Ставка на президента
09.11.2004 16:45
...топливно-энергетического комплекса. Выборы украинского президента в этом отношении обещают стать как нельзя более интригующими, ведь два основных кандидата на этот пост придерживаются чуть ли не противоположных мнений о перспективных векторах развития ТЭК.

Учитывая, что большинство совместных российско-украинских проектов в энергетике координировались лично Леонидом Кучмой, вопрос преемственности стал ребром. Впрочем, выбором в пользу нынешнего премьер-министра Украины и "единого кандидата от власти" Виктора Януковича Россия не ограничилась. Форсировав заключение с Украиной ряда долгосрочных пакетных соглашений в нефтегазовой сфере, ее северный сосед сумел значительно сузить возможности для маневра будущего президента, кем бы он ни был.

Как свидетельствуют данные последних опросов общественного мнения, шансы обоих кандидатов занять пост президента Украины практически сравнялись. Изначально высокий рейтинг Виктора Ющенко постепенно нивелируется быстро растущей популярностью Виктора Януковича. Наличие достаточно большого количества граждан, до сих пор не определившихся, кто же из двух Викторов им милее, делает практически неизбежным второй тур. В этой ситуации задача успеть разрешить все спорные вопросы в ТЭК до выборов стала актуальной для всех заинтересованных сил. Ведь когда риск слишком велик, возможные потери стараются свести к минимуму.

Дорогие подарки кандидату

Бесспорно, режим наибольшего благоприятствования российские компании в Украине могли получить только во время правления Л.Кучмы. Определяясь со своими предпочтениями в отношении кандидатуры будущего главы соседнего государства, Россия, по сути, делает вынужденный выбор по принципу "лучшее из реального".

Говорить о преемственности власти в Украине можно лишь условно. Дело в том, что оба основных кандидата в президенты представляют отличные от действующей власти и друг от друга группы влияния. Во многом лишь то, что фронт оппозиционеров полностью оккупировали нынешние сторонники В.Ющенко, предопределило для В.Януковича место "кандидата от власти". При этом если первому было предначертано критиковать, то второму не оставалось ничего другого, как демонстрировать свои достижения на посту премьер-министра.

Разгар предвыборной борьбы пришелся на жестокий топливный кризис в стране. Резкое подорожание нефти в мире спровоцировало аналогичный рост цен на нефтепродукты, обуздать который стало одной из главных задач правительства В.Януковича. Как оказалось, одного административного давления на рынок было недостаточно. Цены бензина на заправках то и дело подскакивали выше уровня, обозначенного в меморандуме между Кабмином и нефтяниками.

Дошло до того, что Антимонопольный комитет Украины стал взывать к совести нефтяников. По мнению главы АМК Алексея Костусева, операторы нефтерынка должны искать внутренние резервы для того, чтобы не допустить увеличения цен на нефтепродукты. "Рентабельность производства светлых нефтепродуктов может быть нулевой. Это было бы социально оправданным", - считает чиновник, с подачи которого были оштрафованы десятки операторов розничных сетей.

Когда ситуация с ценами фактически стала выходить из-под контроля властей, премьер В.Янукович просто вынужден был обратить свой взор на север. Предвыборным подарком для "преемника" стал новый способ взимания НДС (по принципу страны назначения) при экспорте газа и нефти из России. Правительство последней неожиданно легко согласилось с требованием Украины, предварительно предусмотрев, что источником восполнения образовавшейся дыры в бюджете традиционно станут доходы российский нефтяных компаний (повышение ставок НДПИ и экспортной пошлины на нефть). А цена вопроса, ни много ни мало, - около $1 млрд.

То, что российские НК, работающие в Украине, при первой удобной возможности постараются отыграться на украинских же потребителях, пока мало кого волнует. "Вне зависимости от результатов выборов вероятность резкого повышения цен на нефтепродукты достаточно высока", - считает директор энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин. Несмотря на сезонное снижение уровня спроса на топливо, после выборов можно ожидать существенного роста цен на него, поскольку сегодня правительство всячески, зачастую неоправданно, пытается сбить цену.

С другой стороны, ситуация на рынке нефтепродуктов вскоре может кардинально измениться. Объективный фактор сдерживания роста цен в виде национальной нефтяной ВИНК, ныне формирующейся на основе "Нафтогаза Украины", вполне вероятно поможет несколько сгладить ожидаемый скачок цен на топливо сразу после выборов. Такого же мнения придерживается директор научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин. "К итогу выборов Украина будет иметь достаточно мощный государственный механизм влияния на рынок. Причем, механизм будет рыночным, то есть в противовес практически монопольному формированию внутренних цен российскими компаниями ранее сегодня формируется альтернативная сеть розничной торговли нефтепродуктами", - подчеркивает эксперт.

Труба о двух концах

Нынешний год как ни какой другой оказался насыщен без преувеличения судьбоносными проектами для украинского нефтегазового комплекса. Еще в начале февраля украинское правительство попыталось разрубить завязанный в "гордиев узел" нефтепровод Одесса-Броды. Своим постановлением Кабмин окончательно зафиксировал приоритет прямого использования украинской трубы для транспортировки каспийской нефти в Европу. Однако уже в июле этого года слова "в направлении из Одессы в Броды" из текста документа были исключены. В сентябре по трубе Броды-Одесса пошла первая партия российской Urals на морской нефтяной терминал "Южный".

Очевидно, что развернуть нефтепровод на 180 градусов в канун выборов стоило России немалых усилий. Геополитический интерес в данном случае состоял в том, чтобы как можно дольше не допускать альтернативные российским энергоресурсы на богатый рынок Европы. Не секрет, что чем дольше будет длиться реверс украинского нефтепровода, тем меньше у его собственника останется шансов заполучить долгожданную каспийскую нефть, объемы которой будут задействованы на азиатском направлении.

Главным аргументом в пользу реверса стало отсутствие реальных контрактов с поставщиками и потребителями на прокачку нефти из Каспия. Договор между ТНК-BP и "Укртранснефтью" предполагает транспортировку российской нефти в объемах до 9 млн тонн в течение трех последующих лет. Именно столько времени понадобится Украине и Польше для того, чтобы достроить украинскую трубу до Плоцка, тем самым открыв путь каспийскому "черному золоту" на европейский континент. Несмотря на это, соединение нефтетранспортных систем Украины и Польши - вопрос не столько времени, сколько политических ожиданий.

От того, кто победит на выборах, непосредственно будет зависеть насколько быстрыми темпами будут создаваться условия для изменения маршрута транспортировки нефти. Поиск денег и нефти, как прогнозируют наблюдатели, растянется надолго.

Оптимистический прогноз таков, что начало строительства участка Броды-Плоцк придется не раньше чем на 2006 год. Исходя из этой динамики, вопрос о смене направления движения нефти (а главное - источника ее поставок) реально может встать только через пять лет. Нет повода сомневаться, что прозападный президент В.Ющенко приложит максимум усилий к тому, чтобы ускорить вяло текущий переговорный процесс между Украиной, Польшей и ЕС, а также нивелировать договоренности на прокачку российской нефти. И ряд факторов будут этому способствовать.

Так, по мнению В.Сапрыкина, по трубопроводу Одесса-Броды не удастся прокачивать максимально возможные объемы российской нефти. Это вызвано как техническими (белорусская часть "Дружбы" не имеет необходимой пропускной способности), так и организационными проблемами (не все компании считают это направление достаточно рентабельным). Как следствие, чем меньшие объемы нефти будут доставляться нефтепроводом, тем вероятнее не продление договора по реверсу на очередной срок. К слову, вместо ожидаемых 2,2 млн тонн нефти в этом году будет прокачано только 1,2 млн тонн.

Янукович выгоднее?

Фигура В.Януковича, очевидно, куда более приемлема для Кремля, нежели В.Ющенко. В то же время отношение представителя донецкой региональной элиты к проекту Одесса-Броды довольно неоднозначно. Не стоит забывать о том, что именно Янукович до недавнего времени выступал ярым приверженцем прямого использования нефтепровода. И только давление президента Кучмы и обещание поддержки на выборах со стороны российских властных кругов заставили нынешнего премьера пойти на попятную.

Однако, где гарантии того, что материальный интерес (донецкий капитал контролирует Харцизский трубный завод - монопольного поставщика труб большого диаметра в СНГ) продвигающей Януковича финансово-промышленной группы вновь не возьмет вверх после того, как важнейшая политическая задача будет решена?

Победа на выборах Януковича вряд ли привнесет новую волну в дело создания и развития Международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС), так как явную пробуксовку оно дает уже сегодня. Маловероятно, что консорциум будет существовать в том виде, в котором задумывался изначально. Недавнее решение Украины и России о начале "инвестиционной фазы", а именно: о строительстве магистрального газопровода Богородчаны-Ужгород, является компромиссным, поскольку ни одна из сторон не добилась того, чего хотела.

Украина пока так и не получила долгожданную помощь в реконструкции существующей ГТС, России не достался фактический контроль над ней (через концессию или управление). Что касается третьей стороны (Германии и других стран), которая должна была нести основную финансовую нагрузку, то переговорный процесс с ней давно уже зашел в тупик. А президентство В.Ющенко вообще грозит сворачиванием проекта ГТК как такового.

И все же, наиболее серьезные гарантии сохранения статус-кво в газовой сфере Россия уже имеет.

В тисках договоренностей

С точки зрения экспертов, кто бы ни стал сегодня президентом Украины, в ряде случае он будет крайне ограничен в своих возможностях. Августовские соглашения об урегулировании вопроса газового долга Украины, а также о создании компании "РосУкрЭнерго" предопределили взаимоотношения двух стран в этой сфере на долгие годы.

Главное достижение россиян - цены за транзит природного газа по украинским трубам жестко регламентированы в период с 2005-го по 2009 год. Погашение авансового платежа "Нафтогазом" будет проводиться путем уменьшения товарной оплаты за транспортировку в течение последующих четырех с лишним лет. Высвободившиеся объемы "голубого топлива" (порядка 19 млрд м3) "Газпром" перенаправит в Европу. Это значит, что один из основных козырей Украины в отношениях с соседом уже утерян.

В результате неподписания с Туркменистаном долгосрочного контракта на поставку газа Украина, по сути, лишилась единственного альтернативного источника энергоносителей. В течение 25 последующих лет туркменский газ для потребностей украинских потребителей будет закупать компания "РосУкрЭнерго", собственниками которой выступят дочерние структуры российского "Газэкспорта" и австрийского Raiffeizenbank. "Равно как и в уставном фонде предшественников "РосУкрЭнего" (ИТЕРЫ и ETG), доля Украины составляла ноль целых и ноль десятых, а значит, как и раньше судьбы таких компаний целиком зависит только от "Газпрома", - отмечает В.Сапрыкин.

Существенному сближению Украины и России в нефтегазовой сфере трудно будет препятствовать не только из-за того, что работа комплекса в значительной мере регламентирована межправительственными долгосрочными договорами. Ведущая роль России в снабжении Украины энергоносителями - это объективная реальность, от которой никуда не денется любой президент, будь он "от власти" или "от оппозиции".

В то же время дальнейшее вовлечение Украины в сферу влияния России (в частности, через механизмы ЕЭП) будет достаточно дорого стоить последней. Очевидно, что и В.Янукович, и В.Ющенко, сознавая неотвратимость роста цен на энергоносители в мире, будут добиваться от России взаимовыгодных условий торговли. К примеру, одним из таких требований может стать отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. "Энергетическая" дружба подчас стоит очень дорого.