5 экономических ударов по Донбассу
21.01.2015 22:00

Трудно быть объективным, когда речь идет о Донбассе. Мне – особенно, потому что война сейчас разрушает мой дом, уносит тысячи жизней моих сограждан, разрушает будущее целых поколений.

С другой стороны – мне никогда уже не избавиться от привычки искать экономическую подоплеку в любом процессе или явлении. Даже в войне. Особенно в войне.

Вооруженный конфликт в одном из самых промышленно развитых регионов Украины, где производилась значительная часть отечественного экспорта, не мог не отразиться на стране. Правительство искало антикризисные решения.

Насколько эти решения были справедливы в отношении миллионов граждан Украины, оказавшихся сегодня в так называемой зоне проведения антитеррористической операции – оценят после. Но первые последствия предпринятых шагов уже ощущаются. По всей стране.

Предлагаю вашему вниманию топ-5 экономических решений правительства Украины по Донбассу и оценку их последствий как для региона, так и для страны в целом.

Проведение антитеррористической операции

Возможно, изначально украинская власть действительно планировала в сжатые сроки завершить АТО. Напомню, изначально заявлялось, что она займет не более 48 часов. Этого не случилось. Вышел затяжной конфликт с полномасштабными боями.

Сейчас можно уже судить о том, что ставка на силовое решение сильно «подкосила» экономику не только Донбасса, но и всей Украины. Причем сразу по двум направлениям.

Во-первых, есть прямые военные расходы – каждый день АТО, по заявлениям представителей украинской власти, обходится стране в 100 млн гривен. А ее длительность, напомню, перевалила уже за полгода…

Во-вторых, бюджет в 2014 году из-за войны недополучил около 18 млрд гривен (данные Минфина). Это налоги и взносы предприятий, а также недополученные платежи от невыполненных внешних контрактов с Россией.

Торговый оборот между Украиной и РФ сократился на треть. По многим причинам. Одна из них – украинские производители объективно не смогли выполнить свои обязательства из-за боевых действий.

Две трети компаний в зоне АТО прекратили свою деятельность, включая крупные машиностроительные, металлургические и химические предприятия. Уцелевшие свернули производство, так как иностранные контрагенты отказываются работать с компаниями на этой территории даже по предоплате.

Кроме того, более 85% предприятий малого и среднего бизнеса прекратили работу в зоне АТО.

Между тем, речь идет во многих случаях об экспортерах. Их остановка сильно снизила поступления валютной выручки. И это, среди прочего, усилило девальвацию гривны.

А зона АТО стала территорией массовой безработицы. Что грозит сильно затянуть конфликт: увы, во многих городах Донбасса «рабочие места» есть только в рядах военных формирований.

Финансовая блокада

Банки, прочие финансовые учреждения и почта в зоне АТО прекратили свою деятельность. Сейчас там нет даже системы безналичных расчетов, заблокирован доступ к Госказначейству и отключены все реестры.

То есть, немногочисленные работающие там предприятия не имеют возможности платить налоги, лишены оборотных средств и тихо дрейфуют к банкротству.

Кроме того, это вызвало панику среди населения. Люди массово забирают из банков депозиты и обналичивают все, что есть на их карточках: социальные выплаты, остатки сбережений, другие доходы. Речь уже не идет только о жителях неподконтрольных территорий, пошла цепная реакция.

При этом НБУ не разрешает банкам списать в убытки обесцененный кредитный портфель заемщикам из зоны АТО (хотя самим заемщикам разрешили не возвращать кредиты до окончания военных действий). А это только усугубляет тяжелую ситуацию в банковской сфере.

Наконец, необходимость постоянно пересекать линию фронта для визита в банковские и государственные учреждения подвергает опасности мирных граждан. Большинство пассажиров автобуса, попавшего под обстрел в Волновахе, были «пенсионными туристами»…

Прекращение финансирования социальных выплат и бюджетных учреждений, приостановка работы больниц, судов, отделений Пенсионного фонда и органов социальной защиты

Война официально не объявлена, а, значит, эти меры откровенно незаконны. Люди на Донбассе не отказывались от украинского гражданства, и сама Украина не лишала их гражданства и не декларировала Донбасс как регион вне своей юрисдикции.

Зона АТО остается частью страны, а проживающие там люди – гражданами этой страны. Гражданами, которые одним президентским указом оказались поражены в правах.

Цинизм ситуации в том, что эта мера позволила государству сэкономить 15 млрд гривен в год. Субсидии на госпредприятия, содержание госучреждений плюс около 6 млрд гривен зарплат и соцвыплат.

Именно это решение повлекло за собой гуманитарную катастрофу. В одной только Донецкой области 210 000 человек не переоформляли выплаты, и 30 000 бюджетников остались без средств к существованию из-за ликвидации учреждений.

Кстати, если кто-то из них будет подавать в международные суды, то дело наверняка выиграет. Помимо прямых затрат (выплата компенсаций), Украина потеряет в репутации. И опосредованно – в деньгах.

Международная репутация – не пустой звук. Это показатели в мировых рейтингах. Падение страны в табели о рангах означает отток инвестиций.

Прекращение финансирования государственных шахт в зоне АТО

Этот пункт, хотя и является частично фрагментом предыдущего, следует рассматривать отдельно. Потому что блокирование работы угольных предприятий спровоцировало веерные отключения электроэнергии, то есть, очевидно, ударило по Украине сразу же.

Более 80 украинских шахт (60% от общего числа) находятся в зоне АТО, в том числе 17 предприятий – в зоне активных боевых действий. Последние, скорее всего, уже никогда не заработают. Трудятся здесь 200 000 человек, в государственном секторе – 150 000. Точнее, трудились.

Прекращение господдержки шахт спровоцировало дефицит топлива для украинских ТЭС. Когда-то было принято очевидно правильное решение: для укрепления энергетической независимости перевести все тепловые станции с газа на местное топливо – антрациты и тощие угли.

А блокирование работы госшахт в зоне АТО обернуло эту правильную конструкцию против Украины. В энергетическом балансе страны «угольная» электроэнергия занимает около 40%. Для нормальной работы станций необходимо более 3 млн тонн угля в месяц. Сейчас на складах в зоне АТО лежит 5 млн тонн – полуторамесячный запас.

Украина имеет единую энергосистему. Отключение любого блока отразится на всех потребителях. Тут не отгородиться никакой блокадой.

Есть три выхода из ситуации

Первый – покупать уголь в других странах. Таких стран в мире десять, ближайшая – Россия.

Второй – все-таки найти способ возобновить поставки из зоны АТО. Этот уголь, с учетом затрат на логистику, самый дешевый.

Третий – перевести ТЭС на т.н. «газовый» уголь, который в достаточных количествах добывается на территории Украины, не в зоне АТО. Много лет и огромные затраты, не слишком целесообразно для антикризисного решения.

Кроме того, проблема в том, что некоторые работающие на таких углях станции находятся в зоне боевых действий. В то время как потребители недоступных пока антрацитов в безопасности, но без топлива.

Прекращение железнодорожных перевозок

Сейчас грузовые и пассажирские перевозки практически остановлены не только на территории ДНР и ЛНР, но и в некоторых других районах Донбасса.

Разумеется, это грозит остановкой таких промышленных гигантов, как Алчевский меткомбинат, Енакиевский металлургический завод, Авдеевский коксохимический завод, находящихся в зоне боевых действий.

Помимо этого, под угрозой остановки окажутся металлургические заводы Мариуполя и горно-обогатительные комбинаты Кривого Рога.

Донецкая железная дорога была кровеносной артерией, по сути, всего ГМК страны. Не говоря уже о том, что в случае достижения соответствующих договоренностей и уголь на ТЭС надо будет чем-то вывезти с шахтных складов.

****

Результаты принятых решений, по моему мнению,  ярко демонстрируют экономическую нецелесообразность войны как инструмента государственной политики в отношении Донбасса.

И вопрос сейчас не в том, насколько эти решения были справедливыми по отношению более чем к 6 млн украинских граждан, проживающих в Донецкой и Луганской области. Вопрос в том, насколько они справедливы для всех граждан Украины, независимо от места их проживания, в полной мере ощутивших не себе их последствия уже этой зимой.

Именно поэтому правительству уже давно пора задуматься: действительно ли на войне все средства хороши?

Экс-министр доходов и сборов Украины, 2012-2013; основатель общественной инициативы «Восстановление Донбасса» Александр Клименко