План власти по развалу СДПУ(о) в Закарпатье провалился
11.04.2005 12:30
Серьезное влияние и глубокую структурированность эсдеков в Закарпатье признали и их оппоненты из „Нашей Украины”. Этот факт является одной из главных причин отчаянных политических боев за регион. Вчерашняя оппозиция, а сегодняшняя власть, ведет системную войну в политической „вотчине Медведчука” (термин выдуман и культивирован „нашеукраинцами”), поскольку никак не может примириться, что в Западной Украине есть регион, где у „оранжевых” нет тотального контроля.

Впервые войну эсдекам объявили в Закарпатье в 2000 году. Тогдашний губернатор Балога (не поэтому ли Ющенко опять назначил его руководителем области?) объявил так называемую „департизацию” органов власти, развернув кампанию массовых освобождений и преследований членов СДПУ(о). Первой жертвой этой кампании стал секретарь обкома СДПУ(о) И.Ризак, которого с грубыми нарушениями законодательства уволили из должности первого заместителя председателя ОГА. Дальше наступила очередь глав РГА, работников ОГА, которые не согласились выйти со СДПУ(о).

Полуторагодовалая война с эсдеками закончилась политическим и должностным поражением Балоги. СДПУ(о) в Закарпатье, наоборот, еще больше укрепилась организационно и получила немало политических дивидендов, поскольку публично боролась против коррупции, злоупотреблений и агрессивной монополизации региональной экономики бизнес-структурами губернатора Балоги.

Следующий этап борьбы власти с СДПУ(о) начался весной 2002 года, когда областью руководил генерал Москаль. Приближались парламентские выборы, а партия СДПУ(о) не вошла в провластный блок „За ЕДУ”. Губернатор Москаль поставил перед областными и местными чиновниками конкретную задачу - не менее 50% для блока „За ЕДУ”. Учитывая потенциал эсдеков и агрессивное наступление „Нашей Украины”, шансы „заедистов” на приличный результат в Закарпатье выглядели довольно сомнительными. Нужно было кого-то потеснить из электорального поля. И потеснить решили почему-то не тогдашнюю оппозиционную „Нашу Украину”, а эсдеков, которые, несмотря на отказ идти в блок, открыто поддерживали Президента Кучму.

Хотя кадровых чисток членов СДПУ(о) образца 2000 года областная власть провести не успела, восстановленный на должности первого вице-губернатора И.Ризак вторично был вынужден покинуть стены ОГА. За ним наступила очередь нескольких глав РГА, а также выдвиженцев СДПУ(о), которые посмели вопреки указаниям Москаля баллотироваться в мажоритарных округах. Дальше с подачи областной власти началась позорная кампания снятия из регистрации кандидатов от СДПУ(о) Н.Шуфрича и В.Дядченка, в то время как „Наша Украина” и ее кандидаты имели полную свободу действий.

Более того, в Закарпатье активно распространялась информация, что между „Нашей Украиной” и блоком „За ЕДУ” на региональном уровне были достигнуты кулуарные договоренности разделить между собой абсолютное большинство голосов избирателей, а остальных участников гонок, в первую очередь СДПУ(о), оставить ни с чем.

Как бы там ни было, но вторая попытка политического разгрома закарпатских эсдеков также потерпела неудачу. Даже при том, что разными махинациями и перерисовываниями протоколов избирательных комиссий в СДПУ(о) на Закарпатье украли 4-6% голосов, партия набрала 14% и оставила далеко позади „за ЕДУ”.
В период 2002-2004 гг., когда губернатором Закарпатья был И.Ризак, „Наша Украина” продолжала вести непрерывную пропагандистскую войну против областной организации СДПУ(о). Не было в Украине ни одного региона, где бы Ющенко и его последователи так упрямо не добивались отставки губернатора-эсдека. И не было в Украине за этот период ни одной избирательной кампании местного уровня, где бы „Наша Украина” не реализовала грязный сценарий дискредитации власти, как в Мукачево.

В конце концов, результаты всех усилий и боевых действий „нашеукраинцев” оказались мизерными. По итогам второго тура президентских выборов В.Янукович набрал в Закарпатье фантастические и никем не ожидаемые 40% голосов, которые стало наиболее весомым доказательством эффективной работы представителей СДПУ(о) в органах региональной власти.

Возвращение В.Балоги на губернаторскую должность в начале февраля 2005 года для всех в области должно было стать сигналом, что для закарпатских эсдеков опять наступают нелегкие времена. Но в отличие от 2000 года, новая-старая „помаранчевая” власть решила действовать намного осторожнее. О политических преследованиях никто во власти вслух не говорит. Даже наоборот, звучат фразы о мире и покое в регионе, необходимость „объединения усилий и конструктивного сотрудничества”. На самом деле все происходит по-другому.

Судя по всему, еще в январе этого года, незадолго до возвращения Балоги, в области начал реализовываться план развала региональной организации СДПУ(о). Суть плана сводилась к следующему. Подкупом, шантажом, обещаниями сохранения на должностях, угрозами уголовных дел добиться: во-первых, выхода из партии руководящего состава областной и наибольших районных и городских организаций СДПУ(о), во-вторых, публичного „осуждения” партии в СМИ ее вчерашними активистами, в-третьих, инициирование самороспуска отдельных парторганизаций, в-четвертых, дискредитация областного и центрального руководства СДПУ(о). Для пропагандистского сопровождения этой акции была заведомо отведена страница газетной площади в государственной областной газете „Новини Закарпаття”, а также во всех провластных изданиях.

Уже тогда, в начале года с многими членами обкома СДПУ(о) и активистами партии велись настойчивые переговоры о их организованном выходе из партии, или же переизбрание ее регионального руководителя И.Ризака. Как следствие, партийные ряды эсдеков покидают первый заместитель секретаря обкома СДПУ(о), народный депутат И.Гайдош, а также секретари нескольких горкомов и райкомов партии. Однако ожидаемого нравственно-психологического потрясения от таких шагов среди закарпатских эсдеков не наблюдалось. Тогда новой властью были пущены в ход более жесткие и репрессивное средства.

11 февраля 2005 года абсолютно неожиданно и незаконно арестовывают экс-губернатора и секретаря обкома Ивана Ризака.

Судя по всему, согласно замыслам организаторов этой акции, партийная организация СДПУ(о) от такого поворота событий должна была упасть в состояние шока и деморализации. А довершить дело должны были массовые освобождения и возбуждения уголовных дел против активистов партии, которые работали на должностях в органах власти.

На таком фоне, особую роль в процессе реализации плана по развалу СДПУ(о) новая власть отвела политическим перебежчикам и конъюнктурщикам из руководящего состава эсдеков, которые должны были не только выйти из партии, но и публично осудить деятельность СДПУ(о) и ее лидеров. И такие перебежчики и конъюнктурщики нашлись. Первый заместитель секретаря Ужгородского горкома СДПУ(о) О.Мателешко, как и предусматривали договоренности с областной властью, не только лично вышел из партии, но и выступил против нее на страницах „Новин Закарпатья” и попробовал инициировать самороспуск городской партийной организации. За непроверенной, но упрямо распространенной в Ужгороде информацией, за эту политическую „услугу” О.Мателешко получил индульгенцию от освобождения от должности и „премиальные” в сумме 10 тыс. долл. США. Говорят также, что за аналогичную сумму подобную „услугу” власти сделал председатель Иршавского районного совета и бывший член обкома СДПУ(о) С.Бобик.

Несмотря на расчеты новой областной власти, почин О.Мателешки и С.Бобика не получил ни резонанса, ни широкой поддержки среди простых партийцев, ни тем более любой результативности в плане организационного развала СДПУ(о) в Закарпатье.

Как бы там не было, но сейчас уже всем понятно, что план организационно-политического развала партийных структур СДПУ(о) в Закарпатье фактически провалился. Несмотря на то, что репрессивные действия власти и правоохранительных структур в Закарпатье по отношению к эсдекам идут на полную мощь, региональная организация СДПУ(о) продолжает активно работать и в нынешних условиях остается наиболее эффективной и дееспособной оппозиционной силой.
Александр Величко
Закарпатье