Конец бренда ДНР. Три варианта развития событий в Донбассе
22.09.2015 10:33

Приближается конец злосчастного минского процесса. Как известно, срок выполнения Минска-2 истекает уже в декабре. Кроме того, к концу года заканчивается выбитый Россией год, после которого запланировано подписание всеобъемлющего Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, из-за которого собственно всё и началось.

Таким образом, ничего приятного Путину эта осень и обозримое будущее не сулит. Впрочем, я бы не преувеличивал масштаба катастрофы. Терпение российского народа безгранично, а конформизм его бездонен. И если не делать каких-то абсолютно невозможных вещей, то тянуть можно бесконечно долго.

Что должен сделать Путин, в соответствии с Минскими соглашениями? Во-первых, вывести войска. Фактически регулярной российской армии в Донбассе нет – это факт. Большая группировка российских войск стоит на расстоянии двух часов бронетанкового марша до Донбасса, она вводится туда в переломные моменты, но на постоянной основе, насколько я понимаю, российской армии в Восточной Украине нет.

Следовательно, этот пункт соглашений выполнен. А то, что рядом находится большая группировка российских войск – так это территория России, а значит, что стоят они там, где хотят.

Второй пункт – вывод из Донбасса всех иностранных вооруженных сил: так называемых добровольцев, отпускников и просто бандитов. Это вроде бы происходит. Вот и знаменитый Моторола с какими-то чемоданами удрал.

Тем не менее, этот процесс идет крайне медленно. Путин, конечно, может его форсировать, и вывести оттуда значительную часть товарищей бандитов. Это для него не смертельно.

Самые неприятные пункты для российского президента, насколько я понимаю, - это закрытие границы и ликвидация бренда ДНР/ЛНР.

В военно-техническом отношении закрытие границы (чтобы со стороны Украины ее патрулировали украинские пограничники, и, возможно, совместно с ООНовскими или даже НАТОвскими сотрудниками, что в сто раз хуже) - это для Путина максимально неприятный пункт.

До этого можно было сколько угодно вводить и выводить в/с Донбасса технику. В противном случае - границу придется прорывать с боем, и совершать очевидный разбой против международного права. Это будет фиксироваться и вываливаться наружу, на что Путин, конечно же, не готов.

Чтобы с боем границу не прорывать, ее нужно либо оставить открытой, как сейчас, или в полном объеме выполнить все Минские соглашения и закрыть тему. Это, в свою очередь, означает ликвидацию бренда ДНР/ЛНР - второй максимально неприятный пункт для России.

В этом вся проблема. Что реально будет происходить в Донбассе, абсолютно никого не волнует, по крайней мере, в России. Какие они будут платить налоги, какие там будут выборы – это жителей России волнует в такой же степени, в какой их волнует ситуация с канализацией в городе Киеве.

Да пропадите вы пропадом с вашими налогами, выборами, прокурорами и т. д. Но ликвидация бренда – это некоторое потрясение, которое Путину нужно своим людям как-то объяснить.

Естественно, телевидение скажет, что мы полностью выполнили «святые» Минские соглашения, что мы добились мира, навязали Киеву мир и выиграли для местного населения огромные права. А на следующий день уже могут рассказывать, как жителей Донбасса угнетают, как Киев деньги не переводит и т. д. И это маленькое противоречие никого не волнует.

Однако этого мало для того, чтобы заесть омерзительное чувство полного и безоговорочного поражения России, абсолютной бессмысленности этой авантюры, которая закончилась позорным фиаско.

В этом, собственно говоря, и состоит проблема для Путина. У Украины проблем побольше, но они мелкие. Понятно, что Киев не будет переводить деньги в Донбасс, какие бы они там соглашения не подписали. Понятно, что начнется страшная внутренняя склока, перетягивание каната относительно того, кого на востоке изберут в ходе выборов, на кого будет распространяться амнистия и т. д.

Этим воспользуются разного рода городские сумасшедшие, «ляшки» с «тягныбоками», прочие нацисты, хулиганы и психически больные. Но это проблемы Украины, которые в России никого не интересуют.

Как я понимаю, у России проблема одна – ликвидация бренда ДНР/ЛНР в связи с выполнением Минских соглашений, спуск флага и озорное закрытие проекта. Чтобы избежать подобного исхода, у Путина теоретически есть три возможности.

Первая – это новое обострение боевых действий. Я в это не верю, он на это не пойдет. Моральных сил на это нет. Морально Путин спёкся. Два года бессмысленной толчеи и полная бесперспективность. Ну, введут они туда некоторое количество танков и два полка. И что дальше?

Расширяться ДНР не может, ее никуда не примут. Ведь главная проблема краха этого проекта примитивно проста: «новороссы» не хотят в «Новороссию». Это же не колониальная война, не Сирия или Вьетнам. Идея заключалась в том, что население «Новороссии» восторженно с цветами и оркестрами примет «освободителей». Примет их так, как принимали освободителей в 1943 году.

Но этого нет. Это чуть-чуть можно было разыграть на общей волне психоза полтора года назад «русской весной» 2014 года, но момент уже упущен. Не рискнули. Прошло полтора года, жители Украины в курсе, что происходит в «Новороссии».

И те жители Украины, которые терпеть не могут центральное правительство Киева, и те, которые считают себя русскими, и те, которые в общем плохо относятся к Украине (а таких навалом), не хотят в «Новороссию».

Они не хотят, чтобы ими рулили конкретные «моторолы» и «гиви». Они хотят жить. Участвовать в безумном спектакле, непонятно ради чего, и расплачиваться за это своей единственной и неповторимой жизнью они не готовы.

Поэтому расширяться «Новороссии» некуда. Можно силой взять Мариуполь, но это значит вызвать массовую ненависть и сопротивление «освобожденного» населения, новый взрыв в Европе, еще сильнее загнав себя в угол. Ради чего? Ради того, чтобы расширить «Новороссию» до Мариуполя? Моральных сил для битья головой об стенку по второму кругу нет, и поэтому я исключаю этот вариант - не на 100%, конечно же, однако считаю его крайне маловероятным.

Второй вариант – это тупое невыполнение соглашений, то есть, граница не закрывается. Россия объявляет, что свою часть соглашений она выполнила, регулярной армии в Донбассе нет, а за всеми комсомольцами-добровольцами проследить мы не можем. То есть, сделали всё, что могли. То есть, это предполагает бесконечное затягивание никуда не ведущего переговорного процесса.

Вариант третий – перезагрузка минского процесса: новая встреча в Минске, новая жвачка и продление соглашения еще на какой-то срок. Я думаю, что для Путина это идеальный вариант. Тем более в этом случае для него открывается возможность сыграть, как я понимаю, главную игру - а именно связать (может быть, не формально на бумаге, но фактически) два соглашения: выполнение Минска-2 и Минска-3, а также сроки подписания Соглашения об ассоциации Украина – ЕС.

Путин понимает, что Украина безнадежно ушла. Но одно дело ушла де-факто, а другое – де-юре. Вот не хочет он, неприятно ему и обидно, что Украина подпишет это соглашение с Европой. Тем более Европа, мягко говоря, не горит желанием форсировать это соглашение.

Так что можно намекнуть Европе, мол, вам это соглашение очень нужно? Оно вам очень выгодно? Не очень. Ну так оттяните, пока они не закроют границу, пока они не выполнят Минск-2, Минск-3, Минск-23. Ну потяните еще полгодика, еще годик.

Я думаю, что этот номер не пройдет, европейцы не согласятся завязывать два разных процесса. Они дали слово. Один раз они уже отложили и повторять подобное второй раз не будут. Как бы им не было невыгодно это соглашение, оно для них не катастрофично, а второй раз срывать свое слово по просьбе Москвы – это перебор.

Поэтому я думаю, что соглашение будет подписано. Может быть, с какими-то оговорками, но исключительно внутриевропейскими, которые к России никакого отношения не имеют.

А Минск – это патовая ситуация. Я не верю, что Путин ликвидирует бренд ДНР. И я не верю, что Путин рискнет снова биться головой об стену, начинать снова боевые действия. Равнодействующая этих двух векторов – это бесконечное соплежуйство, растягивание процесса, перезагрузка, казуистика и прочее-прочее, в чем достаточно искушен господин Лавров. Или в максимальном объеме -подготовка нового соглашения, так называемого Минска-3.

Кстати, этот вариант выгоден всем: и Путину, и Киеву (зачем Украине брать на себя головную боль, дальше не выполнять свои обязательства, не платить деньги, начинать бесконечную бодягу с какими-то выборами, получать к себе в Раду пусть маленькую, но крикливую и противную антиукраинскую фракцию, вкладывать деньги в восстановление Донбасса и т. д.?).

Растягивание Минска в равной степени выгодно, как Москве, та к и Киеву. Кроме того, пока остается ДНР, Украина – это несчастная жертва, которая борется с оккупантами. Кроме того, это вопрос жизни и смерти для господ «захарченок». Даже если они не попадут под амнистию, то я сильно сомневаюсь, что их снова выберут на каких-либо выборах.

Таким образом, в интересах всех сторон, чтобы это дело сорвалось и оттягивалось всё дальше и дальше. Единственные, кто от этого страдает, те самые ватники, то самое население. Но кого интересует их мнение?

Российский журналист, публицист Леонид Радзиховский