Пять мгновений Тимошенко
14.06.2005 11:04
...вышла на тропу войны. Но не с бывшими «олигархами», как можно было ожидать, а с Виктором Ющенко и его ближайшим окружением.

Само по себе постановление правительства от 11 июня, предписывающее Министерству юстиции обеспечить выполнение решения суда о возврате пакета акций ОАО «Криворожсталь» государству, вряд ли имеет под собой экономическую подоплеку. Судебное разбирательство по делу далеко не завершено, а потому ни один серьезный инвестор не решится приобрести злосчастный меткомбинат, пока не наступила полня ясность с его статусом, да и с «детской болезнью реприватизации» в Украине вообще.

В то же время поспешность Юлии Тимошенко, которая уже поручила ФГИ готовить повторную продажу металлургического гиганта, вполне можно объяснить желанием показать, кто в доме хозяин.

Если вспомнить недавнюю историю, то 27 мая измученные судебными разбирательствами представители владеющего «Криворожсталью» консорциума «Инвестиционно-металлургический союз» (ИМС) предложили государству мировое соглашение. Через пару дней, прервав ответное молчание премьер-министра, госсекретарь Александр Зинченко заявил, что компромисс с Ахметовым и Пинчуком был бы лучшим выходом из сложившейся ситуации. А 2 июня, также без оглядки на мнение Тимошенко, в пользу мирового соглашения высказался и Виктор Ющенко: «Я лично приветствую инициативу по мировому соглашению, которая может рассматриваться и основываться на решении суда».

Но уже спустя пару дней, 6 июня, Юлия Владимировна перечеркивает благие намерения гаранта и поручает Фонду госимущества готовить конкурс по повторной продаже «Криворожстали», опираясь при этом на решение Киевского апелляционного хозяйственного суда, которое оспаривается адвокатами ИМС. А 11 июня в такой же категоричной форме предписывает Минюсту отобрать у Ахметова и Пинчука акции «Криворожстали».

Иными словами, флагман отечественной металлургии стал поводом для новой свары между Юлией Тимошенко с одной стороны и Виктором Ющенко и влиятельными фигурами из его окружения с другой.

Юля и Они

Надеяться на то, что леди Ю станет хоть и важным, но винтиком в системе новой власти, вряд ли имело смысл.

Эмоциональный восторг революционной зимы как-то затушевал давно очевидный факт: Тимошенко является инородным телом в команде Ющенко, причем настолько крупным, что ужиться в президентском «организме» она может только в качестве руководящего и направляющего мозга.

Теперь же, в контексте приближающихся выборов, с полной уверенностью можно ожидать решающего конфликта между Юлией Т. и командой с улицы Банковой. Причем как только ситуация будет разворачиваться в направлении личного противостояния между Тимошенко и Ющенко, Юлия Владимировна предпочтет жать на тормоза. Ибо одно дело публично воевать против «оранжевых олигархов», засевших в тени Виктора Андреевича, а другое – против самого «народного Президента».

На этой почве всего за четыре месяца между Юлией Владимировной и ее «партнерами» у тела Ющенко прошло столько трещин, что главным сюжетом лета-осени 2005 грозит стать не противостояние власти и оппозиции, а борьба за лидерство во власти.

Юля и выборы

Единственно реальная формула успеха действующей власти на парламентских выборах – формирование единого провластного блока – сейчас под ударом. И не только потому, что Владимир Литвин дал понять, что с ним насчет блокирования пока никто не договаривался. Куда большее опасение вызывает позиция хранящей гордое молчание Юлии Тимошенко.

За четыре месяца премьерства «друзья с Банковой» дали Юлии Владимировне понять, что спокойно наблюдать за ростом ее славы и влияния они не собираются. Примирение сторон на данном этапе невозможно, поскольку в намерении обеих – съесть оппонента до косточки.

Поэтому, похоже, когда хитромудрый Роман Безсмертный при назначении Тимошенко премьером уверенно говорил о вхождении ее в общий блок, он выдавал желаемое за действительное и хотел сохранить лицо своей команды, уступившей шантажу леди Ю. Возможно, впрочем, что обязательства лидера «Батькивщины» примкнуть к президентскому блоку закреплены каким-то очередным тайным протоколом. Однако шантажировать известную «шантажистку» - задача для свиты Ющенко непосильная.

Процесс формирования партии «Народный Союз «Наша Украина», кроме всего прочего, убедительно продемонстрировал, что ни на какой особый политический капитал, кроме админресурса, Банковой рассчитывать не приходится. Последний резерв, который НСНУ может предложить партнерам в качестве своей лепты в общую победу, – это личная популярность Виктора Андреевича, украшающего избирательный список своим личным присутствием.

Иными словами, разумных аргументов в пользу участия Тимошенко в провластной коалиции, коль скоро она не может занять там главенствующее положение, нет. А принудить ее сделать это - себе дороже: любое открытое давление Юлия Владимировна использует для популяризации собственной скромной персоны.

Между тем плацдарм премьер-министра для похода на выборы во главе отдельного блока собственного имени ширится. Парламентская фракция БЮТ за четыре месяца выросла вдвое, в то время как от «Нашей Украины» откололась фракция УНП. Благодаря премьерским рычагам Тимошенко активно восстанавливает свое бизнес-окружение. В отличие от партнеров по властной коалиции, выдвиженцы леди Ю на административных постах (глава СБУ А.Турчинов, луганский губернатор А.Данилов) ведут себя исключительно тихо и корректно. Уровень доверия к Юлии Тимошенко идет почти вровень с рейтингом самого гаранта. Зачем же связывать себя обременительными союзническими узами?

Юля и Россия

В «русском вопросе» Тимошенко и команда президента тоже разошлись как в море корабли. А влияние этого вопроса на предвыборный расклад трудно переоценить.

Ближайшее окружение Ющенко, дистанцируясь от официальной России, пыталось вместе с тем наладить сепаратный диалог с российскими нефтетрейдерами. Юлия же Тимошенко, наоборот, постаралась дать понять Кремлю, что в украинском лагере власти он может рассчитывать только на ее хрупкие плечи. Не связанная напрямую с западными политическими кругами, Тимошенко, в отличие от Ющенко, вполне самостоятельна в своем желании подыграть Путину.

В результате этого конфликта интересов имели место скандалы с «непусканием» Юлии Владимировны в Москву и с пререканием между президентом и премьером на совещании 19 мая, в результате которого Виктор Андреевич намекнул на возможную отставку Тимошенко.

От взаимоотношений с Москвой во многом зависят экономические достижения, или, если точнее, провалы украинской власти. Путин пока не определился, как ему получше использовать раздор на украинском властном Олимпе, однако, скорее всего, он будет поддерживать амбиции Тимошенко. Встречи Юлии Владимировны с российскими сановниками неизменно будут заканчиваться триумфом, тогда как посланники Банковой будут уезжать несолоно хлебавши.

Юля и оппозиция

Сразу по окончании предвыборной страды съездив в Донецк с примирительным визитом, Юлия Тимошенко поступила исключительно мудро. В то время как МВД и Генпрокуратура, а также прочие отдельные чиновники, связанные напрямую с президентом, вступили в малопочетное и неэстетичное противоборство с оппозицией, роняя при этом престиж власти, Юлия Владимировна остается в стороне от этой возни.

В результате она при всех необходимых для нее голосованиях получала лишнюю сотню голосов оппозиции в парламенте, не портила свое реноме «избиением младенцев» и помогла своим конкурентам с Банковой основательно замараться политическими репрессиями. Кстати, и единственный тимошенковский силовик Александр Турчинов тоже нарочито воздерживается от «охоты на ведьм», хотя мог бы в ней участвовать по долгу службы.

Более того, почувствовав конъюнктуру, леди Ю и сама высказалась против политических репрессий. Возможно, прав был Виктор Медведчук, в одном из интервью допустивший мысль, что СДПУ(о) может оказаться в оппозиционной коалиции даже с Юлией Тимошенко…

Юля и политреформа

Вопрос о политреформе и пересмотре правил игры на выборы-2006 ожидает своего часа, чтобы разогреть украинский политбомонд до точки кипения. Вопрос о полномочиях ветвей власти способен окончательно поссорить потенциальных коллег по провластному блоку. И позиция Юлии Тимошенко в этом споре может оказаться решающей.

Напомним, что только фракция БЮТ не участвовала в «великом компромиссе» 8 декабря 2004 года, когда в пакете проголосовали политреформу и изменения выборного законодательства, обеспечившие победу Ющенко. Юлия же Владимировна громче всех ратовала за отмену изменений в Конституцию. Однако теперь уже нет никаких сомнений, что таким образом украинская Жанна д’Арк последовательно отыгрывала свою радикально-революционную роль и усыпляла бдительность Ющенко и Ко, чтобы обеспечить себе премьерский пост.

На самом же деле скорейшее вступление политреформы в силу полностью отвечает интересам Юлии Владимировны при любых раскладах, поскольку от сильного президентского центра власти, на который она не имеет решающего влияния, ей не приходится ожидать милости.

Однако открытое заявление Тимошенко в поддержку политреформы оставит Банковую в полной изоляции со своим желанием сохранить «кучмовский» объем президентских полномочий и станет сигналом открытой войны между премьером и президентской командой.

На такой шаг Леди Ю может решиться только в крайнем случае – если почувствует близость своей отставки или чрезмерное ослабление влияния Банковой.

Отставка Юлии Тимошенко автоматически означает переход ее в жесткую оппозицию, поскольку только такой ход дает ей шанс в полный рост отыграться на парламентских выборах. Это нанесет труднопоправимый удар по позиции власти и ее представительство в новом парламенте будет, прямо скажем, скромным.

Согласно этой логике, Юлия Владимировна является самой большой проблемой украинской власти, поскольку и исторгнуть ее из своей среды, и уступить ее притязаниям – смерти подобно…