Первая власть отметила праздник вместо четвертой
08.06.2005 14:56
...опасных. Народ – одной из самых древних.

Интересен и показателен тот факт, что праздник этот приходится именно на 6 июня. А ведь в этот день в 1922 г. в СССР было создано Главное управление по делам литературы и издательств – Главлит, символ советской цензуры. К счастью, те жестокие годы уже далеки. Но и во "времена утверждения и становления" украинской независимости отечественные борзописцы, подначиваемые сочувствующими зарубежными коллегами, наперебой жаловались на отсутствие свободы слова, притеснения и "тыск" со стороны власть имущих.

Профессия действительно не из легких. Многие журналисты рискуют своей репутацией, здоровьем, даже жизнью, дабы получить необходимую объективную информацию и поделиться ею с аудиторией. Традиционно в этот день работники СМИ не только поздравляют друг друга, но и вспоминают тех своих коллег, которых уже нет с нами, кто жизнью заплатил за право называться журналистом.

Власть же имущие ежегодно были щедры на подарки и награды, не забывая при этом каждый раз напомнить, что слово имеет огромную силу и влияние на умы и сердца людей, что средства массовой информации – это тоже власть, только четвертая. Традиционно напоминалось, что украинская журналистика все еще не дотягивает до международных стандартов... (Можно подумать, власть уже их достигла!). А журналисты в этот день по количеству и качеству поздравлений определяли степень своей популярности и авторитета. Выпускники школ, глядя на именитых "акул пера", повально сдавали документы на факультеты журналистики. И сегодня в СМИ приходит много разных людей, да только остаются очень немногие.

Однако судить о степени свободы слова, о том, насколько вольны были СМИ в проводимой ими информационной политике в "дооранжевые времена" журналисты, особенно рьяно поддержавшие "революцию", могут только теперь. Воистину, что имеем – не храним...

Утверждать, что сейчас журналисты могут более открыто высказывать свои мысли, нельзя. Некоторые шаги новой власти откровенно настораживают и пугают. Совершенно не соответствует ее декларациям политика, которую проводит Секретариат Президента. Чего только стоит заявление заместителя Госсекретаря М. Лубкивского о необходимости возрождать авторитет государственных СМИ. Или его оценки деятельности телеканалов... Или стремление министра путь-дорог и всевозможных связей "упорядочить" деятельность электронных СМИ... Это же возврат даже не во вчерашний день, а, как минимум, в позавчерашний. Сохранение той самой, главлитовско-авторитарной модели прессы! Для власти, безусловно, удобно таким образом координировать информационную политику, но это губительно для государства. Благо, резкая ответная реакция общества пресекла подобные попытки.

Но нынешнее руководство страны отличилось проявлением особого внимания к журналистской братии и по случаю профессионального праздника. Пафос, с коим отметили журналистский день в 2005-м, обескураживает. Вообще говоря, отметили не столько журналисты, не столько общественность, сколько сама власть, причём, как центральная, так и местная. Было видно невооружённым глазом, с какой целью казённая пропагандистская служба готовилась к этому дню.

Никогда ещё она не выдавала своё подлинное отношение к свободе слова так очевидно и откровенно, как в этот день. Судя по всему, "праздник" было решено использовать для дальнейшего ублажения и приручения журналистов. Хотя господин Чиж и доказывал упорно, что нет ничего предосудительного в том, что в такой день "государство оценивает журналиста" наградами и подачками...

Цинизм, с коим это делалось, вызвал отвращение у тех из них, кто понимает, какими должны быть отношения между властью и СМИ в демократическом обществе. Кто знает, что не имеют ничего общего с демократией такие акции, как устроенный сбор журналистов на могиле Шевченко. Они плевались, глядя на это действо и слушая сусальные, напыщенные речи.

Например, киевский голова А.Омельченко простодушно сообщил журналистам, что они не только пишут историю современности, а и творят её. Наверняка чиновник, который написал ему эту речь, – человек уж очень немолодой и изучал в своё время ленинское учение о печати. "Писать историю современности" – это именно ленинское выражение. Но Омельченко со своим речеписцем пошёл дальше Ленина. Во-первых, Ленин имел в виду не вообще СМИ, а только партийную печать. Во-вторых, даже он не наделял её функцией творца современности. Он требовал от партийной публицистики писать историю современности, но "писать её так, чтобы способствовать делу рабочего класса". По Ленину, таким образом, получается, что творцом современности является рабочий класс, а не щелкопёры, пусть и партийные!...

Похоже, власть чрезвычайно обеспокоена тем, что СМИ не понимают намёков, медлят вести себя так, как в своё время учил "советских тружеников пера" Михаил Шолохов: раз власть служит народу, то мы должны служить власти, и это есть, мол, настоящая свобода слова.

Едва ли не дальше всех пошёл такой большой демократ, как харьковский губернатор, объявивший, что власть и СМИ должны быть... партнёрами!

Внесла свой вклад в "празднование" Дня журналиста и госпожа Тимошенко. Своими манерами и высказываниями в этот день она весьма напоминала известную ленинградскую комсомолку Матвиенко.

Еще пример: Киевская областная власть на "спрятанном" в Пуще-Водице совещании во главе с "охмелевшим" областным губернатором Е.Жовтяком отметила своими благодарностями лучших журналистов; вместе с тем подано на увольнение около 10-ти лучших главных редакторов межрайонных газет области.

Напрашивается вывод, что менталитет этих людей – Ющенко, Тимошенко, Чижа, Омельченко, Томенко и несть им числа на местах – первозданно советский. В этом смысле они ведут себя совершенно естественно. Они просто не понимают, что может быть как-то иначе.

Все это говорит о том, что власть Ющенко не оставит украинские СМИ в покое и не смирится с тем, чтобы они могли формировать общественное мнение, способное повернуться против них.

На Банковой идёт интенсивный поиск "новых" форм и методов контроля. Пока ничего нового не придумано. Уже почти открыто используется такой метод, как дозирование информации, выпускаемой из коридоров власти.

Все это, в первую очередь, и делает нас бесконечно далёкими от Европы, это и заставляет ее всё больше кривиться и зажимать нос от духа советской посконности, которым нынче разит из Киева сквозь всю европейскую парфюмерию.