«И Ющенко, и Янукович выбрали свои ресурсы»
05.11.2004 11:04
...с поиском ресурсов для победы во втором туре. Выиграет, по его мнению, тот кандидат, который сумеет 21 ноября обеспечить более высокую явку своих избирателей.

Глеб Олегович, ЦИК Украины уже четыре дня не обнародует результаты выборов, хотя за первые же сутки было обработано более 95% бюллетеней. С чем можно связать такую странную ситуацию?

– Думаю, это нормальная ситуация. Вот в Америке такое частенько бывает. Идет такая компанейская драка – за каждый участок, каждый протокол. Каждый из штабов хочет показать, что он победил в первом туре. Но с уже назначенным вторым туром в первом победить нельзя. Оба штаба считали, что их кандидат победит в первом туре. Отсюда ярость смешной, со стороны, борьбы за сотые процента, которые ничего не решают.

В ходе предвыборной кампании у сторон, на ваш взгляд, были ошибки?

– Обе стороны допускали ошибки. Чьи были фатальными – покажет второй тур. Но крупные были у обоих. Отчасти ошибки были предопределены реальной политической ситуацией. Так, ошибка Ющенко вытекала из его преимущества в начале кампании, из его непоколебимого в течение года рейтинга в более чем 30%.

Все сравнивали Ющенко тогда отнюдь не с Януковичем, а с Кучмой и его пятью процентами. Это было фантастическое опережение, когда именно на этом отрыве оказалась построена кампания: вот Кучма и его рейтинг, который лишает его президентской легитимности, и вот Ющенко. У него был конкретный слоган: «Ющенко идэ в презiденты». Но что могло ему помешать, если Кучма далеко позади?

Поэтому Ющенко проглядел медленное, трудное, но укрепление Януковича, которое наметилось с марта этого года. К тому же оппозиция рассматривала Януковича не как личность, а как исчезающе малую величину, поэтому всю свою энергию направила на Кучму.

Это же было ошибкой оппозиции Примакова – Лужкова 1999 года, которые даже спустя два месяца после назначения Путина премьером продолжали бороться с Ельциным.

Кроме того, Ющенко не вел кампанию на присоединение. Он вел брэндовую кампанию, продвигал, на мой взгляд, средствами хорошего, качественного западного маркетинга свой брэнд. 97% известности, эстетически грамотная рекламная кампания, телевизионная реклама – все было очень качественно. Но был один дефект: штаб Ющенко продвигал вперед сверкающую витрину уверенного в себе, симпатичного, обаятельного лидера оппозиции, не интересуясь теми, кто в него не верил.

Ющенко была такая кампания проповедника. До конца лета они даже не интересовались электоратом, который в их кандидата не верил. Таким образом, «немного проглядели» пол-Украины. К тому же тяжелой ошибкой был сюжет превращения болезни в отравление. С этого начался второй этап снижений рейтинга Ющенко.

А разве кандидат не воспользовался тем, что на своем лице объяснил избирателям коварность действующей власти?

– Я категорически отказываюсь верить, что у штаба не было иного выхода, как обвинить противоположную сторону в совершении тягчайшего уголовного преступления. Вот это вызывало раскол Украины. Обвинения, которые он выдвинул, – к ним можно присоединиться или встать в оппозицию.

Вы же не считаете, что можно просто съесть арбуз и так измениться до неузнаваемости?

– Есть много болезней помимо поедания арбуза. Насколько я понимаю, больничное дело Ющенко производит на врачей сильное впечатление независимо от заболевания. Это не секрет, так как по его же настоянию была создана комиссия, которая до сих пор действует. Если бы было подозрение у западных токсикологов по отравлению, то эти данные давно были бы в CNN. Поэтому я не вижу смысла рассматривать эту историю с точки зрения объективного обвинения, но как ход в кампании – это была ошибка.

То, что кандидат тяжело заболел, морально не портит кандидата. Но, я думаю, они испугались прецедента Примакова. Подумали, что сейчас выйдут страшные доренки и начнут играть на болезненности нашего кандидата.

Кроме того, ошибкой был постулат по отношению к противнику – о криминальной власти. Воспользовавшись тем, что в шестидесятые Янукович был дважды под судом, они реальную слабость кандидата превратили в центральную тему кампании. Достаточно посмотреть прессу оппозиции. В то же время украинский избиратель более традиционалист, чем российский.

То есть Клементьева не будут выбирать в президенты. Что же тут ошибочного?

– Да-да, Клементьева не будут. Это было серьезное обвинение, и Янукович на какое-то время превратился в оправдывающегося. Но Ющенко заявил, что после его прихода все будут сидеть в тюрьме, однако в его же команде есть Юлия Тимошенко, которая сама, как известно, не без греха. Кстати, революционную риторику добавляла сама Тимошенко, которая повторяла: носите-носите свои синие галстуки, но лучше на них повесьтесь, потому как мы придем к власти – сами вас повесим. Но реально же они не готовы к революционным преобразованиям.

Понимаете, любая идеология предполагает компромисс. Если перед тобой абсолютная империя зла, ты не можешь вступать с ней в компромисс. И обострение ситуации в ночь после выборов – тому подтверждение. Скорее всего, расклад был на победу в один тур. И через комбинацию нескольких уличных выступлений это планировали. Но этого не получилось. Судя по всему, революционные призывы оппозиции будут продолжаться и в оставшиеся две недели.

Можно ли в число ошибок Януковича отнестли то, что избирателя перекормили?

– Положительным было редкое явление – медленный рост популярности правительства. С конца весны. Однако потом это уперлось в проблемы: кто идет на выборы – Кучма или кто? Кучма неоднократно заявлял, что не пойдет на третий срок, но вы не нашли бы на Украине ни одного человека, кто бы в это верил.

То есть Янукович был неактивен и несамостоятелен?

– Янукович долгое время находился в тени президента. Из его уст не было произнесено ни разу тех слов, которые постоянно говорил Ющенко: «Я иду в президенты». Такую кампанию вообще можно занести в Книгу Гиннесса, когда кандидат ни разу не говорит, на что он собственно претендует. Но он выступал как премьер: в своем слегка тяжеловесно-добродушном стиле сентенций рассказывал о планах.

А то, что Янукович не ушел в отпуск и на всех мероприятиях появлялся в сопровождении президента Кучмы, не играло ему в минус, показывая несамостоятельность кандидата?

– Ну это, как говорят в театре, предложенные обстоятельства. Вряд ли он мог изменить эти обстоятельства. А на Украине, если ты уходишь из власти, ты немедленно переходишь в оппозицию. Посмотрите на команду Ющенко: у него восемь или больше бывших премьеров. Зачем же Януковичу переходить на то поле, где Ющенко легко бы его обыграл?

Но много ошибок у Януковича было в его противоречивых высказываниях многовекторного характера. И о России, и о Западе сразу. Здесь были некоторые проблемы.


Россияне, живущие на Украине, причем лояльно относящиеся к Януковичу и его правительству в целом, говорят об эффекте «перекормленности» избирателя Януковичем в телевизоре.

– Не стал бы говорить о телевидении. Оно устроено иначе. На Украине, собственно, нет такого явления, как государственное телевидение. Даже не целиком Первый канал. Это частные телекорпорации. Большинство этих кланов объединились вокруг Януковича. И они диктуют эту политику. Но это их выбор. Мы привыкли, что все управляется из одного центра. Украина более плюралистическая. Но плюрализм жесткий: вы обязательно должны принадлежать к одной из систем. И каждая из них диктует свой стиль руководства. Различия по стилистике. Скажем, Пятый канал управляется так же авторитарно, как «Интер».

Медийную кампанию Янукович провел правильно?

– Я совершенно с вами согласен, что информационная картина на украинском телевидении была крайне монотонна. Действительно, шли картины в советском стиле, когда идут одни сюжеты, в которых премьер осчастливливает своим появлением всех вокруг. Но на это сам Янукович оказывает мало влияния. Этот стиль выбран руководством соответствующих каналов, которые сами понимают, как им быть полезными тем, кого они поддерживают. Вот Кучма стал меньше присутствовать, а то, вообще, обычно он доминировал на экране.

Что будет использовать Янукович в эти две недели?

– Ситуация отличается от 1994 года тем, что оба кандидата уже в первом туре выбрали весь ресурс поддержки.

То есть уже некого мобилизовывать?

– В депрессивных городах, на Западе, действительно некого. Там, и это известно, голосуют уже и дети, и паралитики. Тотальная поддержка у Ющенко. И я не вижу, откуда он может получить дополнительный ресурс. Янукович может искать поддержку в центре. Но там он взял всех, кроме левых. Однако он взял не все, что может, и на востоке, и на западе. В частности, симоненковцы (коммунисты, сторонники Петра Симоненко – «Газета.Ru») не пойдут с Ющенко, он им глубоко чужд. Сторонники Витренко и Симоненко уйдут к Януковичу.
Преимущество во втором туре получит в итоге тот, кто обеспечит лучшую явку. У Ющенко будет уличное давление…


А Янукович будет рассказывать избирателям о стабильности правительства?

– Нет, я думаю, ему придется придумать что-то поинтереснее.

На Украине уже есть опасения, что, вынув в ходе своей кампании огромную денежную массу из бюджета, раздав деньги пенсионерам и бюджетникам, правительство обрушило экономику и после выборов на Украине наступит резкий откат в уровне жизни всего населения на 7–8 лет назад.

– Нет, на Украине не сырьевая экономика, а диверсифицированная. Их экономический рост не только по уровню, но и по качеству побольше нашего. Он задействован во многих секторах экономики. Это не финансовый пузырь. Но инфляция у них вырасти может. Конечно, социальные обязательства, которые заявило правительство, могут создать им некоторые проблемы. Они же выбросили на рынок огромные деньги. А это такой товар, который приведет к росту инфляции. Но, скорее всего, будет просто более мягкая гривна.

Есть данные о том, что Путин может в течение этих двух недель выступить со специальным обращением к народу Украины, призвать их голосовать за Януковича.

– Я бы тщательно думал над такой идеей. Она не обязательно в плюс. Позиция Путина не будет меняться. И России в целом. Но должны меняться средства ее доведения. Я не вижу большого смысла в таком прямом воззвании.