Укрытие не для всех. Все о бомбоубежищах Киева
30.03.2015 11:20

Согласно списку временных укрытий, который находится на официальном веб-портале Киевской городской госадминистрации, в случае возникновения чрезвычайной ситуации полтора миллиона жителей столицы смогут спрятаться в более чем 2,5 тыс. подвалах, 487-ми цокольных помещениях, 205-ти подземных переходах и на 289 подземных автостоянках. Чиновники оптимистично рапортуют: лишь 19 помещений находятся в неудовлетворительном состоянии.

«112» решил разобраться, легко ли обычному горожанину найти укрытие и в каком состоянии находятся эти помещения на самом деле.

Как найти бомбоубежище

В центре города укрытие найти просто – нужно двигаться в сторону метро. А вот жителям спальных районов повезло меньше – оттуда к ближайшей подземной станции – пару километров ходу. К тому же найти указатель к месту, где можно спрятаться от беды, удается не везде.

«Рисовать указатели на стенах домов – это неэстетично. Поэтому у начальства возникла идея развешивать такие указатели, нарисованные на бумаге в файлах. В результате – эти объявления регулярно срывают», - пояснила мастер ЖЭКа Валерия Самойленко.

Но недостаточно знать, где находится укрытие. Надо еще в него попасть. А это на практике непросто. В большинстве случаев на дверях подвалов висят замки.

Участковый инспектор милиции в Печерском районе Евгений Бурдужа аргументирует, почему так: любое помещение, которое остается незапертым на замок, становится приютом для бомжей.

«То, что укрытия закрыты, с одной стороны, - плюс. Ведь у нас бомжей много, они могут в этих укрытиях поселиться, пьяные дебоши устраивать. Вряд ли это понравится жителям столицы», - говорит он.

За оповещение жителей Крещатика, Лютеранской, Зиньковецкой отвечает КП ЖЭК «Крещатик». Под ведомством ЖЭКа – 198 домов. В них проживают 10,5 тысяч человек.

«Рядом есть станция метро «Крещатик». Я не думаю, что кто-то побежит прятаться в подвал, когда в ста метрах есть метро. Но если произойдет ЧП, то в течение 5-15 минут убежище будет открыто в обязательном порядке. У мастеров и консьержей есть ключи. Кроме того, Лютеранская, 4 – это дом, который находится неподалеку от резиденции президента. Есть службы, которые тоже следят за тем, чтобы был порядок в этом вопросе – чтобы в убежища бомбу не бросили или что-то еще», - говорит начальник ЖЭКа Владимир Кузьменко.

Звоним «101»

Как показывает карта убежищ, меньше всего шансов выжить в случае чрезвычайной ситуации (ЧС) у жителей спальных районов.

«Я живу на Харьковском массиве. В новостройках подвалов мало из-за высокого уровня грунтовых вод, а есть же еще частный сектор – там вообще спрятаться негде», - сетует киевлянин Василий Стасенко.

Жителям частного сектора киевские власти предлагают прятаться… в погребах. Правда, таковые есть не у всех. В начале февраля премьер-министр Украины Арсений Яценюк дал поручение ГосЧС отработать систему ответов на вопросы о том, где прятаться в случае возникновения ЧС.

«112.ua» провел «следственный эксперимент», позвонив по номеру «101»:

- Здравствуйте. Я живу на ул. Серафимовича, 7. Где находится ближайшее укрытие?

- В базе я вашу улицу не вижу. Да и вообще по Днепровскому району что-то мало укрытий… Ищите ближайший подземный переход или паркинг. А еще позвоните в ЖЭК, там должен быть человек, ответственный за гражданскую оборону, - извиняющимся тоном ответила оператор после минутной паузы.

В надежде найти ответ на свой вопрос мы на протяжении нескольких часов пытались дозвониться по телефону (044) 550-61-00 диспетчеру ЖЭКа № 418, но тщетно. Трубку никто так и не взял.

Мобильное приложение: тестируем карту бомбоубежищ

Кроме перечня укрытий в текстовом документе, недавно на сайте Киевгорадминистрации появилась интерактивная карта убежищ. Более того, стало доступно для скачивания мобильное приложение «Бомбоубежища и убежища Киева».

 Описание программы гласит: «Карта отображает список приютов в Киеве, описывающий тип и местоположение. Карта сделана на основе общедоступных данных из интернета. Программа имеет возможность поиска ближайшего укрытия с прокладыванием пешеходного маршрута к нему».

Скачиваем приложение и проверяем на практике. Вот, к примеру, находимся на улице Братской. Это Подол. Программа подсказывает, что в радиусе 400 метров есть аж 8 укрытий и одно бомбоубежище. Это плюс. Но по указанным адресам нет ни указателей, ни табличек.

Все входы в дома – на кодовых замках, случайному прохожему туда не войти. Остается только идти в Киево-Могилянскую академию – на ее территории, как говорит карта, и находится ближайшее бомбоубежище. Правда, на информационных стендах Могилянки не указаны контакты ответственного за хранения ключей от убежища. Да и сами студенты, как оказалось, не в курсе, что под их ногами находится бомбоубежище.

Отправляемся ко входу в подвал. Логично предположить, что вход в бомбоубежище находится именно там.

Оказывается, что в подвальном помещении находится Школа журналистики. Здесь также есть комнаты, где студенты готовятся к семинарам в неформальной обстановке. Длинный коридор упирается в закрытые двери, плотно забаррикадированные стульями. Справа – теплопункт. Других выходов не видно.

«Один из наших преподавателей говорил, что эти подвалы – это и есть то самое бомбоубежище. Но санузла и запасов воды, а тем более консервов мы здесь не видели», - говорит студент академии Андрей.

За ответом, где находятся ключи от закрытых дверей, обращаемся к замдекана по работе со студентами Ирине Решетовой. Однако она вообще не в курсе, где в вузе находится укрытие.

«Идите к инженерам. У них там наверняка есть все карты. Они вам подскажут», - советует она и пытается, что называется на пальцах, рассказать, как найти кабинет этих инженеров. Но и инженеров на месте не оказалось. Делаем вывод: у мобильного приложения один значительный минус – не учтена проверка убежищ на фактическую доступность для любого жителя столицы.

Оповещение

Объявления о том, к кому обращаться и что делать на случай возникновения ЧП, по словам сотрудников ЖЭКа, развешиваются у подъездов домов регулярно.

«Мы объявления вешаем, а кто-то их снимает. И на сайтах оставляем информацию. Мастера обходят квартиры, рассказывают и объясняют, что делать. Поэтому люди в курсе, куда бежать»,- уверяет сотрудник одного из ЖЭКов. Правда, возможно, по странному стечению обстоятельств, во время рэйда «112.ua» таких объявлений обнаружено не было ни в одном районе столицы.

Ранее «самые простые укрытия» распоряжением КГГА вышли из их ведения, а затем приказом МЧС выведены из эксплуатации и проданы. В центре Киева львиная часть подвалов - в частных руках.

Но и в спальных районах ситуация не лучше. На улице Николая Закревского («Троещина») много объектов используется по нецелевому назначению. К примеру, в доме № 61/2 находится бильярдный клуб «В.В.С.». А на Лесном массиве (в районе рынка «Юность») бомбоубежища неофициально используют как помещение под склады. И доступ туда обычным гражданам закрыт.

И хотя в ЖЭКах уверяют, что проводят объяснительную работу с арендаторами и собственниками подземных помещений, чтобы они при необходимости открывали замки, опрос «112.ua» показал – на самом деле предпринимателей никто не инструктирует.

Состояние бомбоубежищ

По правилам, в бомбоубежище должна быть питьевая вода и запас консервов, электричество, водопровод и канализация, стационарный телефон. Также в хранилище должны быть двигатели, которые нагнетают воздух, и несколько фильтров, которые его очищают. Поскольку ремонт убежищ в коммунальные тарифы не включен, ЖЭКи тратят деньги, которые добровольно сдают жильцы.

«Нам Киевгорадминистрация сказала – дайте перечень подвалов, мы и дали. А потом они сказали – приведите эти укрытия в порядок. Только денег забыли на это выделить. МЧС требует, чтобы в укрытиях было освещение, вода и канализация. Стационарных электрогенераторов нет – покупать их не за что.

А если не будет света, откуда возьмется вода? И третий вопрос – канализация. Все помещения, которые хоть по каким-то статьям подходят под определение «убежище», находятся ниже уровней канализационных систем. Для того чтобы там работала канализация, нужно устанавливать фекальные насосы, туалеты с клапанами… Но это очень дорогостоящее оборудование. Поэтому мы занимаемся тем, что что-то «тулим», что-то лепим… Это неправильно. У меня есть два официальных бомбоубежища (ул. Шелковичная, 18 и ул. Шелковичная, 34). Чтобы привести их в порядок, нужно 2,5 млн грн. Где я возьму деньги на это?» - задает риторический вопрос Владимир Кузьменко.

Правда, ни одно из этих укрытий в официальном перечне не числится. Дело в том, что на официальной карте убежищ указаны не все места, где можно спрятаться. Столичные сталкеры знают немало подземных ходов, о которых официальные власти умалчивают.

«Под улицей Владимирской еще с царских времен находится огромное подземное укрытие. Визуально это склад, где хранятся документы. А еще там есть комнаты для пыток: закрытые клетки, как в тюрьме. При Сталине их активно использовали, если человек не хотел давать показания», - рассказывает сталкер Иван.

Из станции метро «Крещатик» есть тайный ход в подземный город, где может разместиться 200 тысяч человек. Там есть инфраструктура, электричество, вода, продукты и даже сауны есть. Город – в отличном состоянии. Дренажная система работает исправно, влажность нормальная. Есть стационарные дизельные станции, запаса топлива хватит не на один год», - уверяет на правах анонимности офицер СБУ Игорь.

«В подземном городе – чистота и порядок. Продукты туда завозятся регулярно для хранения. Как только подходит к концу срок хранения, эти продукты разбирают местные рабочие. Можно договориться с завхозом», - добавляет сталкер Иван, который работает здесь охранником уже много лет.

По его словам, под Крещатиком есть тоннель, который начинается в районе Бессарабской площади и заканчивается возле Майдана Независимости. Раньше в тоннель можно было войти из подземного гастронома, но сейчас магазин переехал, а вход к нему закрыт. Однако в остальных районах столицы ситуация гораздо хуже.

Чтобы жители столицы могли спать спокойно, нужно привести укрытия в надлежащее состояние. И пока на это не будут выделены соответствующие средства из городского бюджета, ждать, что дворники и мастера, словно по волшебству, отремонтируют все помещения, не приходится.