Грузинский сценарий для Украины: политологи о войне 2008 года
11.08.2015 12:03

В день седьмой годовщины войны между Россией и Грузией (отмеченной в пятницу, 7 августа) эксперты обсуждали, с одной стороны,то, что привело к этой войне, а с другой – сегодняшние действия России на оспариваемых территориях и даже в самой Грузии.

По мнению некоторых экспертов, войну 2008 года спровоцировала Грузия, заявив о намерениипоставить Абхазию и Южную Осетию под контроль центрального правительства. Другие подчеркивают, что война началась по вине российского правительства, действия которого создали напряженную ситуацию на границе с Грузией в начале 2008 года, а впоследствии российские войска, нарушив границу, вошли не только в Южную Осетию, но и на собственно грузинскую территорию.

При этом экспертыусматривают немало много общего между тем, как Москва пыталась обосновать конфликт и действовать в Грузии, и тем, что происходит сегодня в Украине.

«Это очень сложная ситуация,– отмечает аналитик из Фонда Маршалла Стивен Сабо, – даже более сложная, чем в Украине – в том смысле, что Южная Осетия и Абхазия довольно долго были в значительной степени независимы от Грузии и не хотели быть частью Грузии». «Грузия, – продолжает Сабо, – в какой-то мере спровоцировала это (военные действия)».

«Однако, – подчеркивает эксперт, – Путин как раз и рассчитывал на такую провокацию. По существу, он дожидался, пока тогдашнее грузинское руководство начнет действовать, чтобы заявить о том, что это – сфера интересов России. Я думаю, именно из-за этого началась эта война. России совершенно не обязательно было действовать так, как она действовала, но, с другой стороны, она искала повода».

Последнее обстоятельство подчеркивает и Боб Хамилтон из Военной академии сухопутных войск США.

«Моя точка зрения, – поясняет аналитик, – а я был там непосредственно перед войной – что правительство Грузии оказалось в ситуации, когда необходимо было реагировать на целый ряд действий, направленных на эскалацию ситуации, причем эти действия имели целью спровоцировать Грузию на действия, которые Россия затем могла бы использовать в качестве оправдания ответных действий».

«Это и произошло, – подчеркивает Хамилтон. – А со временем это могло бы привести к фактической аннексии Абхазии и Южной Осетии».

«Я думаю, что то, что Запад не поддержал Грузию, когда произошло вторжение на ее территорию, (одно дело – ситуация вне собственно Грузии, в Абхазии и Южной Осетии, но вот русские вторглись в Грузию), недостаточно решительная реакция Запада (не следует забывать и о том, что саммит НАТО, состоявшийся за несколько месяцев до этой войны, в ходе которого Запад ясно дал понять, что неоднозначно относится к поддержке Грузии) – все это подало много плохих сигналов Путину», – убежден Стивен Сабо.

«Я думаю, – продолжает эксперт, – что это создало условия не только для того, что произошло тогда, но и для того, что происходит сегодня в Украине».

По мнению Хамилтона, «в этих конфликтах интересно то, что Россия… руководствуясь военными и стратегическими соображениями, всегда действовала на стороне сепаратистского меньшинства».

«Я думаю,– уточняет аналитик, – причина в том, что они хотели удержать Украину, Молдову и Грузию в сфере российского геополитического влияния, не допустив их сближения с Западом. Цель заключалась в том, чтобы эти страны, которые могли и хотели сблизиться с Западом, не выглядели привлекательными партнерами из-за той нестабильности, которую Россия помогла там создать».