«Минск 2,5»: как американская дипломатия подминает европейскую
21.07.2015 10:32

С точки зрения «большой политики» 16 июля представителю второго эшелона заокеанской дипломатии удалось сделать то, на что неделей ранее оказались неспособны два главных европейских «тяжеловеса» – канцлер Германии и президент Франции.

Напомним, что последнюю не совсем удачную попытку уговорить Киев внести в проект Конституции особый статус Донбасса Ангела Меркель и Франсуа Олланд сделали 10 июля в режиме телефонного па-де-труа с президентом Петром Порошенко.

Пикантность ситуации придает тот факт, что европейская беспомощность стала прекрасным фоном для демонстрации американского всесилия той самой Викторией Нуланд, которая была автором весьма многозначительного мэма ''Fuck the EU!'' времен Майдана 2014 года.

Тогда даже глава ЕС Херман ван Ромпей был вынужден высказаться о неприемлемости таких заявлений, несмотря на то, что речь шла об обнародовании «прослушки» частной беседы. Впрочем, еврочиновник пытался смягчить ситуацию ссылкой на то, что нельзя вырывать одну фразу из контекста.

Таким образом в геополитическом контексте Вашингтон в очередной раз продемонстрировал, что ЕС в целом и Германия в частности не способны самостоятельно, без американского участия решать сложные европейские проблемы.

Параллельно эту же «теорему Бжезинского» США достаточно успешно доказывают и в Греции, хотя эта история и существенно различается используемым политическим и финансово-экономическим инструментарием.

Впрочем, дипломатический успех Виктории Нуланд во многом связан с экономической ситуацией в Украине: кроме конституционных изменений, советник госсекретаря США «настоятельно рекомендовала» принять пакет законов, открывающих возможность для очередного транша МВФ, который прошел практически «на ура!».

Скорее всего, не стал простым совпадением тот факт, что в день визита советника госсекретаря США пул частных кредиторов согласился на продолжение переговоров об условиях реструктуризации украинского долга по еврооблигациям. 

Кроме того, в качестве моральной компенсации президенту Петру Порошенко, который, несомненно, понес определенные морально-политические издержки в связи с «продавливанием» конституционных поправок, Виктория Нуланд весьма недвусмысленно потребовала единства реформаторских сил.

В свое время Forbes публиковал детальный анализ текста минских соглашений, подписанных 12 февраля нынешнего года. Этот документ носит, преимущественно, односторонний характер: большинство пунктов должен выполнить Киев.

При этом ключевые моменты, касающиеся изменений в Конституцию, закона о местных выборах, создания силовых структур в «особых районах» Донбасса, и даже контроль над государственной границей должны решаться по согласованию с руководством самопровозглашенных республик.

Что же касается Москвы, то у нее de jure отсутствуют «персонально» закрепленные обязательства по исполнению минских соглашений, однако de facto «по умолчанию» предполагается, что именно к РФ относится пункт о выводе с территории Украины «иностранных войск и наемников».

Спор о том, как именно и в каком порядке исполнять пункты достигнутых договоренностей и что является критерием их исполнения, завели процесс в тупик, тем более что жесткую позицию Киева на определенном этапе поощрял Вашингтон, находящийся вне «нормандского формата».

Однако в данной ситуации время изначально не было союзником Украины: исполнение минских соглашений имело вполне определенные сроки – «до конца 2015 года».

То есть 1 января 2016 года наступал «момент истины» для Ангелы Меркель: является ли Берлин центром европейской политики, а канцлер Германии – главным европейским авторитетом, способным решать любые проблемы, возникающие в Старом Свете? Именно этот фактор и способствовал как усилению политического давления Берлина и Парижа на Киев, так и сближению позиции Германии и Франции по «украинском вопросу» с российской.

Однако сдвинуть процесс с мертвой точки смогли лишь усилия Вашингтона, который сменил позицию поддержки Киева на роль посредника, что стало результатом определенного «потепления» в отношениях США и РФ на фоне разрешения проблемы иранской ядерной программы и необходимости совместного противостояния Исламскому Государству.

Более того, госсекретарь США Джон Керри, хотя и с оговорками, но, по сути, принял формулу российского министра иностранных дел Сергея Лаврова: «для выполнения минских соглашений  Москва «давит» на Донбасс, Вашингтон – на Киев».

Под такой подход к проблеме – «через голову» Берлина и Парижа – был подведен базис в виде комиссии «советник госсекретаря США Виктория Нуланд – секретарь МИД РФ Григорий Карасин».

Что же касается критерия выполнения минских соглашений, то в качестве такового отныне выступает не соответствие тех или иных действий букве документа, а одобрение этих действий Берлином, Парижем и Вашингтоном.

В результате первый компромисс был достигнут на следующих условиях: Киев не вступает в политически неприемлемый для него диалог с руководством самопровозглашенных республик, однако принимает поправки в Конституцию с упоминанием «особого статуса» Донбасса.

Самопровозглашенные республики, со своей стороны, должны продемонстрировать готовность к дальнейшей деэскалации ситуации через отвод техники и орудий калибра менее 100 мм от линии соприкосновения.

Это лишь первый в череде компромиссов. Кроме того, в ЕС существуют две точки зрения на механизм отмены санкций против РФ: отмена при полном выполнении Минских соглашений или поэтапное смягчение в зависимости от продвижения в их выполнении. Судя по всему, в последнее время возобладала вторая точка зрения.

А потому и РФ, и Берлину с Парижем важно, чтобы степень выполнения Минских Соглашений на 1 января 2016 года должна быть таковой, чтобы дать возможность Западу запустить процесс поэтапного снятия санкций с Москвы.

Именно поэтому необходимо со всей серьезностью отнестись к заявлению МИД Германии от 16 июля о том, что внесение в Конституцию поправок с упоминанием особого статуса Донбасса стало важной предпосылкой для проведения местных выборов в самопровозглашенных республиках.

Впрочем, до того как начнется обсуждение формата местных выборов на Донбассе и Виктория Нуланд привезет в Киев компромиссный вариант их проведения, президенту Порошенко еще предстоит провести через ВР поправки к Конституции, что осенью, накануне местных выборов, будет не такой уж простой задачей. Хотя, в крайнем случае, как мы уже убедились, на решающее голосование придет Виктория Нуланд.       

Дмитрий Джангиров, политический консультант