«Турецкий поток» умирает, да здравствует «Северный поток II»
10.07.2015 10:45

Проект, задуманный как альтернатива отмененному «Южному потоку», пробуксовывает, газопровод в Греции становится бессмысленным, «Газпром» переключается на проект с Германией.

Проект трубопровода «Турецкий поток» испытывает значительные трудности и, по всей видимости, будет по меньшей мере сильно урезан и сдвинут по срокам. Такой вывод можно сделать как из поступающих в последние дни сообщений о свертывании работ и расторжении контрактов, так и из растущей активности «Газпрома» при подготовке другого проекта - прокладки двух новых ниток «Северного потока».

Странные перемещения трубоукладчика Castoro Sei

8 июля «Газпром» неожиданно расторг контракт с итальянской компанией Saipem на прокладку по дну Черного моря первой нитки «Турецкого потока». Самое удивительное, что это произошло сразу же после того, как принадлежащее этой фирме специализированное судно-трубоукладчик Castoro Sei встало на якорь в районе российского порта Анапа.

До этого судно целых полгода простаивало в болгарском Бургасе, поскольку изначально было законтрактовано для реализации проекта трубопровода «Южный поток». Однако он был закрыт волевым решением российского президента Владимира Путина, который 1 декабря 2014 года во время визита в Анкару неожиданно объявил о новом маршруте для транспортировки российского газа в обход Украины, получившем вскоре после этого название «Турецкий поток». Правда, турецкая сторона окончательное добро на него до сих пор так и не дала.

Как сообщает агентство «Интерфакс», премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 30 июня подписал распоряжение, разрешающее трубоукладочному флоту компании Saipem вход в российские воды для строительства «Турецкого потока».

В тот же день Castoro Sei вышло из Бургаса. Но как только оно прибыло к месту назначения, отвечающая за данный проект стопроцентная дочка «Газпрома» South Stream Transport B.V. расторгла контракт.

Ашхабад заявляет о неплатежеспособности «Газпрома»

Подобная последовательность событий говорит либо о нескоординированности действий в Москве, либо о весьма спонтанном принятии там кардинальных решений. Так, South Stream объясняет разрыв с давним газпромовским партнером Saipem, уже прокладывавшим «Голубой поток» в Турцию и «Северный поток» в Германию, «невозможностью достичь соглашения по многим рабочим и коммерческим вопросам реализации проекта «Турецкий поток». Неужели все эти многочисленные разногласия возникли лишь после 30 июня?

По подсчетам экспертов, «Газпрому» предстоит выплатить Saipem за полугодовой простой двух судов порядка 300 миллионов долларов. Не исключено, что конфликт возник именно из-за этого. Обращает на себя внимание, что практически одновременно у российской госкомпании обострился спор о деньгах с Туркменией.

Именно 8 июля из Ашхабада пришло сообщение, что «Газпром» с начала 2015 года не платит по своим долгам перед государственной компанией «Туркменгаз» за поставленные объемы туркменского природного газа.

«Российская компания ОАО «Газпром» стала неплатежеспособной по своим контрактам купли-продажи природного газа в связи с продолжающимся мировым экономическим кризисом и введенными западными странами экономическими санкциями против России», - утверждает туркменский правительственный портал.

Инвестиции в «Южный коридор» заморожены

Но вернемся к «Турецкому потоку». Другие работы по этому проекту продолжаются, заверяет South Stream Transport B.V. и сообщает, что в ближайшее время приступит к переговорам с потенциальными подрядчиками на укладку первой его нитки. Проблема, однако, в том, что судов-трубоукладчиков во всем мире совсем немного, и обычно они законтрактованы на годы вперед.

В аналитической статье Агентства газовой информации «Интерфакса», опубликованной 9 июля, высказывается предположение, что «Газпром» может попытаться своими силами (в порядке импортозамещения) с помощью двух плавучих платформ проложить подводный трубопровод, не опасаясь при этом, что «контракт с иностранным подрядчиком будет блокирован очередной волной санкций».

В любом случае масштабы проекта, изначально предполагавшего четыре нитки, сильно уменьшились. Об этом говорят появившиеся в российских СМИ 6 и 7 июля сообщения, согласно которым «Газпром» заморозил инвестиции в прокладку одного из тех двух газопроводов на территории самой России («Южный коридор»), по которым сибирский газ должен был поступать в Анапу и там закачиваться в «Турецкий поток».

Две нитки на Балтике вместо двух-трех на Черном море?

Иными словами, газа в этой точке окажется как минимум раза в два меньше, чем планировалось. Таким образом, «Турецкий поток» вполне может свестись лишь к одной нитке, по которой будут снабжаться традиционные клиенты «Газпрома» в западной части Турции.

В таком случае газопровод на территории Греции, о необходимости которого дважды за последние месяцы говорили Владимир Путин и греческий премьер Алексис Ципрас, будет просто нечем заполнять. Так что меморандум о его строительстве, торжественно подписанный в июне на Петербургском экономическом форуме, так и останется, скорее всего, заявлением о намерениях.

На этом форуме неожиданно было объявлено и о другом проекте - прокладке 3-й и 4-й ниток газопровода «Северный поток» из России в Германию по дну Балтийского моря. Судя по сообщениям пресс-центра «Газпрома» на сайте компании, ее глава Алексей Миллер все последние дни только им и занимается.

В частности, 8 июля он обсуждал его в Берлине во время рабочей встречи с вице-канцлером, министром экономики и энергетики Германии Зигмаром Габриэльем (Sigmar Gabriel). Правда, на сайте самого министерства эта беседа ни одним словом не упоминается, что говорит о том, что немецкая сторона - пока, во всяком случае - не придает этой теме приоритетного значения.

Как заявил Алексей Миллер 26 июня в Москве на годовом собрании акционеров «Газпрома», обе нитки газопровода «Северный поток II» должны быть сданы в эксплуатацию к концу 2019 года.

Именно в эти же сроки первоначально планировалось ввести в строй и четыре нитки «Турецкого потока», чтобы полностью прекратить прокачку газа через Украину. Но это, как окончательно стало ясно 7-8 июля, уже точно не получится.

Недаром же Москва, вопреки всем предыдущим заверениям, вдруг заговорила о продлении транзита по украинской территории и после 2019 года.