Эскалация мира
18.02.2015 08:20

На Донбассе разворачивается самая масштабная военная операция с момента начала конфликта. По иронии судьбы, происходит это на фоне официально объявленного перемирия, поэтому носит полуофициальный характер.

Боевые действия в районе Дебальцевского плацдарма  (населенные пункты Дебальцево,  Логвиново, Углегорск,  Новогригорьевка, Ломоватка, Широкино и другие) активизировались в начале февраля, а достигли пика в последние несколько дней.

Дебальцево – стратегически важный объект, транспортный хаб Донбасса и один из крупнейших железнодорожных узлов страны. Через него была организована доставка угля из Донецкой области. Также в этом регионе также расположены Мироновская и Углегорская ТЭС.

На момент подписания Минских договоренностей (вторая версия) 11 февраля за Дебальцево уже шли бои, и его статус был неопределенным. Утром после переговоров 12 февраля Владимир Путин объявил всему миру, что в этом районе блокированы силы украинской армии численностью от 6000 до 8000 человек.

Заодно и озвучил позицию украинской стороны: «Представители руководства Украины полагают, что окружения нет, поэтому они считают, что все пройдет достаточно спокойно».

Украинская сторона  данные о количестве контингента, задействованного в операции, не озвучивает. Народный депутат,  комбат Семен Семенченко на своей странице в Facebook написал, что речь идет о «сохранении костяка армии», добавив, что «территории всегда можно будет вернуть».

С момента официального перемирия – 0.00 часов 15 февраля  – интенсивность боевых действий в этом районе значительно усилилась. Forbes не приводит данные о потерях с украинской стороны, озвученные ДНР, из этических соображений, а также потому, что не может им полностью доверять.

Родственники бойцов 128-й отдельной горно-пехотной бригады, которая воюет под Дебальцево, на митинге под Минобороны, в ходе которого они требовали вывести солдат с этой территории, заявили, что речь идет «о сотнях» погибших.

По данным источника Forbes, погибших «не менее 500». По неофициальной информации, часть дорог, по которым возможно отступление, либо простреливаются боевиками, либо заминированы.

Спикер АТО Андрей Лысенко заявил ,что ситуация в районе Дебальцево меняется практически  ежечасно. Единственное, что остается неизменным – договоренности о прекращении огня не выполняются.

«Боевики углубились в город, по части города проводят зачистки. Нам все тяжелее удерживать свои позиции, каждая минута играет нам в минус» – заявил в эфире «5 канала» в и.о. главы пресс-службы Генштаба Владислав Селезнев.

Напряжение подогревает то, что в истории военной кампании на Донбассе уже был трагический эпизод, схожий с ситуацией под Дебальцево. В августе в районе Иловайска  украинские военные оказались окружены боевиками.

За месяц котел был зачищен, части украинских военных была предоставлена возможность покинуть захваченную территорию через гуманитарный коридор. Точная цифра погибших засекречена, по разным оценкам это от 240 до 1000 человек.

На начальном этапе существования Иловайского котла украинские власти отрицали сам факт его существования, пеняя на российскую пропаганду.

Несмотря на очевидные параллели, сравнивать ситуацию с Иловайском представители власти и военные эксперты не спешат.

«На сегодняшний день ситуация в Дебальцево очень неоднозначна – но я пока не могу сказать, что это «Иловайск-2», – сказал Юрий Береза, замглавы фракции «Народного Фронта», глава  подкомитета по вопросам военной безопасности и обороны Комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны. – Мое мнение кадрового военного – я бы принципиально уже давно отрезал к едреной бабушке Горловку, и никакого так называемого Дебальцевского котла не было».

Он напоминает, что Дебальцево – крупнейший логистический центр Донбасса, и потому его ценность для обеих сторон очень велика.

«И я понимаю, почему террористы так держатся за Дебальцево – им необходимо железнодорожное соединение с ДНР и ЛНР, – говорит он. – Как военный я могу сказать, что это напоминает то, что было в Иловайске».

При этом он надеется, что откровенное нарушение обязательств по прекращению огня со стороны боевиков  а де-факто – Россией  – будет иметь для последней серьезные геополитические последствия, и давление со стороны европейских партнеров усилится.

Ирина Фриз, глава подкомитета по вопросам безопасности государственных информационных систем Комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны считает, что реальная ситуация в Дебальцево балансирует между оценками «все хорошо и под контролем» и «Иловайск-2». 

«Есть заявление замглавы Администрации президента Чалого, который заявил, что там ведутся уличные бои. Была попытка срыва Минских договоренностей, для этого делается все», – говорит она.

По ее словам,  Украина будет обращаться к странам-участницам переговорного процесса – Германии, Франции и Российской Федерации – чтобы добиться выполнения договоренностей.