Калифорнийское чудо. Силиконовая долина превратилась в инновационный центр мира
23.09.2015 10:34

Своей славой родины компьютерной революции и символа научно-технического прогресса США в первую очередь обязаны Силиконовой долине. Здесь, на полуострове Сан-Франциско в Калифорнии, созданы разработки, которые за последние десятилетия не раз переворачивали мир, а концентрация креативных умов на этом участке суши превращает долину в недосягаемый образец для подражания во многих странах.

Инновационные идеи приносят огромные деньги: если бы штат Калифорния был отдельным государством, то это была бы восьмая экономика мира с ВВП $2,3 трлн. В прошлом году венчурные инвестиции в Силиконовую долину составили $50 млрд, что на 25 % больше, чем годом ранее. Это приблизительно 80 % всех инвестиций в Калифорнию и 40 % — идущих в США.

Именно в Кремниевой долине родились такие всемирно известные бренды-гиганты, как производители электронных устройств Intel, интегральной микрочиповой электроники AMD, программного обеспечения Oracle, а также создатель культовых инновационных гаджетов Apple, мировой лидер в области сетевых технологий Cisco, знаменитые поисковые интернет-системы Google и Yahoo!, интернет-аукцион eBay — и это только начало списка.

За каждым из этих имен стоят миллионы и миллиарды долларов. К примеру, в списке самых дорогих брендов по итогам 2014 года авторитетного издания Forbes на первом месте стоит Apple с показателем $124,2 млрд. Серебро и бронзу в этом рейтинге получили его соседи по Силиконовой долине — Microsoft и Google — с показателями $63 млрд и $56,6 млрд соответственно.

Поразительный бизнес-успех всего созданного на этом куске суши сами его обитатели, как и иностранные специалисты в области создания успешного инновационного бизнеса, которые побывали в Силиконовой долине, объясняют многими составляющими. Однако на первое место они ставят особую инновационную культуру, которая способствует развитию креативной среды.

«Поразительные инновационные изобретения создали бизнес-модели, невиданные ранее в истории бизнеса»,— говорит о происходящем крупный российский интернет-инвестор Юрий Мильнер, который создал фонд для финансирования стартапов в Силиконовой долине. По его данным, в период с 2005 по 2015 год в цифровые технологии было инвестировано $40 трлн.

Право на ошибку

Развитие интернет-технологий перевернуло многие традиционные представления о том, как вести бизнес. К примеру, с появлением интернет-продаж более 2 млн человек только на сервисе Amazon ежедневно продают товары, при этом не занимая каких‑либо торговых площадей. Если сейчас доля интернета в мировом ретейле находится на отметке около 15 %, то, по прогнозам аналитиков, к 2050 году уже половина всех продаж будет осуществляться посредством сети.

Суточная аудитория социальной сети Facebook шагнула к отметке 1 млрд человек — такого количественного показателя пока не удалось достичь ни одному бренду. «Это только начало на пути объединения всего мира»,— предупреждает основатель соцсети Марк Цукерберг.

Apple стала первой американской компанией, чей капитал превысил $700 млрд. На втором месте нефтяной гигант ExxonMobil, который оценивается в два раза скромнее — $384 млрд.

Алек Росс, работавший старшим советником госсекретаря США по инновациям, утверждает, что IT-технологии стали приоритетом в развитии стартапов только в последние 15 лет. Он также указывает на интересную особенность: самыми успешными в разработках инноваций являются молодые и очень молодые люди, в которых не боятся вкладывать инвесторы Силиконовой долины. Классический пример — Марк Цукерберг, который в 20 лет запустил социальную сеть Facebook.

Суточная аудитория социальной сети Facebook шагнула к отметке 1 млрд человек

Однако дело не столько в возрасте, убеждены обозреватели. Джиджи Вонг, профессор Стэндфордского университета и один из лучших в мире специалистов по стартапам, работающая в Силиконовой долине, убеждена: секрет этого места кроется в особой атмосфере и стиле поведения, которые способствуют инновациям.

«Первое, что там [в долине] замечаешь,— это высокий уровень доверия,— говорит Вонг.— Незнакомые люди с первой встречи готовы делиться друг с другом идеями, а многие конкуренты сотрудничают».

Также профессор Вонг рассказывает, что в Кремниевой долине люди всегда готовы рисковать крупными суммами и никто не боится сделать ошибку. На это ориентируются в том числе и инвесторы — они предпочитают иметь дело с теми, кто уже хоть раз ошибался, извлек урок и вновь взялся за дело.

При этом Вонг подчеркивает, что в Европе к поражениям и ошибкам часто относятся как к чему‑то фатальному, и однажды проигравшему человеку вновь достигнуть успеха там сложнее.

Еще одна особенность местной корпоративной культуры состоит в том, что и в совсем молодых стартапах, как и в компаниях с большими достижениями, царит равенство: топ-менеджер всегда готов выслушать подчиненных, а ответственность за проект распределяется между всеми.

Причем многие сотрудники стартапов работают не за фиксированную зарплату, а за долю прибыли в проекте, поэтому команда мотивирована на результат.

В целом средняя зарплата в сфере высоких технологий в Силиконовой долине — наивысшая для этой отрасли в мире и составляет около $108 тыс. в год. Хорошие заработки и особая атмосфера привлекают сюда специалистов со всего мира: так, количество приезжих в Силиконовой долине составляет 36 %, в то время как в целом в Калифорнии этот показатель равен 27 %.

Евгений Отрошенко, украинский специалист в области IT- и видеодизайна, у которого есть опыт сотрудничества с компаниями Силиконовой долины, подчеркивает: культура и бизнес-среда в Украине и США далеки друг от друга, как небо и земля.

В США больше инновационных идей, так как там не боятся рисковать в том числе и деньгами.

«На Западе понимают: чтобы получить прибыль, нужно нормально вложиться и пару-тройку лет поработать себе в убыток,— говорит Отрошенко.— У нас же хотят вложить пять копеек и при этом заработать миллион за неделю. А лучше за пару дней».

По его наблюдениям, в Украине даже в сфере IT, одной из самых стабильных и успешных во время кризиса, мало кто работает на перспективу и думает о будущем — здесь как сами IT-специалисты, так и их клиенты больше заинтересованы в том, чтобы «урвать кусок побольше, пусть даже и одноразово».

В то время как в США все строится на перспективу, подчеркивает Отрошенко. В американской IT-компании пытаются завлечь людей не только бонусами, пересмотрами зарплаты, соцпакетом, но и комфортными условиями труда — то есть много делается для того, чтобы создать благоприятную атмосферу для творчества и работы внутри коллектива.

Отрошенко приводит простой пример: в Украине всегда сложно сдать ошибочно купленный товар, независимо от того, приобретен он в интернете или офлайн. В американском ретейлере Best Buy, который входит в топ-50 самых инновационных компаний мира, даже при возврате обложки для планшета iPad стоимостью $10 клиент еще и получит сертификат на $20.

«Если ты вернул — значит, чем‑то недоволен, а тут боятся потерять каждого клиента,— отмечает IT-специалист.— Плюс важно такое понятие, как доверие людей к бренду».

Из Google в Белый дом

Корпоративная культура компаний Кремниевой долины привязана к их инновационной стратегии, подмечают еще одну особенность эксперты. Ориентируясь на инновации в качестве приоритета, компании в четыре раза чаще, чем в других сферах, реорганизуют свою структуру, начинают кампании по поиску талантов с тем, чтобы бросить их на разработку новых продуктов.

Здесь царит особая креативная свобода, порождение демократического государства и свободной экономики, подчеркивают специалисты. Именно поэтому странам вроде Китая или России, в которых наука и инновации пребывают под жестким правительственным контролем, не удается повторить успех калифорнийского чуда.

Рассуждая о том, какой должна быть политика государства в области развития инноваций, Росс признается, что в первую очередь выкинул бы из обихода такие слова, как политика и управление. Чем власти меньше регулируют эту сферу, тем лучше, уверен он.

В Америке не чиновники и члены партий контролируют работу программистов и дизайнеров, а наоборот — гиков приглашают на работу в Белый дом, чтобы те задавали тон политике страны в сфере инноваций. Они, как никто другой, знают, в каких условиях должны рождаться новые революционные бренды.

Так, президент США Барак Обама утвердил на должность директора по информационным технологиям в Белом доме Дэвида Рекордона, который ранее работал одним из технических директоров Facebook.

Для того чтобы перезапустить неэффективный государственный сервис страхования здоровья Healthcare.gov, Обама нанял бывших сотрудников поисковика-гиганта Google. Эти интернет-гуру даже появились на обложке авторитетного американского еженедельника Time — их работа позволила миллионам людей получать медицинские услуги незамедлительно.

Обама отличается стремлением привлекать продвинутых технарей в Белый дом, подчеркивает Росс. Так, однажды президент заявил, что лично готов донимать звонками топ-менеджеров Google, убеждая их отпустить своих программистов к нему на работу.

Росс, сыгравший ключевую роль в информационной предвыборной кампании Обамы, уверен, что те, кто стремятся контролировать технологии, только проигрывают.

«Вместо управления инновациями необходимо создать благоприятную экосистему для их взращивания»,— убежден он.