Продержится ли гривна до транша МВФ?
03.03.2015 10:20

Финансовая аналитика, тесно соседствующая с политическими оценками, стала топовой темой для нашего общества. Стремительно подешевевшая гривна, потянувшая за собой подорожание лекарств, еды и одежды, превратилась в главную героиню медиа.

Одни эксперты склонны винить в нынешней финансовой ситуации Нацбанк, не использовавший весь инструментарий для сохранения курсовой стабильности.

«Деградация и развал процессов в банковской сфере во многом происходит потому, что НБУ борется со следствием. Мы не можем отрицать, что Украина попала в плохие условия, но если в доме царит здравый смысл и ведутся действия по установлению порядка, то жизнь налаживается», - сказал в своем интервью Первому национальному один из бывших первых замов главы НБУ Сергей Яременко. И у этого мнения есть сторонники.

Другие аналитики обвиняют правительство, которое напечатало слишком много денег. «Если у вас непомерный дефицит бюджета, который покрывается станком, не спрашивайте, почему у вас слабые деньги. Если у вас дефицит платежного баланса, который вы не можете урегулировать без МВФ или другой финансовой поддержки, если вы не можете свести торговый баланс страны, не спрашивайте, почему слабые национальные деньги», - выразительно кивнул в адрес Кабмина экс-президент Виктор Ющенко.

Отдельная группа экспертов ругает и Нацбанк, и Кабмин. Хорошо слушали на одном из вечерних шоу Юлию Тимошенко, от которой досталось всем. ЮВТ посетовала, что бездарные правительства устраивают секвестры, заметила, что причиной падения национальной валюты стали «эмиссия, рефинансирование банков и коррупция».

Нацбанк и Минфин оправдываются и стараются применять разные административные рычаги, чтобы сохранить курс. По состоянию на сегодня цена доллара - 26,5 гривны. Дружественный Украине иностранный эксперт, старший научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона Андерс Ослунд просит продержаться до получения транша МВФ.

Он объясняет курс валютно-гривневой паники маленькими валютными резервами и при этом обещает, что курс снизится с приходом денег МВФ. Более того, в число виновников экономист внес и ЕС, поскольку тот настоял на выплате Украиной более 3 миллиардов долларов «Газпрому». Так Украина осталась без резервов, а без них гривны не удержишь.

Продержится ли гривна на нынешнем уровне до получения кредитных денег (а это период от двух недель до месяца)? Мы попросили ответить на эти вопросы экспертов.

НБУ И КАБМИН ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ В УНИСОН И ОПТИМИСТИЧНО

Игорь Шумило, эксперт, экс-директор экономического департамента НБУ времен Владимира Стельмаха:

Если правительство и Нацбанк будут говорить в унисон, если убедят, что такого дефицита, как в прошлом году не будет, если цифры внешнего баланса будут положительными, и при этом Нацбанк с правительством будут едины в своем прогнозе, если Нацбанк убедит общество, что у него не будет никаких злоупотреблений с использованием рефинансирования - то с курсом все будет нормально.

Сейчас необходимо скорейшее принятие бюджета, законов и положительное решение совета МВФ относительно новой программы. Делать шаги, в том числе кадровые, хоть как-то препятствующие этому, не стоит.

И это ожидание программы - шанс для руководства НБУ показать свою профессиональную состоятельность.

Если говорить фундаментально, то причина падения курса - высокий дефицит бюджета. Он был таким и в прошлом году, и в этом. Сюда можно добавить негативные ожидания инвесторов и внешних финансовых аналитиков, что такое вот бюджетное доминирование будет продолжено, и опасения, что монетарная политика будет направлена не на достижение каких-то своих целей, а только на обслуживание долга.

И хотя руководство НБУ говорит, что оно независимо, но опыт последних недель показывает, что как таковой полной независимости у них нет. Нацбанку надо поддерживать правительство, но в тех пределах, пока это не мешает макроэкономической стабильности и стабильности валютного курса.

При этом, если говорить о недостатках НБУ, я хочу упомянуть о качестве коммуникации и разъяснений. Я знаю, что НБУ и МВФ согласовали параметры, которые позволят стабилизировать финансовую систему и гривну. Если они договорились, если там обсуждаются эмиссия, счета и платежи правительства, то все это должно знать украинское общество.

Конечно, война на курс влияет все время. При наилучшей макрополитике она - фактор негативный. И все же, качество макроэкономической политики - то, о чем ежедневно надо заботиться.

ГОНТАРЕВА ХОТЬ И НЕ ЦИЦЕРОН, НО НЕЗАВИСИМЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НБУ

Борис Кушнирук, экономический эксперт, в прошлом - руководитель Юнекс-банка:

Когда ждать транша? После положительного решения МВФ обычно в течение двух дней деньги могут прийти. А само заседание будет 11-го марта, это среда, до пятницы-субботы деньги могут подойти. Другое дело, что получение второго транша не гарантирует, что у нас все будет хорошо с курсом.

Ведь нельзя продолжать печать денег для латания дыр правительства. Если будет проводиться несбалансированная бюджетная политика, мы будем продолжать печатать деньги, а в результате это будет провоцировать давление на гривну.

Принято сейчас обвинять Нацбанк якобы в непрозрачности, но он обнародовал все объемы рефинансирования. Там больше претензий к предшественникам Гонтаревой.

Какие есть виды рефинансирования? Рефинансирование, овернайт, так называемые ночные деньги.

Когда их на ночь перечислили, чтобы банку выдержать норматив ликвидности, ему выгодно купить ночные деньги. Они вечером перечисляются в банк, а утром возвращаются назад. Они не влияют на рынок и курс.

Есть еще рефинансирование под облигации внутреннего государственного займа. Это форма ликвидности. С начала текущего года объем ОВГЗ, находящихся в обращении, вырос на 66, 8 млрд грн. При этом Нацбанк, закрывая дыры госбюджета, выкупил из них к себе в портфель, по сути, напечатал, 20 млрд грн.

А теперь банальный вопрос ко всем: что больше влияет на курс гривны - 1 млрд прироста рефинансирования банков, в чем упрекнули НБУ или 20 млрд грн, выделенных Нацбанком правительству?

Кстати, в 2014 году задолженность банков перед НБУ увеличились на 43 млрд грн. При этом объем ОВГЗ, находящихся в портфеле Нацбанка, по итогам прошлого года, вырос на 171 млрд.

Здесь можно задать тот же вопрос: что повлияло на курс гривны и уровень инфляции - рефинанс или закрытие дыр в госбюджете, вследствие нежелания правительства проводить реформы?

Можно сделать элементарные вещи, связанные с прозрачным использованием бюджетных денег, сокращением госапарата. Почему не ввели электронную систему госзакупок? Кто в этом виноват? Дядя? Война?

У меня был разговор с министром соцполитики Розенко. Он сам позвонил, когда его назначили. Из разговора я понял, что Розенко хорошо понимает, что, например, фонд социального страхования - система коррупционная. Но его мнение, пусть поработает, посмотрим, а если будет плохая, то закроем. Хотя огромные средства разворовываются там.

Или хотят проводить реформы, или все списывают на войну. Атмосфера для курса очень важна.

В 2013 году режим вел страну в пропасть, но курс был стабильный. Потому что население верило в стабильность гривны. У нас депозиты росли до конца 2013 года. Если прекращаешь доверять - караул.

Если все видят, что реформ нет, а власть зарабатывает, то недоверие давит на курс.

И, наконец, мы ничего не делали с олигархами. Крупные агропроизводители-экспортеры и металлурги, а это 60% экспорта, провоцируют спрос на валюту и не спешат возвращать валютную выручку. Игра олигархов на курсе - старая украинская история. Тут тоже не НБУ виноват.

К слову, представители этих людей больше всего хотят отставки Гонтаревой. Она, конечно, не Цицерон, но независимый и, при всех моих претензиях, профессиональный руководитель.

На ШЕЕ ГРИВНЫ ВИСИТ НЕДОРАЗВИТЫЙ ГОСМЕНЕДЖМЕНТ

Александр Сугоняко, президент Ассоциации украинских банков:

У нас на протяжении 2014 года произошло серьезное падение экономики. А до этого где-то тридцать месяцев было падение производства. Если взять период с 1996 года, когда мы ввели гривну, курс был 1 гривна 76 копеек за доллар. А сегодня курс 26,5 гривен за доллар.

Почти в 15 раз упал курс гривны. Кто в этом виноват? Состояние экономики. Мы за 24 года не поднялись по ВВП выше 1990 года. Вот вам предельно исчерпывающий ответ. Надо спрашивать, кто виноват в падении гривны, спрашивайте: кто виноват в том, что украинская экономика столько лет падала. В основе падения гривны - плохая структура экономики.

Надо начинать выравнивать платежный баланс. Баланс - разница между тем, сколько ушло и сколько пришло валюты по экспорту, импорту, по кредитам. Если есть избыток, то курс бы укреплялся. У нас постоянный дефицит платежного баланса. Состояние платежного баланса предполагает девальвацию.

Дальше, есть дефицит бюджета. На его покрытие нужны были деньги НБУ. НБУ это делал, деньги поступали на счета правительства. Это привело к инфляции. Обесцениванию национальной валюты.

Платежный баланс и бюджет. Плюс негативные ожидания у общества, хозяйствующих субъектов. В общем-то, валюту девальвировало и правительство, и Нацбанк. Если мы даже получим кредит, но не будет перемен в экономике, курс долго не продержится.

От кого зависит состояние платежного баланса? Сначала от правительства, потом от НБУ. От кого зависит рост экономики? От правительства и от НБУ. От НБУ - в меньшей мере. От кого зависит состояние бюджета? От правительства и Нацбанка. Но от последнего - в меньшей мере.

От кого зависят ожидания общества? В равной мере и от НБУ, и от Кабмина.

Сегодня девальвирует не только валюта. Сами заявки руководителей НБУ и Кабмина про то, что оснований для такого курса нет - примеры девальвации слова. Меня спрашивают, имеем ли право разваливать большинство и правительство, не станет ли это ударом для гривны?

Не разваливайте большинство, но уберите с руководящих должностей людей, которые себя дискредитировали.

За год не была создана программа экономического возрождения. Ищите людей в Украине, способных созидать экономику.

МВФ даст сумму, необходимую, чтобы погасить прежние долги перед самим фондом и другими финансовыми институциями. Но даст ли больше - не уверен. Они могли бы дать деньги летом, но разумно предполагали, что обеспечивая в нашем понимании стабильность, мы проедим 20 миллиардов до уровня шести в госрезерве.

Программы экономического возрождения нет. Гривну нужно и можно удерживать за счет нашего с вами труда и украинского капитала. Иностранный капитал не для того, чтобы решать вопросы нашей с вами стабильности. Стабильность - то, что мы должны обеспечивать нашей украинской экономикой.

Тех, кто не справился, надо менять, и не стоит делать из этого трагедии. На шее гривны висит не только война, но и недоразвитый государственный менеджмент.