Новый проект ЕС. Энергетический союз против Газпрома
11.02.2015 10:20

Европейский союз постоянно акцентирует внимание на важности принципа «единого голоса» в своей внешней политике. Действительно, страны - члены ЕС зачастую выступают единым фронтом по международным вопросам и принимают согласованные решения. И это касается практически всех сфер. Кроме одной.

В энергетической политике правило «единого голоса» все чаще не действует. Это объясняется просто: собственные интересы отдельных стран ЕС превалируют над общеевропейскими.

Последний и самый яркий пример такой разрозненности среди европейцев - отношение к проекту газопровода Южный поток. Россия, используя политику «разделяй и властвуй», добилась того, что страны Юго-Восточной Европы до последнего игнорировали требования Еврокомиссии о соблюдении правила Третьего энергопакета.

Газ всегда был предметом политического торга. Обсуждение цены на «голубое топливо» между отдельными странами ЕС и Россией часто может входить в «пакет» с другими вопросами - например, продолжением или усилением санкций против России. До сих пор во многих странах ЕС там, где есть возможность выиграть в средствах, правило «единого голоса» не работало.

В апреле прошлого года тогда еще премьер Польши Дональд Туск опубликовал статью в газете Financial Times, предложив ЕС создать новое объединение - Энергетический союз как инструмент формирования того самого «единого голоса» в энергетике.

Еще недавно это предложение не находило большой поддержки в бюрократических и политических кругах ЕС. В неофициальных разговорах Энергетический союз называли идеей Польши, которую поддерживают прибалтийские страны, но вряд ли к ней присоединятся Германия и Франция.

Все изменил газовый российско-украинский конфликт прошлого года. Шантаж России четко показал как Еврокомиссии, так и всем членам ЕС, что ни одна из европейских стран не застрахована от подобного сценария.

Сверхтяжелые газовые переговоры стали основным аргументом для того, чтобы не просто рассматривать создание Энергетического союза как одну из целей нового состава Еврокомиссии, но и сделать это задачей для вице-президента ЕК Мароша Шефчовича.

Последний на прошлой неделе заявил о начале практической работы над созданием Энергетического союза. Он уже провел ряд переговоров с заинтересованными странами, в том числе Литвой и автором идеи - Польшей.

В конце февраля должен быть представлен подробный план работы Энергетического союза до 2019 года. Шефчович анонсировал, что планируется пять приоритетов работы Союза: это энергетическая безопасность, завершение формирования общего рынка, энергоэффективность, сохранение климата, исследования.

Место Украины

Сегодня у Энергетического союза есть два сценария будущего: либо его «затрут» другие приоритеты и он в итоге так и не превратится в инструмент для формирования единой политики ЕС, либо станет мощным ответом на политику России.

Многое зависит от личного фактора - а именно, желания самого вице-президента Шефчовича реализовать этот проект. Но важным также является и давление со стороны заинтересованных стран - Польши, стран Балтии, Словакии, Чехии.

И пока эти страны не уверены в своей энергетической безопасности и видят для нее внешние угрозы со стороны России, до тех пор Энергетический союз будет иметь шансы на жизнь.

Украина, безусловно, должна быть частью процесса формирования и деятельности Союза. Во-первых, как член Энергетического сообщества Украина является частью единого энергетического пространства ЕС и имеет право претендовать на присоединение к проекту.

Во-вторых, членство страны - транзитера газа в ЕС в Энергетическом союзе позволит избежать многих политических манипуляций ненадежного партнера.

В-третьих, для самой Украины членство в Энергосоюзе означает не только увеличение доверия со стороны европейских компаний и их приход на рынок, но и нулевые шансы для руководства страны войти в очередные газовые схемы.

Автор - Елена Павленко, президент аналитического центра DiXi Group