10 новых фестивальных фильмов о любви
09.03.2016 23:59

Любви, как известно, покорны не только все возрасты, но и жанры: о ней снимают драмы, ромкомы и даже хорроры. Режиссёры исследуют сюжеты об отношениях из года в год, и каждый раз находят новые способы сообщить нам что-нибудь странное, трогательное или страшное о том, что с нами делают чувства, а мы — друг с другом. Мы выбрали десяток новых фильмов о любви, с успехом прошедших на мировых кинофестивалях и частично уже вышедших в прокат.

Мой король

Майвенн (которая снимает кино только под именем, без фамилии Ле Беско) многие могли видеть, но не узнать в гриме Дивы Плавалагуны в «Пятом элементе» Бессона. Помимо этого она обласканная каннским вниманием режиссёр — её предыдущий фильм «Полисс» взял в Каннах приз жюри, а новый, «Мой король» принёс «ветку» за лучшую женскую роль Эмманюэль Берко.

Она играет независимую счастливую женщину по имени Тони, которая на свою голову знакомится с роковым типом Джорджио (Венсан Кассель в привычном амплуа). Лёгкий флирт перерастает в настоящую зависимость длиной в десять лет, где будут и дети, и безоглядное счастье, и ослепляющая ревность — поводов для неё найдётся достаточно.

Окончится этот балаган серьёзной психологической травмой — с реабилитации героини и начинается фильм. Освободившись от разрушительных во всех смыслах отношений, Тони то и дело возвращается в мыслях к Джорджио и постепенно примиряется с собой. Пронзительная история о взлётах и падениях, которые только ещё раз напоминают, что если ты любишь — значит живёшь.

Друзья

Режиссёрский дебют актёра Луи Гарреля — камерная история любви, разыгранная на троих на улицах Парижа. Слышали такую сценарную заявку от всех французских режиссёров начиная с Трюффо и заканчивая Гаррелем-старшим? Эта схема до сих пор работает. Непутёвый актёр массовки Клеман влюбляется в продавщицу сдобы Мону (Винсента Макена и Голшифте Фарахани мы помним по примерно таким же ролям в «Эдеме» Миа Хансен-Лёве).

Отчаявшись вызвать симпатию Моны, Клеман пускает в ход главный козырь — зовёт на помощь лучшего друга (Луи Гаррель). Идея, по понятным причинам, рискованная, вдобавок у самой Моны полный шкаф скелетов. Фильм не случайно назван «Друзья» или «Двое друзей» — любовные приключения становятся для двух парней лишь поводом, чтобы разобраться в том, что такое настоящая дружба.

Чтобы у зрителя не осталось сомнений в преемственности, Гаррель отправляет троицу сниматься в массовке фильма о забастовке 1968 года. Без преувеличения, это «Жюль и Джим» наших дней — красивая и лёгкая история любви и дружбы.

Хеди

Триумфатор Берлинского кинофестиваля 2016 года, тунисская камерная история о том, как любовь может освободить от гнёта традиций, общественного мнения и властной матери. Правда, фильм, снятый при поддержке братьев Дарденн, выступает за права не мусульманских женщин, но мужчин — им тоже непросто.

Хеди — меланхоличный парень 25 лет, который всю жизнь делает то, что ему говорят: вначале учится, потом ходит на ненавистную работу, а теперь ещё и женится на девушке, которую ему нашла мать. История рассказана в такой же сдержанной манере, в какой живёт её главный герой: неспешно, на средних планах и с редкими вспышками темперамента.

Хеди покорно принимает судьбу, так как слишком скромен, чтобы сказать «нет». Всё меняется, когда в командировке Хеди знакомится с девушкой-аниматором в гостинице. Впервые влюбившись по-настоящему, он как будто просыпается от летаргического сна и готов радикально менять свою жизнь вопреки здравому смыслу. Вопрос лишь в том, что окажется сильнее: любовный дурман или страх перечеркнуть всю свою прежнюю жизнь.

План Мэгги

Иногда кажется, что все фильмы с Гретой Гервиг — один чудесный сериал об одной и той же нежно любимой героине: немного неловкой и рефлексирующей нью-йоркской девушке, которая сначала училась, потом искала работу, потом влюблялась. На этот раз ей вздумалось завести детей, но есть одна проблема: она не умеет строить длительных отношений, и полгода — её рекорд.

Отчаявшись, героиня даже просит приятеля с хорошими генами стать донором — завести ребёнка ей кажется проще, чем парня. Помощь приходит, откуда не ждали: коллега-преподаватель из университета (Итан Хоук), страдающий от деспотичной жены (бесподобная Джулианна Мур) и творческого кризиса ищет немедленного спасения.

И вот на Мэгги уже трое детей и дом, а это не так и весело. Заставить Хоука заново влюбиться в Мур — таков гениальный план Мэгги. И Джулианна будет во всеоружии: лучшие наряды, искромётные шутки про Жижека и такая неприкрытая лесть, что сам покраснеешь.

Когда тебе семнадцать

Мужской версии «Жизни Адель» не досталось такого же успеха, как фильму Кешиша, но это не повод пройти мимо. Двое парней — ранимый тихоня Дамьен и задиристый приёмыш Тома — учатся в одном классе и ненавидят друг друга. Как известно, от ненависти до любви один шаг (точнее, одно часто сублимация второго).

Мать Дамьена, местный врач, отправляет беременную мать Тома на сохранение в больницу и из милосердия приглашает парня пожить у них. Заклятым врагам предстоит научиться жить под одной крышей, и ещё не известно, как далеко они зайдут в желании удовлетворить своё любопытство.

Спарринги на открытом воздухе, домашка по математике («Тут теорема Виета, балда!» — кричали на премьере) и невразумительная линия с отцом-военным, чтобы добавить драмы. Тем не менее это интересная история взросления для всех, кто уже забыл, каким неловким был в 17 лет.

Чирак

Древнегреческая комедия, адаптированная к реалиям современного Чикаго. Почему она попала в подборку про любовь? Потому что это экранизация «Лисистраты» — комедии Аристофана о сексуальной забастовке, которую устроили жёны, чтобы мужья прекратили воевать.

В одном только Чикаго было убито больше американцев, чем в Ираке, — отсюда название фильма и псевдоним бойфренда Лисистраты, гангстера-спартанца и рэпера Чирака (по документам — Димитриуса Дюпре). Когда разборки Чирака с троянцами из соседнего района достигают предела, Лисистрата при поддержке единственного белого персонажа, пылкого проповедника (Джон Кьюсак), подговаривает всех чёрных мамочек устроить бунт под лозунгом «No Peace — No Pussy».

Всё это сопровождается убедительными музыкальными номерами с практически античным хором — исполнение, достойное любого клипа Бейонсе. И война прекращается. Во имя любви.

Мандарин

Лос-Анджелес, канун Рождества, две трансгендерные девушки, зарабатывающие продажей своего тела, встречаются в пончиковой. Александра готовится спеть в баре, Синди только что отсидела 28 дней за хранение наркотиков и узнала, что её парень-сутенёр теперь гуляет с цисгендерной девчонкой.

Вторую сюжетную линию тянет армянский таксист Размик, примерный семьянин и постоянный клиент Синди, в которую он влюблён. Это смелый и трогательный фильм, снятый целиком на айфон и взорвавший прошлогодний фестиваль Sundance — и всеми самыми дикими поступками героев здесь движет любовь.

Из любви к сутенёру («Никто не влюбляется в сутенёра, дуреха!») Синди рискует опять оказаться за решёткой, из любви к Синди несчастный Размик сбегает с семейного ужина, и из любви к Александре они все спешат на её бенефис в затрапезный бар. Всё это — в апельсиновых лучах предзакатного калифорнийского солнца, с божественным зелёным пересветом и искажением пропорций — как будто и не отрывал взгляд от телефона.

Кэрол

Это был достойный претендент на «Оскар», и жаль, что мэйджоры побоялись выпускать его в полноценный прокат в России — кажется, о фильме говорят все, даже не видевшие его. Утончённая мелодрама о любви утончённой, взрослой и привилегированной женщины Кэрол (Кейт Бланшетт) и юной продавщицы Терезы, мечтающей стать фотографом (Руни Мара).

Кэрол находится в разгаре тяжёлого бракоразводного процесса и рискует потерять право видеться с дочерью, в то же время она не может не скомпрометировать себя встречами с Терезой. Это любовь, на которую обеим нелегко решиться под давлением общества и собственных представлений о морали.

Все оттенки зарождающихся чувств и любовно воссозданный Нью-Йорк 50-х сделали эту мелодраму одной из самых изысканных историй любви последнего времени. Не в последнюю очередь — благодаря художникам по костюмам. Кажется, такие же шёпотом кричащие за героиню платья мы видели в последний раз в «Любовном настроении».

Бруклин

Ещё одна актуальная ретроистория из той же послевоенной эпохи, пусть и более сдержанная эмоционально и стилистически. Эйлиш (Сирша Ронан) оставляет родную Ирландию и в поисках лучшей доли отправляется в Нью-Йорк. Там она постепенно излечивается от тоски по дому и влюбляется в положительного итальянца Тони (Эмори Коэн).

И жили бы они душа в душу, но горестные вести заставляют Эйлиш вернуться домой, а там вдруг возникает ещё один жених (Донал Глисон), тоже не вредный, а может, даже и лучше Тони, с которым ещё не известно, как всё сложится на новой земле. Редкий фильм, в котором из отрицательных персонажей — разве что карикатурная бакалейщица, которой приходится отвечать за все суровые нравы ирландского народа.

Эйлиш придётся выбирать между комфортом старомодной Ирландии и Новым Светом, между тем, что от неё ожидают родные и к чему лежит её сердце, но уж очень боится, — правильный выбор простым не бывает.

Любовь и дружба

На «Сандэнсе» не часто приходится видеть викторианскую комедию нравов. «Любовь и дружба» — филигранная адаптация раннего романа Джейн Остин «Леди Сьюзан». Если вам нравятся многочисленные экранизации «Опасных связей», то есть смысл присмотреться и к этому роману в письмах.

Ироничная история о находчивой вдове леди Сьюзан (Кейт Бекинсейл), которой нужно срочно найти нового мужа и себе, и дочке (Эмма Гринвелл). Срочно — потому что их имение продали за долги.

Высший пилотаж манипуляции, флирт и утончённая лесть — леди Сьюзан готова бороться за любовь любыми доступными средствами. Уит Стиллман признавался, что сложнее всего давалась часть о дружбе. За «подружку невесты» отвечает Хлое Севиньи, в тандеме с Бекинсейл они уже снимались однажды в «Последних днях диско».