Коснуться неприкосновенного: что стоит за возможным снятием депутатского иммунитета
05.02.2015 09:30

На заседании в четверг, 5 февраля, Верховная Рада Украины намерена рассмотреть вопрос снятия неприкосновенности с народных депутатов. НВ решило разобраться, как может измениться правовая защита парламентариев

Обещание лишить депутатов неприкосновенности давно стало одной из особенностей любой предвыборной кампании в Украине. Политики с завидной регулярностью намеревались разрушить этот символ коррупции в высших эшелонах власти, однако на деле тематические законопроекты заговариваливась и проваливались.

В то же время при режиме Виктора Януковича депутатский иммунитет не стал помехой для наказания неугодных — подконтрольные Банковой суды находили способ лишить мандата «провинившихся» нардепов.

Тезис о лишении неприкосновенности вошел и в программу деятельности новой коалиции. 16 января президент Петр Порошенко внес в парламент соответствующий законопроект № 1776.

Документ предлагает убрать из Основного закона два положения о депутатах — первое касается гарантий депутатской неприкосновенности, второе — невозможности привлечения парламентария к уголовной ответственности, ареста или задержания без согласия ВР.

Кроме того, аналогичные изменения ждут и судей. Глава государства предложил передать от Рады Высшему совету юстиции право решать, задерживать ли нет судью, за исключением особо тяжких преступлений или задержания «на месте». Также судья может оказаться на лавке подсудимых за нарушение присяги или вынесение заведомо неправосудного вердикта.

В случае успешного голосования в четверг вопрос неприкосновенности еще ждет долгая процедурная волокита. Сначала законопроект отправят в Конституционный суд, которому предстоит решить, нарушает или нет снятие неприкосновенности защищенные Основным законом права и свободы.

После парламенту еще предстоит поддержать документ на двух сессиях — сначала простым большинством, потом - тремя сотнями голосов.

Важная ремарка: Конституцию нельзя менять в условиях чрезвычайного или военного положения, в которые теоретически может перерасти АТО. После прохождении всех этих «кругов» депутаты наконец-то лишат себя неприкосновенности.

Но лишь частично — за ними сохранится так называемый индемнитет, «неприкосновенность», суженная до рамок действий и заявлений депутата в парламенте. За свои слова нардепа, даже бывшего, не смогут привлечь к ответственности, за исключением клеветы или оскорблений.

Законопроект президента пошел по образцу Германии и Британии — закон защитит только высказывания депутата в стенах ВР или ее органов, но не во внепарламентской деятельности.

Но в той же Британии, к примеру, индемнитет не защищает депутата, если он повторил свои реплики для медиа. Украинский законопроект не уточнил этот вопрос, как и особенности регулирования дисциплины в самой ВР.

Перенося на отечественные реалии идею индемнитета, можно предположить, что некоторых нынеших нардепов в теории можно будет привлечь за некоторые внепарламентские заявления, к примеру, по статьям о сепаратизме или же разжигании межнациональной розни.

Самыми частыми причинами судебных противостояний в случае перехода на депутатский индемнитет в Украине, скорее всего, станут препирательства с прессой относительно достоверности цитаты, ссоры между депутатами и возможные утечки внутренней парламентской информации.

Тем не менее, сама идея защиты свободы слова парламентариев опирается уже на зрелую демократию, в которой партийная и парламентская дисциплина уже развились до достаточного уровня, чего еще нельзя сказать об Украине.

Да и сама идея индемнитета — позволить меньшинству критиковать власть, тогда как инициатива Порошенко направлена в основном на борьбу с коррупцией. На бумаге изменения в Конституции способны сделать депутатский мандат менее привлекательным для тех, кто ищет защиты от (потенциального) уголовного преследования — на практике для этого требуется еще и серьезная судебная реформа.

В рекомендациях относительно депутатского индемнитета и иммунитета Венецианская комиссия отмечает, что последний не является условием для успешного функционирования демократии.

«В хорошо работающих политических системах члены парламента достаточно защищены другими механизмами и не требуют отдельного иммунитета», - заключили европейские правоведы.

В итоге переход на суженные права нардепов может оказаться хорошим тестом на качество по-прежнему нестабильной политической системы Украины, но рискует стать исключительно символическом шагом при условии сохранения масштабов коррупции на всех уровнях власти.