Мачо, аристократ, интеллигент и снова мачо: шесть обликов Джеймса Бонда
03.11.2015 14:00

Три года назад фильм «007: координаты Скайфолл» был посвящен пятидесятилетию бондианы. Теперь бондиане 53, но она отмечает другой юбилей: «007: Спектр» — 25-я картина про главного спецагента планеты. Правда, продюсеры это достижение не афишируют, так как одна лента считается неофициальной. Официальным «Бондом-25» станет следующий фильм про агента 007. За полвека с лишним в роли Джеймса Бонда снялись шестеро актеров. Все они были разными, но по-своему хороши.

Шон Коннери

Годы: 1962-1971, 1983.

Фильмы: 7 – шесть официальных («Доктор Но», «Из России с любовью», «Голдфингер», «Шаровая молния», «Живешь только дважды», «Бриллианты навсегда») — и один неофициальный, «Никогда не говори никогда», сделанный без участия главных производителей бондианы - семейства Брокколи (права на съемки принадлежали их бывшему сопродюсеру).

Возраст актера в год выхода фильмов: 32-41, 53.

Фирменный стиль: Бонд-мачо, Бонд-артист. Коннери, конечно, навсегда останется Бондом № 1 — и не только потому, что именно он сотворил его образ. Самое интересное, что его героя не назовешь суперменом (и это при росте Коннери 1.88 — из голливудских звезд первой величины выше только Клинт Иствуд с его 1.93).

Какой он супермен, если дерется не лучше всех, вечно получает по голове и валяется в обмороке, попадая в примитивные ловушки? Но он не может не побеждать, поскольку дико обаятелен.

Вдобавок при всей страсти к дорогим часам и автомобилям он не пижон, не меркантилен, не буржуазен, самоироничен (зато как носит смокинг!). Еще: он мужчина, созданный для того, чтобы его любили женщины, в отношениях с которыми, при всем внешнем мачизме, он, кстати, зачастую чересчур доверчив и даже наивен.

Фильмы 1960-х идеально соответствовали стилю бондианы, соединяя шпионский триллер с пародией на него. Не зря именно Коннери стал героем песни Высоцкого «и вот артиста этого Джеймсбонда товарищи из Госа-фильмо-фонда в совместную картину к нам зовут».

Несмотря на холодную войну, сражался не с КГБ, а с агентами наднациональной злодейской организации «Спектр», которая, пользуясь противостоянием двух сверхдержав, пыталась столкнуть идиотов-ястребов из СССР и США и спровоцировать третью мировую войну.

В только что вышедшей картине с Дэниелом Крейгом «Спектр» тоже главный враг Бонда и мировой цивилизации, но цели организации иные, более современные.

Коннери стал первым и последним из Бондов, которому хватило мужества самому отказался от роли (хотя он однажды вернулся к ней, сыграв Бонда в единственном неофициальном фильме «Никогда не говори никогда»).

Он невзлюбил продюсеров фильма. Устал от навалившейся популярности – особенно после съемок в Японии 1967 года фильма «Живешь только дважды», где местные ниндзя-папарацци подкарауливали его даже в туалетных кабинках. Главное же: Коннери осознал, что становится рабом образа. А ему как актеру не хотелось ставить на себе крест.

Джордж Лазенби

Годы: 1969.

Фильмы: 1 – «На секретной службе Ее Величества».

Возраст актера в год выхода фильма: 30.

Фирменный стиль: Самый молодой Бонд в истории. Нежный Бонд. Единственный женившийся в финале фильма (правда, долго брак не продлился). Случайный Бонд. Случайность в том, что австралиец Лазенби, когда шотландца Коннери достала роль 007, прямо-таки навязал себя продюсерам. К моменту съемок он был никем – впрочем, и Шона Коннери до появления первого фильма 1962 года «Доктор Но» мало кто знал.

Лазенби вообще не имел актерского опыта. Но соврал продюсерам (а тогда при отсутствии интернета трудно было что-то проверить), будто много снимался в Гонконге и – не поверите – в СССР.

Его взяли, потому что он идеально соответствовал образу Бонда 1960-х: брюнет, спортсмен, обаятельный мужик все с тем же ростом 1.88. Принято считать, будто он не устроил публику (в результате чего агента 007 в следующем фильме «Бриллианты навсегда» еще раз изобразил Коннери, после чего покинул официальную бондиану окончательно). Но это не так.

Просто Лазенби неверно повел себя вне экрана. Желая казаться модным, поддержал манифестации хиппи против вьетнамской войны (лучше бы уж поддержал всерьез и по-честному), отрастил в жизни длинные волосы – а образу Бонда это не соответствовало.

Есть и другая причина его краха: нежный Бонд опередил время. Такой 007 стал востребован позднее – в 1990-е с их политкорректностью, когда мачизм под влиянием феминисток подвергли остракизму.

Роджер Мур

Годы: 1973-1985.

Фильмы: 7 – «Живи и дай умереть», «Человек с золотым пистолетом», «Шпион, который меня любил», «Лунный гонщик», «Только для твоих глаз», «Осьминожка», «Вид на убийство».

Возраст актера в год выхода фильмов: 46-58.

Фирменный стиль: Мур — первый англичанин, сыгравший агента Ми-6 Бонда после неангличан. Надо ли искать причину именно в этом, но Бонд Мура, не в обиду прежним исполнителям, обрел новое качество: аристократизм. В Бонде Мура больше мягкости, он образован и обладает эстетическим чутьем. При этом тоже ведь мужчина хоть куда: рост Мура – 1.87.

В России его не слишком знают и ценят, а зря. Я согласен с теми знатоками бондианы, кто уверен, что Бонд Мура не уступает Бонду Коннери. Что он как минимум Бонд № 2. Хотя я очень ценю и Крейга. Фильмы с Муром не менее лихи по сюжету. Их недостаток: бондиану иногда стало заносить в политику Холодной войны.

Самый отвязный киносериал оказался привязан к политреалиям. Бонд – при Муре – отстреливал опасных русских и сражался с гадким СССР в «Осьминожке» и «Только для твоих глаз».

Беда Мура и в том, что если в первых фильмах он выглядит достаточно молодо, то потом от серии к серии его 007 начинает резко стареть (не удивительно: он на три года старше Коннери, а взялся за роль на одиннадцать лет позже). Именно при Муре Бонд обрел статус «папика».

Тимоти Далтон

Годы: 1987-1989.

Фильмы: 2 – «Искры из глаз», «Лицензия на убийство»

Возраст актера в год выхода фильмов: 41-43.

Фирменный стиль: Уж не знаю, был ли у продюсеров тайный план, чтобы агента 007 сыграли все представители Соединенного Королевства, но роль передали уроженцу Уэльса Тимоти Далтону.

Он опять-таки соответствовал всем внешним признакам Бонда (брюнет все с тем же ростом 1.88 — актеров, что ли, под линейку подбирали?), но угодил в неудачное время. Фильмы с Далтоном пересматривать не хочется. Бондиана после Далтона едва не приказала долго жить.

Продюсеры бондианы и их сценаристы растерялись в условиях начавшейся в СССР перестройки. Сначала все-таки решили повоевать с СССР, отправив Бонда на афганскую войну.

В итоге фильм «Искры из глаз», в котором Бонд защищает тогдашних друзей Америки – будущих моджахедов — кажется не частью бондианы, а родственником снимавшегося параллельно «Рэмбо-3» (знали бы американцы времен Далтона и Сталлоне-Рэмбо, чем им отольется поддержка афганских друзей!) «Лицензия на убийство» — нырок в другую сторону: единственный фильм, где Бонд противостоит не международным экстремистам, а обычным – пусть и крупным – бандитам.

Этот фильм считается отступлением от стиля бондианы в сторону тривиального боевика. После двух фильмов с Далтоном продюсеры взяли рискованный перерыв на целых шесть лет.

Пирс Броснан

Годы: 1995-2002.

Фильмы: 4 – «Золотой глаз», «Завтра не умрет никогда», «И целого мира мало», «Умри но не сейчас».

Возраст актера в год выхода фильмов: 42-49.

Фирменный стиль: Может, создатели бондианы и впрямь желали занять в роли главного британского суперагента всех представителей Туманного Королевства? Новым Бондом стал ирландец, причем со все тем же ростом 1,88.

Бонд Броснана — интеллигент. А одновременно — первый Бонд новых компьютерных киновремен (добавивших сериалу эффектные навороты: именно так, как навороченный, как новое слово в бондиане продюсеры рекламировали «Золотой Глаз» 1995 года – дебют Броснана в роли 007).

Броснан с его мягким взглядом стал этаким Лазенби, перемещенным в 90-е, когда экс-слабый пол начал брать власть над миром, и имидж Бонда пришлось скорректировать. Отныне не Бонд укладывал женщин в постель – инициаторами становились сами женщины: сильные, волевые, коварные; одна только героиня Софи Марсо из фильма «И целого мира мало» чего стоит.

Мало кто знает, что Броснан должен был стать Бондом сразу после Мура, в 34 года, и тогда бы вообще не возник Далтон. Это, пожалуй, сработало бы на пользу бондиане. Но Броснан не смог из-за запутанных контрактных обстоятельств.

Одновременно Броснан оказался жертвой упомянутых новых технологий: продюсеры ошибочно сочли, что в бондиану, чтобы она конкурировала с новым кассовым голливудским кино, следует внедрять компьютерную анимацию. В итоге подвиги и приключения Бонда стали совсем уже сказочными. К началу 2000-х бондиана вновь стала сдавать позиции.

Дэниел Крейг

Годы: с 2006-го по н. в.

Фильмы: 4 — «Казино «Рояль», «Квант милосердия», «007: координаты Скайфолл», «007: Спектр».

Возраст актера в год выхода фильмов: 38-47.

Фирменный стиль: Тут-то продюсеры бондианы и решились на перезагрузку. И не прогадали. Все новые фильмы бондианы сверхпопулярны как никакие прежде и приносят несусветную прибыль.

В 2006-м в фильме «Казино «Рояль» Бонд родился заново, полностью сменив имидж. Дело даже не в том, что его история началась словно бы с нуля (а все прежние сорок лет это был как бы один и тот же герой), и он из брюнета превратился в голубоглазого блондина (это заранее взбесило интернет, но после выхода фильма гнев резко утих).

Не в том, что его сыграл актер с внешностью рабочего парня (который, впрочем, носит смокинг не хуже Шона Коннери) и ростом, не поверите, всего-то 1.78. Англичанин, кстати.

Дело в том, что 007 опять наконец-то стал мужиком, каковым не был Бонд Броснана. Если все прежние «Бонды» были фильмами в той или иной степени стебными, то новые с Крейгом стали серьезными.

У Бонда появилась судьба! В бондиане возникли актуальные геополитические детали. Например, стали упоминаться теракты 11 сентября 2001-го. Прорвались непривычные для прежних серий натурализм и психологизм – то бишь появилась жизнь.

Продюсеры фильма добились невероятного: персонажи бондианы, чистого вроде бы комикса, стали интересны. За них можно переживать. Вопрос: что ждет Бонда дальше. После выхода фильма «007: Спектр» кажется, что создатели бондианы опять немного запутались.