Белковский: Путин верит в то, что спасает Россию от оккупации. Маска приросла к лицу
18.02.2015 08:30

Минские переговоры не устранили первопричины войны – желания Путина попасть в круг людей, решающих судьбы мира, считает российский политолог Станислав Белковский.

Об итогах Минских переговоров

Для Путина было важно вернуться к прямым переговорам с западными лидерами и продемонстрировать, что только он может решать вопрос мира в Украине. Также он заставил официальный Киев в очередной раз поставить свою подпись под документом, где другой стороной является не Россия, а ДНР и ЛНР.

Путин подчеркнул, что если он и будет что-то подписывать, то не с Украиной, а с ЕС и США. И это должны быть документы о современном мироустройстве и порядке управления миром – облегченный аналог Ялтинско-Потсдамского соглашения.

Минские переговоры не устранили первопричины войны – желания Путина попасть в круг людей, решающих судьбы мира. Запад не испытывает оптимизма в отношении этого. Тем не менее, Германия и Франция выступили модераторами переговоров в Минске, поскольку их лидерам нужно отвечать на вопросы избирателей о том, почему в Европе идет война, а ЕС ничего не может с этим поделать.

Запад не готов к прямому военному столкновению с Россией. Он вынужден делать хорошую мину при плохой игре и объявлять паллиативный вариант (полумера – НВ), каковым являются Минские договоренности, неким прочным миром благодаря которому Меркель светит Нобелевская премия.

Прекращения огня не было после сентябрьских договоренностей, нет и сейчас. Отличие в том, что обязательства Украины стали жестче: появились временные ориентиры по выполнению определенных обязательств. Россия же по-прежнему не участвует в переговорах как сторона конфликта.

О планах расширения территории

Не думаю, что Путин хочет военным путем устанавливать сухопутный коридор в Крым. Он не в состоянии держать оккупационные войска на территории от Луганска до Херсона. И он может вводить войска только на территории, население которых ему более-менее лояльно.

Чего в данном случае не будет. Он хочет, чтобы Украина ему обеспечила этот коридор сама. Он будет давить на Порошенко. Как это будет выглядеть – мы не знаем, но это стоит на повестке дня у Путина.

О целях Путина

Цель Путина войти в состав ключевых глобальных игроков. Запад его в этом качестве не признает, потому что не видит в его лице ни морального, ни политического авторитета, а в современной России – силу, которая могла бы претендовать на соучастие в определении судеб человечества. Россия с точки зрения Запада – и это во многом правда – это большая озлобленная провинциальная страна.

Проблема этой ситуации в том, что перспективы ее развития прорисованы в голове одного человека – президента России. От его эмоций, текущего состояния, нюансов восприятия окружающей действительности зависит почти все.

Когда Путина обижают или оскорбляют (в его понимании, конечно) – он немедленно переходит к агрессивным действиям. Когда его умиротворяют, стараются дружить – он может быть конструктивным.

Сейчас в Минске его умиротворили. Ему дали возможность выйти из белорусского Дворца Независимости с честью. Его можно считать относительным победителем в прошедших переговорах.

Поэтому столь смехотворна очередная волна экономического давления, о которой было объявлено 16 февраля. Если будут введены новые серьезные санкции, если Запад начнет поставки вооружения в Украину – это будет новым поводом для эскалации конфликта. Любой жест или действие Запада, которые будут трактоваться Путиным как недружественные, могут привести к очередному витку войны в Украине.

А провокацию для оправдания этого создать несложно. Тем более, что всю ответственность по Минским соглашениям несет не Россия. Если возобновится война – Путин как бы не при чем. Но войну он может остановить.

О санкциях и падении режима

Как рядовой гражданин я, конечно, ощущаю последствия от введения санкций в виде роста цен, нарастающего товарного дефицита. Но я – представитель меньшинства, критично относящегося к Путину.

Большинство же граждан готовы потерпеть экономические лишения ради того, чтобы Россия восстановила свое величие.

Здесь стоит подчеркнуть, что Путиным это трактуется иначе – ведь в его понимании Россия поднялась с колен уже лет 10 назад, благодаря ему же. А сейчас страна находится в состоянии осажденной крепости. Все, что делает Кремль, – это защита от оккупации и расчленения со стороны Запада. Ради этого народ будет терпеть материальные лишения, и он продержится долго.

Санкции направлены не на то, чтобы народ восстал и скинул Путина. Они направлены на создание недовольства в элитах. Недовольных там уже много. Однако нет технологии конвертации недовольства в смену политического режима.  

Я не вижу вероятности массовых выступлений, подобных киевскому Майдану. Я считаю, что если смена режима в России и произойдет в обозримом будущем, то в силу внутриэлитных конфликтов. Массовые выступления, скорее, могут начаться после смены режима, а не до.

О влиянии элит на Путина

На Путина сейчас никто не имеет влияния. Во всяком случае, в вопросах войны и мира. Он действительно верит в то, что спасает Россию от оккупации. Маска приросла к лицу. Собственная пропагандистская конструкция стала частью его мозга. В этих вопросах он не пойдет на уступки никому.

Он всегда черпал информацию из сводок ФСБ. Его можно понять. Если он будет знать слишком много, то потеряет ориентацию. Он стареющий диктатор. Всякий авторитарный правитель, который находится у власти долго, теряет связь с реальностью. Путин здесь не исключение.

Однако, это не означает, что ему угрожает народная революция – она исключена. Это не значит, что взбунтуются сухопутные войска – этого также не произойдет. В плане уверенности в стабильности собственного положения внутри страны, я бы не сказал, что он мыслит полностью нереалистично.

Альтернатива курсу Путина – уничтожение России как таковой. Сложилась ситуация, когда нет выбора. Он сам загнал себя в угол, но он не так ставит вопрос. Россиянам ситуация трактуется иначе: говорится, что виноват Запад.

Важнейшим элементом кремлевской пропаганды является посыл, что санкции являются не ответной мерой на действия России, а что тем самым Запад хочет уничтожить Россию вне зависимости от действий в Крыму и Донбассе. Иными словами: Запад – агрессор, Россия защищается. Такую позицию разделяет большинство россиян.