Экс-глава Пентагона: США хотят видеть Украину способной защитить себя
20.09.2016 06:41

Леон Панета, американский политик-демократ, много лет работал в Конгрессе США, руководил администрацией 42-го президента США Билла Клинтона. Пиком его карьеры стали высшие посты в военно-политической иерархии США. При президенте Бараке Обаме Панетта возглавлял Центральное разведывательное управление в 2009-2011 годах, а затем - Пентагон в 2011-2013 годах. В качестве директора ЦРУ Леон Панетта поставил на поток ликвидацию главарей джихадистов дронами на Ближнем Востоке и курировал операцию, которая привела к уничтожению Усамы бен Ладена. В 2014 году бывший министр обороны издал книгу мемуаров "Достойные битвы", в которой детально рассказал о своем опыте антитеррора. Кроме того, Панетта является защитником экологии мирового океана и автором многих законопроектов о защите родного для него побережья Калифорнии.

Во время выступления на 13-й встрече Ялтинской Европейской Стратегии (YES) Панетта призвал европейских политиков разговаривать с Владимиром Путиным исключительно с позиции силы и поддерживать единство в рядах западных стран, не позволяя России наращивать влияние на Ближнем Востоке и в Украине. "Если мы не вместе, мы слабы, и Россия этим воспользуется. А когда мы вместе, мы можем сказать России - либо вы с нами, либо вас тут нет", - подчеркнул он, сорвав аплодисменты присутствующих. Экс-глава Пентагона также заявил, что нельзя допустить, чтобы Дональд Трамп стал следующим президентом США, так как на должности верховного главнокомандующего он просто опасен.

В эксклюзивном интервью ЛІГА.net Леон Панетта, чья располагающая улыбка и прямота совсем не выдает в нем бывшего руководителя сильнейших силовых ведомств планеты, дал оценку политике администрации Барака Обамы в отношении Украины, прокомментировал изменения в украинской армии и пояснил, чем чреваты проволочки с реформами.

- Многие украинцы признательны США за ту помощь, которая была оказана в противостоянии агрессии со стороны России. В то же время реакцию администрации Обамы на агрессию Путина часто называют слишком вялой. А как вы оцениваете политику Обамы в отношении российско-украинского конфликта?

- Я верю, что президент Обама очень хочет видеть Украину сильной и независимой. Он реагирует на российскую агрессию в Крыму и на восточной границе. Он понимает, что США должны оказывать помощь Украине, пытаться усилить ее. При поддержке Конгресса он оказал финансовую помощь - почти $3 млрд кредитных гарантий, предоставил военную помощь на $600 млн и одновременно поддерживал учения для украинских военных. Он также ввел санкции в отношении России, которые имеют эффект.

Очень важно продолжать оказывать сильную помощь Украине. Как бывший министр обороны, считаю, что нужно ко всем иным элементам добавить поставку оборонительных вооружений. Также я верю, что США, Франции, Британии и Германии, другим европейским странам и странам НАТО не только следует работать, чтобы усилить Украину, но им также нужно послать четкий сигнал России о том, что они не будут терпеть агрессию в отношении этой страны (Украины, - ред.).

Я думаю, украинцы уже предприняли очень важные шаги. Ваше правительство продолжает работать над улучшением управления государством и экономики, пытается побороть коррупцию, хотя это тяжелый вызов. И что важнее, с моей точки зрения, ваши военные чрезвычайно увеличили свои возможности за последние два года. Как результат всего этого, я думаю, что Россия знает: если они захотят продолжить свою агрессию, они заплатят большую цену. И это возможно, самый важный сигнал, который нам нужно послать России.

Если бы однажды мы узнали о том, что Россия планирует делать, не только в Крыму, но и вдоль границы, нам следовало бы предпринять более сильные шаги, чтобы попытаться защитить Украину

- Можно ли было предотвратить оккупацию Крыма и войну в Донбассе? По вашему мнению, что было сделано Западом не так в 2014 году?

- Хороший вопрос. Я хотел бы верить, в зависимости от того, какую разведывательную информацию мы имели на тот момент... Правда, я не вполне осведомлен об этом, потому что к тому времени уже покинул должность. Однако, если бы мы имели лучшие разведывательные данные о том, что Россия планирует делать, то предприняли более сильные шаги, чтобы попытаться этому (агрессии РФ, - ред.) воспрепятствовать.

Я думаю, что если бы однажды мы узнали о том, что Россия планирует не только в Крыму, но и вдоль границы, нам следовало бы предпринять более сильные шаги, чтобы попытаться защитить Украину. Я считаю, что это был момент, когда нужно было поддерживать украинцев, предоставить им лучшую помощь. Было важно сказать России, что мы собираемся разместить наши оборонительные ракетные системы, чтобы противодействовать такому виду агрессии, и что мы собираемся обеспечивать Украину альтернативными источниками энергии, поскольку эта страна была тотально зависима от энергоносителей России. Также было важно поставить оборонительное оружие украинским военным. Эти шаги помогли бы в то время и дали бы понять русским, что они не могут делать все, что захотят, пытаясь дестабилизировать Украину.

- Каков, на ваш взгляд, наилучший и наихудший сценарий решения конфликта в Донбассе?

- Без сомнения, наихудшие последствия будут, если, в конечном счете, Россия предпримет дополнительные шаги по включению восточной Украины в свой состав, как она уже сделала с Крымом. Лучшим результатом будет, если Россия отступит из приграничных районов и восточные районы будут участвовать в политической жизни Украины.

Мне бы хотелось видеть Украину членом НАТО. Это сейчас трудно, но если мы сможем решить вопрос с границей, в итоге это создаст условия для членства в НАТО

- Что может заменить провалившийся Будапештский меморандум в качестве гарантии безопасности Украины?

- Я считаю, что украинская армия, сектор обороны значительно окрепли за последние два года. Каждый, с кем я говорил здесь, заявили мне, что офицеры эффективны, военные лучше тренируются, способны справиться с боевыми ситуациями. Исходя из моего опыта, я могу судить, что улучшение военных возможностей - это большой успех. И думаю, они продолжат улучшаться. Мы же будем продолжать оказывать помощь и присылать инструкторов. В зависимости от результата оказания этой помощи, мы будем определять, какие дополнительные шаги предпринять, чтобы Украина могла защитить себя.

- Может ли Украина рассчитывать на участие в каких-либо военных альянсах?

- Мне бы хотелось видеть Украину членом НАТО. Это сейчас трудно, но если мы сможем решить вопрос с границей, в итоге это создаст условия для членства в НАТО.

Если окажется, что по какой-то причине украинское правительство не способно справиться с коррупцией, не способно усилить управляемость государства, а украинские лидеры не могут работать вместе, чтобы защитить эту страну - все это поставит под угрозу не только отношения с США, но и со всем западным миром

- Некоторые украинские политики полагают, что Украина настолько геополитически важна для США, что Вашингтон и далее будет помогать, закрывая глаза на коррупцию и проволочки с реформами. В этом есть доля истины?

- Я думаю, что США хотят видеть сильную Украину: независимую, суверенную, с хорошей экономикой и армией, способную защитить себя. Это то, чего США хотят. Если окажется, что по какой-то причине украинское правительство не способно справиться с коррупцией, не способно усилить управляемость государства, а украинские лидеры не могут работать вместе, чтобы защитить эту страну - все это поставит под угрозу не только отношения с США, но и со всем западным миром. Поэтому в украинских интересах пытаться воплотить в жизнь все реформы, усилить и улучшить ситуацию в сфере безопасности и экономики.

- Будет ли Украина и российская агрессия против нее приоритетной темой для новой администрации США?

- Если Хиллари Клинтон победит, без сомнения, она сделает Украину одним из приоритетов администрации. Она будет проводить жесткую политику по отношению к Путину, ясно даст понять, что США будут поддерживать НАТО и Украину. Если Трамп победит - совершенно нельзя предсказать, что он будет делать. Никто не понимает точно, какая у него будет внешняя политика. Он говорил одобрительно о Путине, он говорил безумные вещи и на следующий день менял позицию. Мы не знаем, какую позицию он займет, если его выберут.

- За кого вы будете голосовать на президентских выборах?

- Я буду голосовать за Хиллари Клинтон. Это абсолютно уверенный выбор. Это единственный кандидат, у которого есть опыт, понимание ответственности президента, ситуации и проблем в мире. Она понимает, что должен делать верховный главнокомандующий.

Интервью подготовлено при содействии Ялтинской Европейской Стратегии (YES)