Россия продолжает оставаться политическим центром на постсоветском пространстве
24.12.2004 13:01
Одной из главных тем, затронутых на "большой" пресс-конференции президента России, была международная политика. Вопросы были самые разнообразные: взаимоотношения России с соседями по СНГ, с ЕС и США, Курильские острова и российско-японские отношения. Наконец, не была обойдена вниманием и главная горячая точка планеты - Ирак.

По СНГ основными темами, о которых пришлось говорить Владимиру Путину, стали проблемы взаимоотношений Грузии и Абхазии, а также выборов президента этой самопровозглашенной республики. Кроме того, президенту было задано сразу несколько вопросов, касающихся российско-армянских отношений и сложностей карабахского урегулирования. Ну, и, разумеется, журналисты не смогли обойти стороной выборы президента Украины и вероятную победу в повторном голосовании второго тура Виктора Ющенко.

Отвечая на вопросы журналистов, касающиеся Украины, Владимир Путин попросил их не забегать вперед, поскольку выборы еще не завершились и победитель неизвестен. Тем не менее, президент сообщил, что Россия рассчитывает, при условии избрания Виктора Ющенко президентом Украины, что в его окружении не будет людей, строящих свою политику на антироссийских позициях. Тем более, что с лидером оппозиции у российского главы государства «очень добрые отношения», еще с тех пор, как Ющенко был главой правительства. «Мы примем любое решение украинского народа, будем работать с любым президентом Украины. Но мы рассчитываем, что в окружении Ющенко (в случае его победы) не будет людей, которые выстраивают свои политические амбиции на антироссийских, сионистских позициях. Это абсолютно недопустимо», - сказал Владимир Путин.

Попутно Владимир Путин сообщил, что считает некорректными высказывания президента Польши Александра Квасьневского о том, что «Россия без Украины лучше, чем Россия с Украиной» . «Такое впечатление, что это заявление не действующего президента, а человека, который устраивается на работу в связи истечением своих полномочий. Не уверен, что это заявление можно считать корректным», - сказал президент России.

Не менее резко российский президент обозначил позицию России в отношении Абхазии. «Мы исходим из тезиса о территориальной целостности Грузии, но полагаем, что спорные вопросы, такие, как абхазский и южноосетинский, должны решаться мирным переговорным путем и с учетом интересов всех народов, проживающих на этой территории», - сообщил журналистам Владимир Путин. Президент также упомянул о том, что воссоединение грузинского государства не может происходить при помощи силовых методов и вопреки воле народов Южной Осетии и Абхазии. Глава российского государства даже указал на тот факт, что разделение на несколько государств другой, подобной Грузии, федерации народов - Югославии, не вызвало нареканий со стороны мирового сообщества. Правда, Владимир Путин еще раз оговорился, что Россия исходит из тезиса о территориальной целостности Грузии. Что же касается недовольства грузинских властей, связанного со стремлением России сохранить мир в Абхазии, то тут, отвечая на вопрос грузинского журналиста, президент России не удержался и предположил, что такая постановка вопроса, возможно, свидетельствует о том, что грузинское руководство получает зарплату от Фонда Сороса.

Косвенно связанными с абхазской темой оказались и вопросы о российско-армянских отношениях. Путин подчеркнул, что Россия веками присутствовала на Кавказе. «У нас есть свои интересы на Южном Кавказе. Эти интересы должны быть гарантированы, но, конечно, они должны сочетаться с интересами других, включая Грузию, Армению и Азербайджан». Именно поэтому Россия в нагорно-карабахском конфликте готова выступать лишь в качестве посредника и гаранта. «Мы не хотим на длительную историческую перспективу стать неблагоприятными партнерами для одной из сторон. Мы не хотим брать на себя эту ответственность», - подчеркнул Путин.

При этом Владимир Путин напомнил, что Армения - «стратегический партнер» России, и на территории этой республики находится одна из крупнейших российских военных баз за пределами нашей страны. Президент России также указал на то, что с Арменией «в некоторых сферах сотрудничества мы продвинулись так далеко, как ни с одним другим партнером». Путин также добавил, что «хотелось бы, чтобы расширялся круг стран, входящих в Договор о коллективной безопасности, в том числе и за счет кавказских государств». По его словам, это могло бы привести и к подвижкам в отношениях, например, между Арменией и Азербайджаном - таким образом, президент России указал на договор о коллективной безопасности, как на одно из главных потенциальных средств, для установления крепкого и долгосрочного мира на Кавказе.

При этом, Владимир Путин допускает участие США и других стран в политической жизни на постсоветском пространстве и вовсе не стремится к тому, чтобы России вернула себе роль безусловного гегемона в этом регионе. Однако наблюдаются некоторые неприятные тенденции. Владимира Путина «прежде всего беспокоит решение вопросов неправовым способом», под чем российский президент подразумевает, в том числе, и содействие разного рода «бархатным революциям» на постсоветском пространстве. «Вот это - самое опасное, - сказал Путин. - Самое опасное - создание системы перманентных революций, то «розовых», то каких-то там «голубых» еще придумают. Жить нужно привыкнуть по закону, а не политической целесообразности, которую определяют где-то в другом месте за тот или другой народ».

И уж конечно, добавил Владимир Путин, давно пора отказаться от политики двойных стандартов, которой все еще частенько придерживается Запад - как США, так и страны ЕС. Как объяснил российский президент, это выражается, в частности, в осуждении недемократичности избрания неудобных Западу политиков некоторых странах и параллельном одобрении сомнительных электоральных кампаний, - таких, как выборы в Афганистане, - которые проходили во многих провинциях страны в условиях фактически боевых действий. То же самое можно сказать и о выборах в Косово, где принять участие в голосовании не смогло сербское население края, однако этот факт не вызвал нареканий со стороны западных наблюдателей и политиков.

«Мы тоже не в восторге от того, что происходит в США. Вы, что, считаете, что избирательная система в США лишена изъянов? Что, нужно напомнить, как проходили выборы - и эти, и предыдущие?» - добавил Путин, отвечая на вопрос о критике российской внутренней политики со стороны американской администрации и общественности. Глава российского государства напомнил, что наблюдатели ОБСЕ, оценивая выборы на Украине и в США, использовали практически одни и те же формулировки. «Говорилось о недопущении всех избирателей на участки, даже о запугивании избирателей, о неравноценном доступе (кандидатов) к СМИ». «Надо прекратить издеваться над здравым смыслом», - резюмировал Владимир Путин свой призыв к западным политикам.

Однако, несмотря на то, что в отношениях России и Запада есть противоречия, в целом это дружеские и деловые, партнерские контакты. Россия и США, безусловно, являются партнерами при решении острейших проблем современности, которые касаются совместной борьбы с международным терроризмом. «Здесь наши отношения не просто партнерские, а союзнические», - отметил Путин, подчеркнув, что Россия и США являются крупнейшими ядерными державами и несут ответственность в этом контексте по контролю над вооружениями и нераспространением ОМУ. При этом, президент России сообщил журналистам, что на встрече с Джорджем Бушем в следующем году собирается задать ему вопрос, заключается ли смысл политики США на постсовестком пространстве в том, чтобы ограничить развитие отношений России со своими соседями. Владимир Путин надеется получить на этот вопрос четкий и откровенный ответ, поскольку вполне доверяет президенту США как честному и порядочному человеку. Хотя президент России практически уверен, что у США сегодня нет подобных намерений в отношении России.

Противоречивы, по словам Владимира Путина, и российские отношения с другим крупным партнером на Западе - Евросоюзом. Это характеризуется, в частности, сложностями, периодически возникающими вокруг калининградского транзита. Если проблему перевозки пассажиров между Калининградом и основной частью России можно считать «в целом, решенной», то в сфере грузовых перевозок проблем еще хватает. Резюмируя, Владимир Путин с удовлетворением заметил, что по инициативе нового председателя Еврокомиссии г-на Баррозу, Россия и ЕС будут договариваться о создании специального рабочего механизма перевозок между основной территорией России и Калининградом.

Если с Калиниградом все более или менее ясно - переговоры ведутся и взаимопреемлимые решения будут найдены, - то с Курильскими островами все сложнее. Отвечая на вопрос, касающийся претензий Японии на все четыре острова этой гряды, Владимир Путин предельно четко изложил российскую позицию по этому вопросу. «Мы еще с господином Мори (бывшим премьер-министром Японии Иосиро Мори) изучали эту декларацию. Я хорошо помню, что там написано. Я стараюсь читать документы, с которыми мне приходится работать. Декларация 1956 года, которая была ратифицирована в Советском Союзе, кстати говоря, была ратифицирована и в Японии. Поэтому, когда вы мне сегодня говорите, «мы два острова не хотим, мы хотим четыре», для меня это несколько странно. Зачем надо было ратифицировать тогда?», - сказал Путин, уточнив, что все четыре острова Россия ни при каких условиях Японии не отдаст. Даже если будут переданы два из четырех островов - все равно их статус еще надо будет уточнять - таким образом, из слов Путина можно было сделать вывод, что Россия, если и передаст острова Японии в пользование, тем не менее, может оставить их юридически своей территорией.

Резюмируя все сказанное Владимиром Путиным относительно российской международной политики, можно сказать: с точки зрения президента, Россия сегодня является лидером постсоветского пространства. При этом она выступает равноправным партнером во взаимоотношениях с США и ЕС. У нашей страны есть четко определенное собственное видение приоритетов в международной политике, и Россия готова этому видению следовать. И в отношениях с соседями по СНГ, и в контактах с ЕС и США, при этом идти на уступки она готова лишь тогда, когда видит собственную выгоду, а не тогда, когда это желали бы ее партнеры.