10 ремейков, далеко ушедших от оригинала
21.12.2016 23:00

Самые удачные ремейки, которые доказывают, что новые версии любимых картин запросто могут превзойти оригиналы. И что «ремейк» не всегда равно «зло».

Великолепная семерка

Картина Акиры Куросавы «Семь самураев» потрясла мир больше 60 лет назад: история нескольких воинов-бродяг, по разным причинам потерявших места службы, и бедной деревушки, чьи жители хотели избавиться от поборов бандитов, легла на почву Дикого Запада идеально. Первым ремейком японской ленты была «Великолепная семерка» 1960, а 56 лет спустя мы увидели ремейк ремейка. Повествование перенесено практически без изменений: вместо бамбуковых рощ и хлипких хижин — пустынные просторы и ветхий городок на отшибе мира, вместо мечей и копий — револьверы. Можно сказать, от фильма Куросавы уже ничего не осталось. Однако, блестящий сюжет японского маэстро в версии Антуана Фукуа обрел невиданные грани.

Лицо со шрамом

Первое «Лицо со шрамом» вышло в 1932 году на волне популярности гангстера Аль Капоне: он был звездой светской хроники, хотя сотни людей мечтали засадить его до конца жизни. Что примечательно, Ховард Хоукс отрицал сходство, признаваясь, что снимал историю о некоем собирательном образе. Но Капоне этот фильм льстил невероятно. Для 1932 года жестокости и зверства, что творились на экране, было столько, что детям категорически запрещали его смотреть. Но в 1982 году, когда за ремейк взялся Брайан Де Пальма, это насилие казалось «кукольным». Новые времена требовали жесткого героя, так что в версии Де Пальма куча трупов, ненормативная лексика, секс, наркотики и изуверства. Для своего времени «Лицо со шрамом» было бомбой, фильму даже хотели дать рейтинг Х, который мог похоронить его судьбу в прокате.

Казино Рояль

Если и есть два фильма с одним названием, но различные во всем остальном, это «Казино Рояли»! Во-первых, фильм 2005 года вроде как ремейк, потому что также снят по мотивам новеллы Иэна Флеминга о Джеймсе Бонде. Но «Казино» 1967 года в бондиану не входит. Потому что это какой-то дурдом. Бонда играет Питер Селлерс, а в эпизодах блистают сливки кинематографа 60-х: Орсон Уэллс, Вуди Аллен, Урсула Андресс и Жан-Поль Бельмондо. Между тем, на экране происходят жуткие непотребства: кидания тортами, обезьяны, обнаженные модели и прочие кутежи в духе Остина Пауэрса. Новая же версия «Казино» перезапустила бондиану и стала одной из самых прибыльных картин об агенте 007 на тот момент.

Пока не сыграл в ящик

А так и не скажешь, что основой для этой чуть дурковатой комедии о старичках, решивших попробовать перед смертью то, чего не успели раньше, стала меланхоличная и пронзительная немецкая трагикомедия «Достучаться до небес». Поменяв главным героям возраст, авторы ремейка убрали из кадра светлую грусть, оседавшую в каждом кадре оригинала. Зато появились презабавные герои Фримана и Николсона, рискованные эксперименты и уморительные старческие склоки.

Город ангелов

Поклонники Вима Вендерса и «Неба над Берлином» ненавидят американскую версию за попсу, ваниль и сопли с сиропом. Арт-проект о любви ангела к акробатке, пронизанный тоской о стене, разрезавшей Берлин на части, у американцев стал платформой для мелодрамы с заскоком в религиозную тематику. Можно сказать, ремейк вывернул картину немецкого режиссера наизнанку, его философские размышления о Родине перевел в плоскость любви и греха, а потерю женщины возвел в эпицентр драмы. В итоге зритель увидел два совершенно разных фильма, и каждый по-своему хорош.

Правдивая ложь

Тут история следующая: французская комедия «Тотальная слежка», сюжет которой взял для «Правдивой лжи» Джеймс Кэмерон - почти такая же. Но в ней нет ни Арнольда Шварценеггера, ни Джейми Ли Кёртис! Плюс во французской комедии сделан акцент на местный колорит, а он не всем по вкусу. У Кэмерона же в обойме эротика и атомные бомбы, военная техника и бездна юмора. Международного, не французского. Собственно, на просмотре оригинала можно уснуть, а «Правдивая ложь» бодрит и 20 лет спустя после выхода.

12 обезьян

Еще одна метаморфоза: Терри Гиллиам, пораженный минималистичной короткометражкой Криса Маркера «Взлетная полоса», создал многоуровневый мир, полный шизофрении, жестокости, отчуждения и печали. Запутав линию времени, Гиллиам бросил героя Брюса Уиллиса в бесконечное повторение, в невозможность изменить судьбу. И печальная песнь об одиночестве стала арией жертвы, принесенной добровольно за счастье людей. Гиллиам, в отличие от Маркера, в человечество еще верит.

Небо. Самолет. Девушка

Тогда была Доронина, сейчас — Литвинова. Некоторые сцены и слова картины «Еще раз про любовь» 1968 года перенесены с точностью. Изменились интонации. Но Литвинова еще до этой картины взяла на вооружение некоторые жеманности и приемы Татьяны Васильевны, ее придыхания. Паузы. И все же, Рената и Татьяна Васильевна — женщины с разных планет. Фильм «Еще раз про любовь» в конце 60-х произвел фурор, все девушки хотели быть такой, как стюардесса Наташа. Когда героиня произносит «Я тебя люблю» на тысячи ладов, это сродни магии. А в версии с Ренатой зрителю холодно, мертво и серо. Хотя цвета и оттенков в кадрах — больше.

Призрак дома на холме

Еще один черно-белый фильм, обретший спустя годы цвет. Ремейк «Логова Дьявола», поставленный Яном де Бонтом, мягко говоря не удался. Посмотрев оригинал, можно понять — почему. Добавив роскоши, спецэффектов и загадочности, авторы нашли несколько удачных ракурсов и тонкостей, но в целом ремейк проигрывает. Если Роберт Уайз и не показывает ничего (в отличие от Де Бонта, чьи статуэтки детей и каменные грифы выглядят тяжеловесно и помпезно), он нагнетает такой жути в кадр, что становится холодно. И финал у Уайза не в пример безумнее. А мы такое любим.

Последний дом слева

Еще один ловко замаскировавшийся ремейк, ужастик Уэса Крэйвена вышел «из ребра» грустной саги Ингмара Бергмана. Если оригинальная картина «Девичий источник» рассказывала о грехе, прощении и людской зависти, то Крэйвен щедро «полил» свое творение кровью, да так, что в Германии «Последний дом слева» продавался из-под полы как «снафф». Различия на этом не заканчиваются: для Уэса это был дебют, снятый «за гроши», со своими актерами, в духе Эдварда Д. Вуда-младшего. Бергман же снимал в рассвете сил и на пике мировой славы, так что «Девичий источник» всеми признан как одна из его лучших работ.