Выборы на Донбассе: что имела в виду Меркель?
11.02.2015 10:30

Лидер Германии Ангела Меркель заявила, что на Донбассе должны быть проведены местные выборы в соответствии с украинской Конституцией. По мнению лидера Германии, в итоге мы «будем иметь власть - тех, кто может говорить от имени региона». Ангела Меркель также сказала, что эту идею поддержал Владимир Путин и определенные шаги в этом направлении сделал Петр Порошенко. Мы решили обсудить такую перспективу с экспертами.

Возможно ли сейчас проводить выборы на оккупированных территориях? С какими трудностями столкнутся авторы этой идеи? Не сложится ли ситуация, когда в зоне компетенции сепаратистских местных советов кажутся украинские территории? Есть ли смысл менять административные границы областей?

КАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ СВОБОДНОЕ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОККУПАЦИИ?

Сергей Головатый, экс-министр юстиции, народный депутат Украины шести созывов:

- Выборы никто не проводит в условиях войны. Думаю, что госпожа Меркель это знает. Здравый смысл и европейские стандарты допускают выборы при двух условиях: когда государство полностью контролирует свою территорию, когда восстановлена юрисдикция, когда нет войны, когда на этой территории нет иностранной армии и нет незаконных вооруженных формирований, а преступники привлечены к ответственности.

Выборы возможны, когда люди вернулись в свои дома, когда их дома отремонтированы и они имеют нормальные условия для жизни. Выборы не проводятся, пока не будет обеспечена возможности вернуться тем людям, кто хочет туда вернуться.

И выборы не проводятся в условиях, когда миллионы выехали, а на территории остались одни преступные элементы, бандиты, которых надо привлекать к ответственности за массовые убийства и военные преступления.

Если это все будет сделано, можно обсуждать технические вопросы: предел округов, образование комиссий. Потому что, например, если в какой-то район люди не вернутся, то там округа не будет. Округа в плане численности населения должны отвечать, так сказать, «средней температуре по больницы».  

Пункт о выборах можно записывать в протокол, но надо записывать временные и другие параметры, когда их можно проводить. Это же просто издевательство! Какие выборы под соратниками Гиркина?

Сейчас там действуют администрации, люди находятся в страхе за жизнь и имущество. Какое может быть свободное волеизъявление человека, когда он страдает и думает только о выживании. Я удивляюсь, во что играют европейские лидеры, предлагая нам выборы сейчас. Украинская власть не должна вестись на эту игру, как карась на крючок.

ВЫБОРЫ В ДНР - ЭТО КАК В СИРИИ И ИРАКЕ ПРОВОДИТЬ ВЫБОРЫ СИЛАМИ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА

Юрий Ключковский, народный депутат Украины четырех созывов, работал в комитетах государственного строительства и местного самоуправления:

- Я читал пункт Минских соглашений о выборах и не понял нескольких вещей. По какому закону их хотят проводить? И как их проводить, когда по улицам ездят танки?

Также неизвестно, кто будет контролировать, соблюдают ли люди избирательное законодательство.

Возможно, речь идет об определенном этапе в реализации Минских соглашений. Если будут реализованы первые этапы, в том числе контроль над границей, выведение иностранных войск.

Только после этого можно говорить, на какой территории кто избирается. Думаю, что следует четко разделить территории, которые находятся под контролем Украины, и те территории, которые находятся под контролем террористов, и проводить раздельные выборы в этих регионах.

Делить области или создавать сильный государственный надзор над деятельностью местных органов. Но все это очень серьезные вещи. Уже не говорю о том, как именно проводить выборы. Кто должен формировать комиссии и выдвигать кандидатов. Это следующие проблемы после создания минимальных предпосылок для голосования граждан.

Кстати, как обеспечить права тех, кто выехал? Мы имеем миллион перемещенных лиц. Это очень много даже для Донбасса, где две области суммарно имеют около шести с лишним миллионов избирателей. Это одна шестая, 15% населения. Я уже не говорю о тех, кто погиб, ведь учет никто не вел.

Надо выяснить, будут голосовать граждане Украины или те залетные серые гуси, которые ходят с автоматами, но вдруг окажется, что они - граждане Украины. Я не вижу, как возможно провести быстрые выборы.

И вижу три предохранителя для того, чтобы выборы не стали легализацией бандитов.

Должен быть возобновлен полный суверенитет Украины. Невозможно, чтобы проведение выборов контролировали террористы или россияне. Это смешно.

Когда будет возобновлен суверенитет, то должна быть соблюдена Конституция и законы Украины. Контроль над выборами должен осуществляться в соответствии с украинским законодательством. Должно быть жесткое соблюдение границ полномочий за новоизбранными советами.

Вплоть до того, если они будут выходить за пределы полномочий, то они должны быть распущены. Должен быть обеспечен серьезный государственный надзор за их деятельностью, чтобы они решали вопросы только местного значения.

Вопрос выборов может стоять в повестке дня соглашений, но пятым-шестым пунктом. Когда мы подойдем к ним, следует определять, по какой системе их проводить, какие партии будут участвовать, каков способ выдвижения кандидатов и кого они должны представлять.

ДНР как террористическую организацию? Это то же, что в Сирии и Ираке позволить проводить выборы силами Исламского государства.

Следует думать, как изменить границы областей с учетом мнения местных жителей. Можно подумать, как создать Мариупольскую область или Северодонецкую область. Потому что я глубоко убежден, что Мариуполь не захочет подчиняться такой Донецкой области, имеющей сепаратистов.

То же касается Лисичанска, Краматорска или Северодонецка, которые попробовали этой террористической власти и имеют иммунитет. Следует всерьез думать, как обеспечить процедуру. И уже когда будет возобновлена демилитаризованная территория, когда там не будет никакого оружия, кроме табельного оружия милиции, тогда можно говорить о том, как проводить выборы.

При этом изменение административных границ должно стать этапом подготовки. Я не думаю, что следует приравнивать территории, которые были оккупированы, с территориями, которые не были оккупированы.

Можно давать особый статус территориям, которые были оккупированы, но нельзя отдавать им в юрисдикцию остальные территории Луганской и Донецкой области.

Я ЗА РАБОТУ НАД БУДУЩИМИ ВЫБОРАМИ, НО, ЧТОБЫ ОНИ НЕ НАПОМИНАЛИ «ПЕРЕМИРИЕ»

Виктор Мусияка, эксперт-конституционалист:

- Мне  кажется, что основной посыл Меркель: обеспечить проведение выборов на основе того, что Донбасс - юрисдикция Украины. Потому что выборы возможны после прекращения огня и выведения российской армии, разоружения формирований и закрытия границ. Только тогда можно будет проводить выборы.

Там действует закон об особой зоне. В соответствии с ним, напомню, еще  7 декабря там должны были провести выборы. Но выборы должны проводиться по Конституции и согласно законам Украины. Я не допускаю, что выборы возможны при нынешних условиях. Это идея неприемлема.

Если россияне оттуда выйдут, то нам следует пересмотреть условия объявленной ранее амнистии. Амнистия должна быть индивидуальной относительно каждого, кто участвовал в этих действиях. Мы не можем прощать живодеров. Там следует судебную систему возобновить и пропустить через сито люстрации местных деятелей. Одни должны понести ответственность, другие могут быть амнистированы.

И путь к выборам на Донбассе - очень непростой. Не допускаю, что в Минске до чего-то договорятся, а через неделю - выборы.  Я за работу над будущими выборами, но, чтобы они не напоминали «перемирие».

Пока что Путин использует затишье для усиления вооруженных формирований. Но если процесс разоружения пойдет, если возобновится контроль и юрисдикция государства, если будут разобраны завалы с предыдущим законом об особом статусе и когда пройдут люстрационные процессы, тогда можно будет говорить.

Но я считаю позитивом то, что выборы там не состоялись 7 декабря по закону об особом статусе. Тогда мы в чистом виде получили бы сепаратистские анклавы. Поэтому подготовка выборов при соблюдении всех этих условий может занять полгода. 

ВЫБОРЫ? БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ, К СОЖАЛЕНИЮ, БЕЗ ЧУДА НЕВОЗМОЖНА

Александр Барабаш, президент Ассоциации народных депутатов, эксперт избирательного права:

Александр Барабаш- Выборы на Донбассе - блестящая идея. Каждые переговоры с представителями ДНР, ЛНР сегодня выглядят непонятными и двусмысленными. Бандиты, которых никто не признает, почему-то являются стороной переговоров.

Но есть два важных момента: как юридически, не в нарушение Конституции, отделить одну часть Донбасса от другой? Где проводить выборы: на территории всей области или на оккупированной ее части? А если их разделить, что это будет за документ, который явно будет противоречить Конституции Украины?

Потому что выборы на части области - сложный конституционно-правовой вопрос. Ну как расчленить в правовом отношении две области и избрать два органа власти? Ведь сейчас есть два областных совета. Без изменения административно-территориального устройства невозможно провести выборы.  Кого они будут представлять? Всю область? Часть области?

Второй момент: выборы должны происходить с обеспечением основных прав и свобод граждан. Это свободное выдвижение кандидатов, свободная агитация, что при засилии банд террористов практически невозможно. Впрочем, если создать нормальные условия и очистить край, то выборы и не будут нужны.

Папа Лео Тринадцатый когда-то на вопрос Бердяева, как объединить католичество и православие сказал: блестящая идея, к сожалению, без чуда невозможна. В нашем случае: невозможна без правовых и военных предпосылок.

Хотя мысль правильная, переговоры о будущем территории надо вести с легитимными представителями, с полномочными органами местного самоуправления. Если искать компромисс, можно не акцентировать на некоторых вещах, связанных со списками избирателей.

Конечно, численность населения уменьшилась. Но в Черновицкой, Закарпатской областях людей живет меньше, чем на территориях Луганской и Донецкой областей, оккупированных террористами. Количество людей не является определяющим фактором. Таким фактором является обеспечение прав граждан, в том числе и тех, кто выехал из этих территорий.

Они не потеряли своего права влиять на свою власть. Люди, переселенные по всей территории Украины, как они будут голосовать? Идея правильная, но столько конституционных, правовых, военных, моральных, демографических и других проблем, что решения их не вижу.

Ну как заставить всех боевиков сложить оружие и не влиять на волеизъявление? Потому что это не подлежит компромиссу. Считаю, что это невозможно.