Великая «Стена» Яценюка
17.03.2015 11:00

В сентябре прошлого года украинцам представили проект «Стена». Железобетонную конструкцию с земляными валами и сигнализационными комплексами длиной в 2295 километров правительство запланировало возвести в течение четырех лет. «Стену» начали строить в начале предвыборной парламентской кампании, опекать проект взялся премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Тогда он убеждал журналистов, что у правительства хватит денег для реализации проекта на начальном этапе. В целом строительство «Стены» тогда оценили в 66 миллионов евро.

Перед парламентскими выборами о «Стене» говорили много и часто. Тогда Яценюк лично ездил на осмотр границы, заявлял, что на ее обустройство уже потратили 7 миллионов гривен. Но к концу предвыборной гонки, в которой партия Яценюка «Народный фронт» сенсационно обошла Блок Порошенко, ажиотаж вокруг амбициозного строительства «Стены» резко стих.

В общей сложности, до конца 2014 года правительство смогло выделить 235 млн гривен для обустройства границы. «Мы осознаем, что это очень дорогой проект и после консультаций в рамках донорской конференции и сотрудничества с ЕС, а также после утверждения проекта, мы будем обращаться за финансовой и технической помощью для дальнейшей реализации», – объяснял Яценюк на одном из заседаний правительства.

После почти 3-х месячного перерыва в строительстве уже в новом 2015 году Яценюк заговорил о возобновлении проекта. Однако теперь речь шла уже об изменении проекта и сокращении финансирования строительства.

Украинский премьер в феврале этого года уточнил, что после консультаций и ряда встреч, посвященных уменьшению стоимости проекта «Европейский вал» Кабмин утвердил новый вариант проекта «Стены». Отметим, первоначальная версия предусматривала более 8 млрд гривен вложений.

Сколько будет стоить «новая стена», Яценюк уточнять не стал. С учетом беспрецедентной девальвации национальной валюты новая сумма, очевидно, может оказаться выше первоначальной, которую… планировали урезать.

Что было сделано для «Стены»

Строительство проекта предусматривало постройку земляных и бетонных валов, контрольно-следовых полос, системы оптико-электронного наблюдения, сигнализационных комплексов, фортификационных сооружений для предотвращения движения транспорта и людей, а также рокадных дорог. «Стену» планировали возводить в два этапа: сначала – обустроить участок за линией конфликта на Донбассе, а только потом закрывать «дыры», которыми пользуются российские военные.

В сентябре 2014 года работы были начаты, но в октябре строительство пришлось заморозить после того, как проект передали с баланса Мининфратсруктуры – в Государственную пограничную службу. На вопрос, почему так произошло, пограничники пожимают плечами. «Много спекуляций на тему «Стены».

Строительство рассчитано на несколько лет и требует колоссального привлечения человеческих ресурсов и денег», – объясняет Олег Слободян, помощник председателя Госпогранслужбы Украины. По его словам, из суммы 235 млн гривен, в прошлом году удалось выполнить работ на 164 млн.

В первую очередь – укрепили зону вдоль линии разграничения. 96,7 млн гривен направили на инженерное обустройство позиций, которые относятся к несению службы пограничных нарядов, 46,3 млн гривен ушло на покупку специальной автомобильной техники.

Еще около 10 миллионов гривен ушло на создание условий для размещения подразделений в полевых условиях, на закупку средств автоматизации для пограничного контроля и контрольных приборов.

«Деньги фактически пошли на обустройство полосы. Средства, которые остались, будут использованы для продолжения работ – это закупка строительных материалов, элементов конструкций», – говорит Слободян.

Кто и как строил «Стену»

Для постройки «Стены» Яценюк обещал привлекать украинских граждан разных специальностей, в том числе и переселенцев с Донбасса. Однако в Госпогранслужбе утверждают, что «Стену» возводили также служащие вооруженных сил Украины, а также те, кого привлекали органы местной власти: волонтеры собирали добровольцев, которые помогали обустраивать позиции.

«Платно или бесплатно – не знаю, каждый случай надо рассматривать отдельно. Зарплата военным в общую стоимость проекта не входит. Но те организации, которые брали участие в строительстве в конце прошлого года и совершали инженерное обустройство границы, то на них закладывалась стоимость заработной платы в общую стоимость услуг», – говорит Слободян.

По его словам, активно помогали в строительстве инженерных сооружений Донецкая, Днепропетровская и Харьковская облгосадминистрации. Так, за прошлую осень работники успели вырыть почти 140 км противотанковых рвов на украино-российском участке границы.

Установили почти 90 км инженерных заграждений, сделали более 1000 км новых контрольно-следовых полос и возобновили старые, также оборудовали 46 блокпостов на пунктах контроля. В прошлом году были закуплены наблюдательные вышки, но установить их не успели.

Кабмин приказал экономить на камерах и рвах

Пограничники убеждают, что главная причина, по которой было приостановлено возведение «Стены» – ухудшение погодных условий. «Согласовывался проект в Кабинете министров, но он в принципе на порядок выполнения инженерных работ не влиял. Основная проблема – снег, болото – техника не может проехать, проведение инженерных работ было не возможным», – объясняет Слободян.

Вторая причина, по которой строительство было заморожено – нехватка средств. Сейчас Пограничная служба ждет согласованного плана и выделения денег от Кабинета министров – тогда работы сразу возобновляться. Помощник председателя Госпогранслужбы Украины признался, что Кабмин намеревается пересмотреть программу строительства и сократить финансирование обустройства «Стены».

«Причины я не готов комментировать, это решение Кабмина. Сейчас мы вместе с проектными организациями на местности изучили и определили, на чем можно будет сэкономить. В результате нам удалось сократить стоимость проекта в два раза», – сообщил специалист.

Экономить в первую очередь будут на сигнализации. Эта система не будет устанавливаться на всю протяжность государственной границы, а только вокруг пунктов пропуска и на тех участках, где это больше всего необходимо.

Также в полном объеме не будут обустраивать ров, систему видеонаблюдения и другие фортификационные сооружения. Отметим, что «Стену» строят только на участках со «спокойной границей», где нет боевых действий. Это Харьковская, Сумская, Черниговская и часть Луганской области.

Касательно участков, захваченных российскими боевиками, то там укрепление можно будет возводить только после того, как возобновится контроль над границей. «Когда именно – пока рано говорить. Минскими соглашениями предусмотрено укрепление границы до конца текущего года, надеемся, что так и будет», – говорит Олег Слободян.

Денег ждут уже в марте

Выделение первого транша на возобновление обустройства «Стены» пограничники ждут уже в марте этого года. По словам Яценюка, на возведение «Стены» в 2015 запланировано выделить 300 млн гривен.

«Мы ждем отмашки», – говорят в Госпогранслужбе. То, что строительство «Стенв» скоро возобновится, подтверждают и в Харьковской ОГА. «Сейчас идут переговоры по возобновлению работ, есть вероятность, что они начнутся во второй половине марта», – сообщили в пресс-службе облгосадминистрации.

Напомним, что в интервью «Главкому» харьковский губернатор Игорь Райнин признал, что проект «Стена» касается Харьковской области в большей степени. На сегодня в регионе возведено лишь 5 километров «Стены».

«Работа будет продолжена, я знаю позицию премьер-министра, идет подготовка к новой фазе проекта – со снижением его стоимости. Нужно понимать, что оборудовать 300 км границы (и это только по Харьковской области) невозможно за один день и даже за один год», – сказал Райнин.

Провал затеи?

Экс-председатель службы внешней разведки Николай Маломуж считает, что с военной точки зрения «Стена» - неэффективный проект, а с экономической стороны – убыточный.

«Частично строить «Стену» - нет никакого смысла. Границы открыты: Черниговская область, Сумская, Донецкая, Харьковская, Донецкая область, часть Херсонской. Кроме того, любые средства бронетанковой техники – уничтожат строение за полчаса», - уверен Маломуж. Полковник запаса и военный эксперт Святослав Стеценко уверяет: в качестве защиты от внешней агрессии «Стена» не поможет.

«Проект имел бы смысл только в сочетании с другими более важными элементами, как один из элементов прикрытия. Для того, чтобы остановить наступление, «Стену» нужно прикрывать военными силами», – говорит Стеценко. Эксперт подчеркнул, что даже в качестве инженерных заграждений на границе польза от «Стены» не высокая.

Но есть и альтернативное мнение. Эксперт по вопросам безопасности Юрий Костюченко считает, что «Стена» даже в ее нынешнем «урезанном» виде необходима для контроля на границы.

«Исходя из состояния пограничной территории, отношения к этому вопросу нашего «контрагента» – строительство системы технологической инженерной защиты абсолютно целесообразно.

Более того, с точки зрения критерия «стоимость/эффективность», это может быть одним из оптимальных решений», – уверен Костюченко. Эксперт уверен, что стягивание определенного ресурса на границу с Россией – это необходимое условие для контроля безопасности по всей ее длине.