«Социология» как убийца демократии
23.11.2004 15:53
Именно на этом шатком фундаменте строится сценарий «каштановой революции», который начала реализовывать оппозиция.

Каждый час «чесни новыны» пятого канала начинаются со следующего сообщения: «Как сообщили в ЦИК, после обработки 99,3 процентов голосов с перевесом в три процента лидирует Виктор Янукович. Напоминаем, что по данным национального экзит-пола с перевесом в 11 процентов победил Виктор Ющенко. Опрос проводился по системе тайного голосования».

Эти 11 процентов, подтвержденные лишь сомнительной репутацией некоторых социологов, вдалбливаются в головы телезрителей с монотонной настойчивостью Кашпировского. Они же разносятся по всему миру средствами массовой информации («По данным некоторых экзит-поллов, проведенных на условиях анонимности респондентов в рамках программы, финансируемой западными государствами, Ющенко одержал победу с перевесом в 11%» — The Times, Великобритания, 23.11.2004), создавая эффект обоснованности притязаний проигравшей стороны.

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров еще 15 октября заявил, что «мы замечаем при проведении опросов на Украине, которые идут в последние несколько недель необыкновенно часто, усталость населения уже не только от избирательной кампании, но и от социологических прогнозов, особенно от той войны рейтингов, которая во всю ширь развернулась на Украине в последние недели».

Война рейтингов превратила социологию из науки даже не в средство политической борьбы, а в средство самого беззастенчивого силового давления на действующую (между прочим, вполне законную) власть.

Но подтасованные псевдосоциологические данные лишь создают иллюзию победы Ющенко, точно так же, как лишь иллюзию объективности создавали наблюдатели от ОБСЕ, разъезжавшие в день выборов на машинах с оранжевыми флажками (да-да, официальный флажок ОБСЕ, а рядом — флажок с символикой одного из кандидатов!).

Основанием для признания победы на выборах какого-либо кандидата может быть только и только решение Центризбиркома; все остальное — от лукавого. И именно лукавый придумал прием, который используется сейчас на Украине: проводятся социологические опросы, которые показывают преимущество определенного кандидата. Данные других опросов объявляются заказанными оппонентом. Затем, уже в день голосования, теми же социологическими фирмами проводятся exit-polls, которые, естественно, дают те же самые данные — и снова игнорируются данные других опросов. Затем начинается параллельный подсчет голосов — излишне объяснять, что его результаты совпадают с данными «нужных» exit polls с самой первой минуты этого самого «параллельного подсчета». Так накапливается «критическая масса» вранья, которая у рядового избирателя (да еще и по-детски влюбленного в «народного кандидата») создают полную иллюзию фальсификации выборов «преступной владой».

Тут главное — набрать эту самую критическую массу, создать видимость реальности существования факта фальсификации. А дальше дело техники — вывести на Крещатик обманутых людей, раскидать по толпе заранее подготовленных и обученных «каштановых революционеров», накалить обстановку до истерического градуса и призвать к штурму Администрации президента, Центризбиркома или Рады.

Пока, к счастью, до столкновений дело не дошло — во многом благодаря выдержке властей. Пока Ющенко и Тимошенко ограничиваются массированным шантажом политических оппонентов, явно и неявно угрожая спустить с поводка оранжевые толпы — если законная власть не капитулирует.

Использование социологии со столь очевидными и вполне низменными целями способно полностью дискредитировать данные любых, даже самых честных опросов. Создается положение, когда нельзя доверять данным социологических вообще. По словам Сергея Маркова, на Украине «прошла полная дискредитация exit-polls, которые проводились сугубо на ангажированные деньги, и полностью находились в рамках политических проектов».

И это, возможно, один из самых негативных результатов той предельно грязной предвыборной кампании, что устроила оппозиция: дискредировав социологию как науку, сторонники Ющенко тем самым лишили Украину средства диагностики общественных процессов на долгие годы.