Незалежность требует жертв
31.05.2005 16:17
Одним из практических результатов, достигнутых в ходе прошедшей 27 мая в Киеве встречи премьер-министра Юлии Тимошенко с министром энергетики США Сэмюелем Бодмэном стала договоренность о начале использования украинскими АЭС тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) американского производства.

Опытная партия ядерного топлива из США уже направлена на Украину и прибытие ее ожидается в самое ближайшее время. В компании "Энергоатом", которая объединяет украинские АЭС, сообщают, что одновременно 6 тепловыделяющих сборок производства американской компании "Вестингауз" будут загружены на третий блок Южно-Украинской АЭС (Николаевская область) уже в июне, в ходе планового ремонта. Официально эксперимент имеет название "отработка возможности совместной эксплуатации американского и российского ядерного топлива". На деле же, речь идет о пробном применении и последующей промышленной доводке американских ТВЭЛов применительно к технологическим условиям, принятым на работающих реакторах советских моделей.

До сих пор ядерное топливо на Украину по понятным причинам поставлялось Россией. На Украине в настоящий момент действуют 15 энергоблоков АЭС и несколько исследовательских реакторов, полностью согласованных по стандартам с российскими. С ближайшим соседом решены вопросы транспортировки и безопасности, налажены тесные кооперационные связи. Несмотря на это, в 2000 г. официальный Киев объявил о начале проекта диверсификации источников поставок, в соответствие с которым опытную загрузку партии из шести американских сборок на Южно-Украинской АЭС планировалось произвести еще в сентябре 2003 г.

Программа носила явно политический характер и в реализацию не пошла. Однако, о ней не забыли американцы. Новый курс, провозглашенный "оранжевой властью", по-видимому сулит больший успех планам поставки ТВЭЛов на Украину из-за океана. В 2006 г. "Энергоатом" планирует закупить в США уже 42 сборки по цене около $700 000 за единицу. Экономики здесь никакой: американское топливо на 40% дороже российского. Тем не менее, сказывается агрессивное продвижение интересов американских производителей разного рода политическими средствами: от личных ходатайств министра энергетики до бесплатного, "в виде помощи", предоставления первых шести кассет американской фирмы "Вестингауз".

Официальный Киев сегодня не упускает возможности показать, что способен самостоятельно решать вопросы энергообеспечения. В этой связи, правительство Тимошенко готово идти на дополнительные траты (контракт с "Вестингауз" потребует заплатить американской стороне на $1 200 000 больше), но доказать свою независимость от Москвы.

Заокеанских партнеров такая позиция полностью устраивает. Прозападная ориентация нынешнего украинского руководства предоставляет им небывалые преимущества и гарантии. Более того, перспективное решение вопросов о направлениях развития украинского ТЭК отныне будет согласовываться с Соединенными Штатами. Г-н Сэмюель Бодмэн на пятничной встрече подтвердил намерение обеспечить украинскую сторону необходимыми консультациями при разработке энергетической стратегии страны. Вершиной же доверительности стало приглашение Украиной американских компаний к участие в разработке урановых месторождений. Вполне вероятно, последнее является предупреждающим сигналом России: снабжение украинским сырьем в будущем может прекратиться, в ситуации же, при которой все основные урановые месторождения в Сибири исчерпаны, а мировой рынок устойчиво контролируется Соединенными Штатами, российская атомная индустрия окончательно потеряет свои прежние рынки и станет банкротом.

Есть в прошедших переговорах и еще одна немаловажная сторона: чем интенсивней контакты Киева в обеспечении т.н. "энергетической безопасности", тем выше опасность того, что в ближайшее время российско-украинские отношения претерпят изменение в худшую сторону. Что это будет: постепенное охлаждение и увеличение дистанции между странами, резкий спровоцированный конфликт или внутриполитический кризис в самой России? Сегодня на данный вопрос однозначно ответить не представляется возможным. И, тем не менее, контракт с "Вестингауз" делает более зримыми очертания нового, настойчиво организуемого мира-без-России, в котором роль универсального держателя стратегических ресурсов и технологий принадлежит Западу, в то время, как российские производители лишаются своих самых давних и отработанных связей.
Андрей Рогозянский
Русская линия