще хуже.

По мнению эксперта, в условиях падения нефтяных цен, которые сейчас находятся на минимальном за пять с половиной лет уровне, «Путин может стать еще более опасным и непредсказуемым» и дестабилизировать обстановку в соседних с Россией странах, чтобы отвлечь внимание россиян от проблем экономики.

Все это угрожает подпортить отношения США и ЕС, если те не сумеют согласиться в том, как лучше всего противостоять Кремлю.

США отрываются от остального мира. С одной стороны, указывает Рубини, США в прошедшем году были единственным ярким пятном на экономической карте мира. С другой – есть ощущение, что политически они все больше отдаляются от других стран (в минувшую пятницу президент Барак Обама не поехал на марш памяти жертв нападения на редакцию Charlie Hebdo в Париже, отправив на мероприятие посла во Франции, после чего Белый дом позднее публично признал свою неправоту).

По словам Бреммера, Америка сегодня демонстрирует свою силу такими способами, которые несложно использовать в одиночку, – от беспилотных самолетов в зонах конфликта до финансового оружия (например, санкций и заморозки активов) против проблемных стран вроде Ирана и России.

Стоимость нефти будет низкой не всегда. Оба эксперта сходятся во мнении, что решение ОПЕК не вводить ограничения на добычу нефти, которое позволило ценам на сырье продолжить падение, было неверным.

С точки зрения Рубини «все дело в экономике», то есть нынешняя стратегия Саудовской Аравии направлена на то, чтобы выдавить конкурентов с рынка и получить возможность увеличить собственные объемы производства и прибыль.

Китай остается большой загадкой. Наблюдатели никак не могут определиться, что означает идущая в Китае консолидация власти главой страны Си Цзиньпином: то ли это признак близости небывалых по размаху рыночных реформ, то ли – сигнал возвращения страшных времен Мао Цзэдуна.

Бреммер надеется на первое – рыночный разворот и социальную стабильность, Рубини же менее оптимистичен, но оба аналитика считают, что 2015-й станет для Китая поворотным годом.

Поляризация, неравенство и уязвимость – главные слова 2015 года. И в политике, и в экономике мир ждет раскол прежних альянсов и формирование новых.

Конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке усугубятся, прежде чем в них наступит улучшение, опасность дефляции в Европе разогреет ультраправые настроения, а замедление Китая и падение нефтяных цен будет только способствовать сдвигам в геополитическом ландшафте.

Рынки в этом году будут вести себя очень нервно, предупреждают эксперты.