Первая леди экрана. Актриса Робин Райт в 50 лет взлетела на голливудский олимп
21.06.2016 23:59

Робин Райт, исполнительница роли могущественной и жестокой первой леди США в мегапопулярном политическом сериале Карточный домик, умудрилась с его помощью в 50 лет взлететь на голливудский олимп.

У 1982‑м Робин Райт, привлекательная блондинка с модельным прошлым, вернулась из Европы в родную Калифорнию с тем, чтобы реализовать свою мечту стать актрисой. Два года она ходила на кастинги, однако предложение подписать контракт хотя бы на небольшую роль все не следовало.

Отчаявшись, Райт уже было устроилась работать на кухне круизного лайнера, и тут получила заветное приглашение — на роль в сериале Санта-Барбара. Образ юной миллионерши Келли Кэпвелл в набирающей популярности мыльной опере стал для начинающей актрисы входным билетом в мир большого кино.

Когда 30 лет спустя именитый режиссер Дэвид Финчер пригласил Райт в свой новый проект Карточный домик, ее первой мыслью было отказаться. Актриса, на счету которой были десятки ролей в кино, зареклась возвращаться на телеэкран.

Впрочем, Финчеру, обладателю премии BAFTA за драму Социальная сеть, все же удалось переубедить актрису. В результате роль Клэр Андервуд, расчетливой супруги циничного политика, превратила Райт в одну из наиболее востребованных звезд современности, а заодно принесла ей Золотой глобус.

Теперь критики и коллеги единодушно называют Райт среди наиболее ярких и высокопрофессиональных актрис Голливуда. В 2014‑м американский еженедельник Time включил звезду Карточного домика в список 100 наиболее влиятельных личностей года. Доход от этого сериала позволил американке впервые попасть в топ-15 самых высокооплачиваемых сериальных актрис, составленный авторитетным изданием Forbes. За прошлый год Райт заработала солидные $ 5,5 млн.

Западная пресса отмечает редкое сочетание утонченной красоты и блестящего интеллекта 50‑летней королевы экрана. Придя когда‑то в профессию без специального образования, она, мол, незаметно для многих превратилась в многогранную актрису. Теперь ей под силу воплотить любую роль и создать глубокий образ при помощи минимального арсенала актерских приемов.

Поэтому режиссеры все чаще приглашают артистку в свои картины, а звездные актеры стремятся встретиться с ней на съемочной площадке. К примеру, прошлый год ознаменовался выходом не только очередного сезона Карточного домика, но также драмы Эверест.

В этой картине о трагичном восхождении группы туристов на высочайшую гору планеты Райт сыграла жену альпиниста. Ее напарниками стали звездные Джейк Джилленхол и Джош Бролин.

“В том, что она делала, не было ни капли фальши,— делится Бролин впечатлениями от работы с Райт.— Она полностью отдает себя персонажу, при этом неважно, насколько сильной, смешной, глупой или трагичной является роль”.

Семейные сцены

С детстве уроженка Техаса Райт мечтала о карьере танцовщицы. Впрочем, грезы о большой сцене сумел воплотить только ее брат, вершиной карьеры которого стало сотрудничество с престижной труппой Американского театра балета. Тем временем Райт стала успешной фотомоделью, а затем получила заветную роль в Санта-Барбаре, одной из наиболее популярных мыльных опер 1980‑х.

Изящное исполнение роли дочери миллионера, а еще изысканную классическую красоту актрисы заметили режиссеры. Поэтому Райт распрощалась с мыльной оперой, отработав лишь первые четыре сезона. Уже в 1987‑м экс-модель дебютировала на большом экране, сыграв главную роль в комедийной мелодраме Принцесса-невеста.

Фильм в жанре фэнтези о вымышленной стране и приключениях молодых влюбленных стал невероятно прибыльным — при бюджете в $ 15 млн лента собрала кассу в $ 130 млн. А еще картина вошла в список лучших фильмов о любви, составленный Американским институтом киноискусства.

Следующую профессиональную планку Райт взяла семь лет спустя, когда появилась на экране в образе подруги Форреста Гампа в культовой ленте Роберта Земекиса. Роль преданного друга и объекта мечтаний милого, но умственно отсталого Гампа, сыгранного Томом Хэнксом, не была ключевой в сюжетной канве фильма. Однако актриса сделала образ настолько ярким, что критики до сих пор упоминают его среди наиболее знаковых в карьере Райт.

“Уже тогда она обладала таинственной внешностью, сотканной из красоты и грации,— вспоминает Хэнкс время, проведенное с Райт на съемочной площадке.— А еще имела почти пугающее умение концентрироваться на работе”.

Роли в нашумевших картинах дали неплохой старт карьере актрисы. Впрочем, за стремительным взлетом последовал застой. Помехой стала личная жизнь. Дело в том, что в начале 1990‑х она познакомилась с одним из главных скандалистов Голливуда — актером Шоном Пенном, который как раз расстался с поп-дивой Мадонной. На съемочную площадку Форреста Гампа актриса пришла, когда их с Пенном сыну едва исполнился месяц, а дочери — два года.

Стремление создать полноценную семью оказалось важней карьеры. Свой выбор актриса объясняет просто — родители Райт развелись, когда ей исполнилось два года. Поэтому избежать ошибок, допущенных ее отцом и матерью, было важней.

Впрочем, задача оказалась невыполнимой. Среди обитателей голливудских холмов ходили легенды о бесконечных ссорах и примирениях четы Пенн—Райт. Окончательно супруги разошлись в 2010‑м. Вслед за разводом, который актриса теперь откровенно называет опустошительным, последовал невиданный карьерный подъем.

Удачная партия

Хотя Райт в профессии уже более 30 лет, именно последние пять из них оказались наиболее яркими и насыщенными. Только лишь в 2011‑м на экраны вышли три картины с ее участием, причем ни одну из них критики не назвали проходной.

К примеру, драма Человек, который изменил все с Брэдом Питтом в главной роли получила шесть номинаций на Оскар. А триллер Девушка с татуировкой дракона собрал внушительную кассу в $ 230 млн и попал в несколько списков лучших лент по итогам года. Впрочем, во всех этих картинах Райт исполняла второстепенные роли.

“Проблема в том, что во мне всегда видели, да и теперь видят определенный типаж,— рассуждает Райт о своем амплуа.— Мне всегда предлагали роли сентиментальных, понимающих матерей и супруг с душевными ранами”.

Все изменила роль Клэр Андервуд в Карточном домике, где Райт постепенно обошла своего напарника Кевина Спейси в звании первой звезды шоу. Участвовать в сериале ее пригласил мастер остросюжетных картин Финчер, с которым Райт до этого работала над Девушкой с татуировкой дракона.

Актриса не хотела изменять большому экрану. Однако революционный формат — Карточный домик был первым проектом, профинансированным онлайн-платформой Netflix,— а также перспектива работы со Спейси оказались весомыми аргументами.

Кроме того, в сравнении с британским оригиналом, ремейком которого является Домик Финчера, роль Клэр Андервуд стала куда более весомой. И это несмотря на то, что Райт от эпизода к эпизоду нарочно просит вычеркивать ее реплики из сценария.

“Именно из разговоров с Райт я понял, что реальная сила ее героини находится между строк,— рассказывает сценарист сериала Бо Уиллимон.— Клэр немногословна, но ее слова тщательно подобраны. Когда она говорит, это мощно, быстро и убедительно”.

Критики восхищаются тем образом, который актриса создала на экране. Ее персонажа называют образцом стиля для сильных и могущественных женщин. Характер называют удивительной смесью американского политика Хилари Клинтон и шекспировской леди Макбет, ведь в ней сочетаются дипломатичность и хладнокровие.

Сила и популярность экранного образа передались реальной Райт. Теперь она не только одна из наиболее узнаваемых актрис, но также борец за права женщин. Когда минувшей весной она узнала, что ее напарник Спейси получает за каждую серию на $ 80 тыс. больше, то потребовала немедленного повышения зарплаты. Теперь их ставки уравнялись — $ 500 тыс. за каждый эпизод.

“Думаю, я выросла, хотя созревала достаточно долго,— утверждает Райт.— Прежде я стояла в очереди в надежде на какую‑нибудь роль. Мои амбиции в том, чтобы самостоятельно находить то, чего хочу”.

Теперь актриса планирует попробовать себя в режиссуре — в качестве разминки стали несколько снятых ею серий Карточного домика. А также готовится к новому сезону этого политического сериала. К тому же в ее планах — два крупнобюджетных боевика. На 2017‑й уже запланирован выход супергеройской ленты Чудо-женщина, в которой Райт сыграет воинственную амазонку. Еще через год зрители увидят продолжение культовой фантастической ленты 1982‑го Бегущий по лезвию.

“Ее уникальность в том, что она способна воплотить на экране все свои лучшие качества — глубину мысли, красоту, сырую правду,— характеризует Райт двукратная номинантка на Оскар Наоми Уоттс.— Еще больше она поражает в общении — женственная и изысканная, но при этом полная огня и дерзости”.