Михаил Леонтьев: России пора принять «озверин»
06.01.2005 09:16
Совсем неважно. В этом году нам очень мало чего удалось сделать.

Если взять внутреннюю политику, то тут прежде всего стоит высказать претензии к экономической политике, в первую очередь, к тем людям, которые формируют идеологию этой политики. Причем если раньше в отношении них были многочисленные претензии и недоумение, то на сегодняшний день эту политику можно назвать безумной.

И люди, которые формулируют экономические постулаты, например, по стабилизационному фонду, потеряли до трети валютных резервов на простом обесценивании долларов, о которых только ленивый не говорил. И эти люди считают, что российская экономика не может вообще получать инвестиции, потому что это такая единственная в мире экономика, где любой приток инвестиций означает инфляцию, поэтому нам и не нужно допустить инвестиции в российскую экономику! Задача абсолютно ерундовая по сути и явно недостаточная, но параметрически хоть как-то вменяемая. А вот удвоение ВВП считается этими людьми невыполнимой задачей. Это бред! Мотивы, которыми они объясняют свои экономические поступки, достойны либо сумасшедшего дома, либо хамства в пивной. Ни один человек, хоть сколько-нибудь грамотный, не может воспринять эти мотивы как серьезные. У меня все-таки не складывается такого впечатления, что Греф и Кудрин являются американскими шпионами. Я в этом сомневаюсь, но мне непонятно, что происходит с этими людьми?

Экономическая деградация мешает России достигать успехов во всем остальном

И в принципе, если говорить серьезно, это самое главное для России, потому что экономическая деградация, которая сейчас все больше усугубляется, лишает нас возможности достигать успехов во всем остальном, начиная от защиты своих интересов в ближайшем и не очень ближайшем зарубежье и заканчивая экономической модернизацией.

Конечно, наши американские братья - редкие сволочи, но, тем не менее, надо на них все-таки тоже обращать внимание. Они на следующий год, как отмечают специалисты, планируют провести в Вашингтоне конференцию под названием "Провал модернизации в России". Конечно, у них другие критерии понятия модернизации, и там слишком много всякой институциональной либеральной ерунды, которая, в общем, никакого отношения к модернизации не имеет, но, тем не менее, все равно эта конференция характеризует то, что у нас происходит.

Например, что бы там ни делал после кризиса бывший малайский премьер Датук Сери Махатхир бин Мохаммад и как бы он ни противоречил той политике, которую навязывали стране международные финансовые организации, всеми, включая эти организации, его успехи были признаны, потому что они были очевидны. И здесь вопрос не в методологии, а в результатах! Это самое важное!

Ситуация на Украине избавила Россию от всяких иллюзий

И вот если говорить о внешней и внутренней политике России, то мне кажется, что то, что с ней произошло, чрезвычайно позитивно с точки зрения решения этой важной задачи. То есть произошел полный, абсолютный отказ от иллюзий относительно и внутренних и внешних политических процессов в России.

Отношения с нашими западными партнерами сейчас находятся на таком уровне, на котором они и должны были находиться в свете той политики, которую Запад ведет по отношению к России - а это политика откровенно враждебная. Это политика способна терпеть Россию только в том случае, если она разваливается и деградирует сама, как это было до 1999 года. Никто никаких системных действий, способствующих развалу России, тогда не предпринимал, потому что с этой задачей прежнее политическое руководство справлялось достаточно успешно самостоятельно, помогать ему было не надо. В России не было масштабных терактов, направленных против института государства, не было и того, что называется медиапыткой. Государство не нуждалось в таких силовых методах для того, чтобы деградировать.

На выборах на Украине голосуют даже мертвецы

А вот как только Россия начала проявлять субъектность, причем даже не начиная восстанавливаться, мы получили откровенную истерию, которая не остановится ни перед чем. Никакие демократические институты, процедуры, никакие внешне приличные формы не принимаются во внимание сегодняшним Западом. Мы это видели и в Грузии, мы это сейчас видим на Украине, где, например, по результатам голосования в Тернопольской области проголосовало 88% человек, учитывая, что треть области технически сейчас находятся на заработках. Неужели мертвые встали из гробов? Под рукоплескание многочисленных наблюдателей происходит это шествие мертвецов? Это просто смешно!

Методы вегетарианского поведения во внутренней и внешней политики себя исчерпали

И я думаю, что Россия, российское политическое руководство имеет все основания осознать, что методы вегетарианского поведения во внутренней и внешней политике себя полностью исчерпали. Это как в мультфильме про кота Леопольда: нам уже пора принять "озверин", потому что мы сейчас находимся в ситуации кота, который, пока не поздно, должен принять этот препарат. Я абсолютно уверен, что в случае приема даже не критической, а совсем небольшой дозы "озверина" мы с легкостью решим огромное количество проблем, потому что предпосылки для экономического роста в нашей стране колоссальные. Кроме того, у нас есть ресурсы для ускоренной модернизации. На сегодняшний день выбор возможностей у России просто огромный: у нас есть уже практически отстроенный и в общем достаточно рыночный национальный механизм, с которым эти ресурсы можно грамотно использовать. Здесь речь не идет о мобилизации в сталинском стиле, никто про это не говорит и не думает, что это эффективно. Речь идет именно о грамотной политике индустриального и постиндустриального роста. И все возможности для этого есть, кроме, к сожалению, политической воли.

Сейчас я думаю, что как раз пора это начинать. Но, конечно, страшно, и это можно понять. После того, как наше страна еле-еле оправилась от коматозного состояния, я понимаю, что страшно предпринимать резкие повороты в экономической политике и брать на государство колоссальные риски. Опять же, все прекрасно понимают, что такого рода усилия могут только усилить западную истерию. Однако радостная ситуация заключается в том, что России сейчас нечего терять в отношении к Западу, потому что ничего хуже войны они нам не могут объявить, а все остальное они уже сделали. И нефть нашу они покупать будут, куда же они денутся-то от нее? А больше, собственно, у нас никаких контактов нет. Любовь как-то не состоялась.