Дефицит платежного баланса Украины упал до нуля. Что это значит?
02.11.2015 13:00

Нет такого понятия, как «дно падения» платежного баланса, но в данной ситуации можно действительно сказать, что платежный баланс Украины достиг своего «дна». По итогам 9 месяцев 2015 года дефицит платежного баланса составил всего 1 млн долл. Другими словами, сумма валюты, которая ушла из Украины за десять месяцев, фактически равна сумме полученной валюты.

Можно сказать, идеальное равновесие. Хотя лучше, когда наблюдается не такое равновесие, а профицит платежного баланса, так как в этом случае наблюдается самая положительная тенденция, когда валюты в страну поступает больше, чем уходит из страны.

Именно к этому профициту платежного баланса Украине и нужно стремиться, чтобы не было проблем с валютой. А пока что НБУ и правительство Украины смогло добиться, чтобы валюты меньше уходило из Украины, чем приходило.

Если вспомнить историю, то по итогам 9 месяцев 2014 года был дефицит платежного баланса 4,9 млрд долл., а вот за 9 месяцев 2013 года был как раз желанный профицит платежного баланса 1,5 млрд долл.

А теперь самый интересный вопрос: как же получился в Украине этот почти нулевой дефицит и что будет дальше?

На данный момент экспорт и импорт Украины падает практически синхронно. За 9 месяцев 2015 года было полученной экспортной выручки 35,2 млрд долл., а потрачено валюты на закупку импорта 35,6 млрд долл. Получилось сальдо внешней торговли всего минус 441 млн долл. за 9 месяцев 2015 года.

Это очень мало, если вспомнить, что за 9 месяцев 2014 года это сальдо было минус 3 млрд долл., а за 9 месяцев 2013 года 10,8 млрд долл. Понятно, что в 2013 году экономика Украины работала в полную мощность и много покупали - и импортных энергетических ресурсов, и бытовой техники, и автомобилей.

Сейчас же импорт сжали до минимума, хотя и экспорт тоже упал очень существенно. Но в результате существенно уменьшили дефицит внешней торговли. Во многом это дело связано с тем, что НБУ с марта 2015 года фактически в ручном режиме продает валюту импортерам и очень часто запрещает им покупать валюту на межбанковском валютном рынке.

Фактически НБУ в ручном режиме регулирует продажу валюты импортерами, но при этом анализирует и объемы поступления валюты от экспортеров. В результате, если посмотреть результаты покупки-продажи валюты под внешнеэкономические контракты за сентябрь 2015 года, то там сальдо плюс 25 млн долл.

Получилось, что НБУ фактически разрешил купить валюты импортерам почти столько, сколько пришло валюты от экспортеров. Четкая балансировка движения валюты. Беда только одна.

Такого рода ручное управление продажи валюты импортерам заставляет часть бизнеса активно уходить в «теневую экономику» и оплачивать покупку товаров за рубежом по «серым схемам», а часть бизнеса просто останавливается и закрывается.

Поэтому падение ВВП в этом году в Украине частично связано и с этим эффектом от ручного управления покупкой-продажей валюты для экспортеров и импортеров. Любой запрет или ограничение всегда имеет свой «скелет в шкафу».

Но если с внешней торговлей все понятно, что касается финансового счета платежного баланса Украины, то тут тоже проявляется интересная тенденция. В финансовом счете отображается движение денег, которые всегда любят называть красивым словом «инвестиции». И вот тут получилось очень интересно.

Согласно платежному балансу за 9 месяцев 2015 года, правительство Украины привлекло зарубежных инвестиций на сумму 6 млрд долл. Из этой суммы 5,3 млрд долл. - это кредиты МВФ. Но часть этих денег пришлось отдать на погашение других государственных долгов, поэтому всего осталось 3,3 млрд долл., которые правительство Украины могло использовать для финансирования других расходов.

И это было очень кстати. Так как в то время, когда правительство Украины привлекает зарубежные инвестиции, частный сектор, наоборот, отдает деньги нерезидентам, хотя формально он тоже привлекает зарубежные инвестиции.

Вот, например, за 9 месяцев 2015 года в банковский сектор поступило 1,6 млрд долл. прямых зарубежных инвестиций, это, в основном, увеличение капиталов украинских банков со стороны инвесторов из ЕС и России.

Но в тот же момент банки погасили старые валютные кредиты, которые они раньше получили от своих зарубежных «мамок» на сумму 2 млрд долл. Получается, что привлечение прямых зарубежных инвестиций, о которых сейчас так много говорят, вообще не работает. Одни деньги приходят, а другие уходят. Где-то так и получается, поэтому, когда НБУ и МВФ рассказывают о рекапитализации банков за счет денег нерезидентов, они во многом лукавят или не замечают этой обычной игры с цифрами.

Потому что реально валюты в Украине от этой рекапитализации не увеличивается, и дефицит валюты как был острой проблемой, так и остается. То же самое и с производственными компаниями: они привлекли прямых зарубежных инвестиций на сумму 600 млн долл., а погасили старых кредитов нерезидентам на сумму 1,9 млрд долл. Но тут еще одна проблема, которая опять-таки связана с ручным управлением валютным рынком и запретом на продажу валюты импортерами.

За 9 месяцев 2015 года товарные зарубежные кредиты уменьшились не более чем на 1 млрд долл. В предыдущие годы, когда бизнес нормально работал, объемы зарубежных товарных кредитов только росли, и росли на миллиарды, а теперь уменьшаются. Это означает, что бизнес просто сворачивает свою деятельность или массово уходит в «тень».

Если просто сравнить, за 9 месяцев 2015 года сальдо финансового счета составило всего минус 457 млн долл., и это при том, что Украина за это время взяла в долг в МВФ 5,3 млрд долл. За 9 месяцев 2013 года сальдо финансового счета плюс 13 млрд долл., в то время как Украина погасила МВФ кредитов на сумму 4 млрд долл.

В 2013 году правительство Украины взяло в долг валюты только 1,7 млрд долл., а 11,3 млрд долл. - это валюта, которая поступила в Украину в виде инвестиций от нерезидентов для банков и украинских компаний.

За десять месяцев 2013 года прямых зарубежных инвестиций было около 3 млрд долл., плюс товарных кредитов на сумму больше 2 млрд долл., и еще разного рода кредитов на развитие бизнеса от нерезидентов на сумму больше 6 млрд долл.

Да, действительно, можно за счет жесткого регулирования валютного рынка фактически сбалансировать продажу и покупку валюты экспортерами и импортерами, можно до минимума ограничить движение валюты за рубеж со стороны банков и компаний, но тогда появляется новая проблема – бизнес сворачивается. То, что и произошло в Украине. Фактически сейчас Украина имеет только один источник валюты – это кредиты МВФ и деньги от ЕС и Всемирного банка, которые получает правительство Украины. Но при этом нет настоящих зарубежных инвестиций, бизнес старается убежать из Украины.

Это не может продолжатся вечно. Нужно запускать экономику, без этого никакие кредиты МВФ Украине не помогут. Все эти разговоры, что программа кредитования МВФ будет стимулировать приток валюты в Украину, оказались ошибочными, и платежный баланс Украины это четко показывает.

Как раз именно программа кредитования МВФ и их советы привели к тому, что платежный баланс Украины сделали, как хотел МВФ, но результат оказался печальный. Вот такая получилась математика. А вы еще говорите, что они ничего не знают и не видят.