Осторожно, выборы отменяются. Гарантируют ли мир в Донбассе парижские договоренности
07.10.2015 13:00

На встрече в Париже 2 октября лидеры стран нормандской четверки — Владимир Путин, Петр Порошенко, Франсуа Олланд и Ангела Меркель, говорили больше четырех часов.

Вкратце были достигнуты следующие ключевые договоренности:

Отмена выборов, назначенных боевиками на 18 октября и 1 ноября.

Амнистия для сепаратистов, не замешанных в убийствах и тяжких преступлениях – предположительно в день выборов.

Отвод Украиной и Россией техники с линии разграничения под наблюдением ОБСЕ в течение около 40 дней.

Увеличение армии наблюдателей ОБСЕ и гарантии полного доступа для них ко всем объектам инфраструктуры, включая границу.

Отправка на оккупированную территорию специалистов из Германии и Франции для разминирования территорий.

Увеличение количества пропускных пунктов на линии разграничения и полный доступ в регион для международных гуманитарных миссий.

Вывод всех иностранных войск из Украины.

Легализация особого положения Донбасса.

Мнения разделились

В Париже, считает украинский политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, был найден компромисс – с небольшим перевесом в пользу Украины.

Основные противоречия между Украиной, Россией и ее марионеточными квазиреспубликами заключались в последовательности выполнения Минских соглашений.

«Позиция Украины: сначала освобождается территория, возвращается украинская власть, потом — выборы, а потом — особый статус Донбасса. Логика РФ — обратная: сначала статус, потом диалог между Киевом, Донецком и Луганском в российской интерпретации, а затем — выборы как легализация этого статуса, и допуск к контролю над границей, которая сегодня не контролируется», - говорит Карасев.

По сценарию, согласованному в Париже, стороны согласились на проведение выборов в Донбассе под международным контролем над избирательным процессом. Судя по всему, они будут проводиться по так называемому плану Мореля, возможно, с небольшими корректировками.

План М

План Мореля – документ под названием Элементы для временного закона о местных выборах в некоторых районах Донецкой и Луганской областей – предусматривает принятие специального закона по выборам в оккупированном Донбассе. Его разработали помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, статс-секретарь МИД РФ Григорий Карасин и координатор политической подгруппы контактной группы по Донбассу Пьер Морель.

Еще неделю назад президент Петр Порошенко раскритиковал в интервью этот план, назвав его «личным мнением Мореля». Но затем предложение французского дипломата с некоторыми изменениями было принято всеми сторонами.

Согласно плану, украинский парламент должен принять специальный закон для того, чтобы выборы в Донбассе формально прошли по украинскому законодательству, но так, чтобы эти правила были приемлемы для представителей ДНР и ЛНР. Наблюдать за процессом будут представители ОБСЕ и даже участвовать в подсчете голосов.

«Этим самым достигается цель, которую ставила украинская дипломатия, но в другой форме. Украина хотела направить в Донбасс миротворческий контингент, который развел бы стороны и обеспечил мир. Получили же мы электоральный аналог такого контингента», - говорит Карасев.

С украинской стороны сложность реализации этой договоренности заключается в необходимости принять закон о выборах. Часть парламента неоднократно высказывалась против проведения выборов на оккупированных территориях под любым соусом. Петр Порошенко на днях в интервью украинским каналам заявил, в Украине есть политические силы, которые поддержат такой закон.

Чтобы набрать необходимые 226 голосов, президентская политсила может заручиться поддержкой Оппозиционного блока, предполагает Карасев.

«Есть такое выражение — Париж стоит мессы. Его сказал вождь гугенотов в 1593 году, когда, чтобы получить французский престол, был вынужден перейти из протестантства в католицизм. То есть, ситуативно, голосование стоит мира. Ради того, чтобы восстановить суверенитет, выполнить Минские соглашения, вернуться к мирной жизни, а значит, ничего страшного в таком варианте нет», - говорит эксперт.

Боевики, согласно парижским договоренностям, обязались отменить назначенные ими ранее на 18 октября и 1 ноября выборы в «ДНР» и «ЛНР». После Парижа они называли условиями, на которых готовы сделать это, амнистию и возможность участия в выборах представителям так называемых общественных объединений. А сегодня заявили, что согласны перенести местные выборы на 2016 год.

На это заявление отреагировала и еще одна сторона переговоров. У Леонида Кучмы, представителя Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе, заговорили о необходимости отменить результаты выборов 2 ноября 2014 года. Ведь они, как заявила пресс-секретарь Кучмы, Дарка Олифер, «не были признаны ни международным сообществом, ни Киевом, ни, кстати, Москвой».

Будут ли боевики соблюдать остальные условия, зависит от того, какое влияние на них окажет президент РФ Владимир Путин, говорит политолог, глава Центра прикладных политических исследований Пента Владимир Фесенко.

«В Берлине и Париже убеждены, что друг Владимир повлияет. Если же нет, то все благие пожелания Меркель и Олланда потеряют смысл, а ситуация станет более сложной», - считает он. Оба европейских лидера до сих пор неадекватно оценивают и ситуацию внутри Украины, и персону Владимиру Путина, полагает он.

«Они не понимают, что цена этим гарантиям — почти нулевая, мы видели это неоднократно», - говорит политолог.

Амнистия и передача контроля за границей

Для Киева неприемлемо озвученное французским президентом предложение о восстановлении украинского контроля над российско-украинской границей и выводе вооруженных формирований из Донбасса не до, а после выборов. В противном случае Украине может быть очень сложно установить контроль над границей, поскольку после выборов регион может оказаться под контролем пророссийской власти.

Чтобы перевес в этом вопросе оказался на украинской стороне, нужно еще до выборов передать контроль над всеми пропускными пунктами наблюдателям ОБСЕ как нейтральной стороне, считает Фесенко. Однако он не исключает, что в этом вопросе после парижской встречи Украина может ощутить давление со стороны Олланда и Меркель.

Также для Украинской стороны важно, чтобы компромисс был найден и по другим пунктам – в частности, чтобы до даты проведения местных выборов в Донбассе были освобождены все заложники, которые сейчас находятся в плену как в самопровозглашенных ДНР и ЛНР, так и в России.

«Обязательным условием для проведения местных выборов должен быть график выведения всех иностранцев с оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей. И под этим графиком должна быть подпись России», - говорит Фесенко.

После выборов парламенту предстоит тремя сотнями голосов принять изменения в Конституцию, закрепляющие особый порядок самоуправления в Донбассе – либо заново запускать процесс конституционного определения особого статуса этих территорий.

«После выборов Украина получит новую местную власть в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Стало быть, мы получим нового политического субъекта», - говорит Карасев. И мнение этих субъектов будет учитываться при внесении конституционных поправок.

Так или иначе, если сторонам удастся закрепить перемирие и реализовать отвод танков и тяжелого вооружения калибром до 100 мм, это — это уже позитивные достижения, считают политологи.

«Если эти моменты удастся реализовать, продержаться в перемирии до конца года, действительно появятся предпосылки для прекращения войны. Но прекращение войны еще не будет означать мир. Ситуация останется зависшей и неопределенной — скорей, на стадии замороженного конфликта», - говорит Фесенко.

Военная заморозка, по словам Карасева, будет сопровождаться политической разморозкой, и продолжаться это будет до полного выполнения политической части Минских соглашений.

Почему Путин ушел недовольным

В ходе встречи канцлер Германии в знак попытки примирения заставила Порошенко и Путина пожать друг другу руки. После переговоров президент РФ первым покинул Елисейский дворец, никак не прокомментировав переговоры впоследствии – обычно это свидетельствует о том, что он недоволен исходом.

Парижские договоренности удовлетворили Олланда и Меркель, но не слишком удовлетворили Путина и Порошенко, считает Фесенко.

«То, что Путин хотел получить – он не получил. Его принудили к обещанию об отмене местных выборах, но он не может об этом сказать, не хочет потерять лицо. Он не хочет показывать свою слабость, а хотел бы продолжить игру с Западом. И ему никто не пообещал отмены санкций», - говорит Фесенко.

Меркель по итогам встречи обратилась к публике со словами: «Все то, что можно было достичь, было сегодня достигнуто. Процесс продолжается. Есть надежда, что, несмотря на некоторое опоздание, в соответствии с первоначальным планом минских соглашений, тем не менее были достигнуты определенные шаги». Достигнутые в Париже договоренности она назвала «парижскими гарантиями».

Таким образом, устами Меркель Запад дал гарантии восстановления суверенитета по всей территории Украины, а также электорально-политической и мирно-дипломатической реинтеграции оккупированной части Донбасса, считает Вадим Карасев.

«К сожалению, пока без Крыма», - добавляет он.

Парижские гарантии жителям Донбасса

Видят ли какие-либо «гарантии» жители самого Донбасса – вопрос.

«Люди на сегодняшний момент не видят, и я как депутат не понимаю, как я могу приехать в Донецк и агитировать за какие-то проукраинские силы, и как вы, как журналист, можете приехать туда и без бронежилета, каски и молитвы вести репортаж, - говорит НВ нардеп Алексей Рябчин, выходец из Донецка, в последние недели побывавший во многих городах контролируемого Украиной Донбасса. - Как могут международные наблюдатели проводить верификацию этих выборов так, чтобы это было не показушно – типа в центре города в какую-то одну школу или Дом культуры заглянул – там все хорошо, а потом, как в Северной Корее, за угол хочешь посмотреть – а туда уже нельзя».

Он не уверен, что достигнутые договоренности позволят приехать в Донецк и проголосовать проукраински настроенным жителям региона. Те же люди, которые остаются на оккупированной части Донбасса, не владеют полноценной информацией, поскольку медиаполе искажено.

«Мне кажется, все это просто способ запить вкусным компотом или шоколадом горькую пилюлю», - говорит он.