Вместо России
17.11.2004 19:34
Пока Владимир Путин использует российские энергетические компании как козырные карты в своих геостратегических играх, украинские игроки идут туда, где можно заработать не политические дивиденды, а деньги.

Киевский прагматизм оказывается эффективнее кремлевского глобализма: украинские добывающие и сервисные компании опережают россиян в освоении самого большого в мире нефтегазового рынка - арабского.

По чужим следам

Россия пытается проникнуть на нефтяной рынок Ливии, североафриканской страны, чьи углеводороды в большом объеме поступают на рынки Европы. Союз нефтегазопромышленников России планирует отправить в конце 2004 г. в Триполи делегацию, куда войдут и чиновники из государственных ведомств. Юрий Шафранник, глава Союза, поясняет: "Ливия открылась (после снятия международных экономических санкций - RE), и нам надо проявлять активность. Мы собираемся там присутствовать".

Ливия предлагает иностранным компаниям около полутораста перспективных блоков на суше и шельфе Средиземного моря и пользуется большим вниманием инвесторов. Но если россияне лишь подбираются к новому для них рынку, нефтяники из другой постсоветской страны - Украины - на нем вполне освоились (см. Приложение 1). Национальная компания "Нафтогаз Украины" осуществляет здесь проект на условиях СРП, предусматривающий добычу 110 млн т нефти и 30 млрд кубометров газа. Контракт, заключенный месяц назад украинцами, является только частью их крупномасштабных планов в арабском мире.

Действуя таким образом, Украина преследует две цели. Первая - обеспечить себе источники углеводородов, альтернативные российским. Вторая - занять нишу не слишком дорогих, но добротных подрядчиков, прежде занимавшуюся предприятиями из СССР, в странах, ранее ориентированных на Москву. Обе задачи коммерчески оправданны, поэтому выглядят вполне осуществимыми, причем в различных районах мира.


(Публикуется в сокращении)