Евгений Кушнарев: Я политически «заказан»
08.07.2005 20:28
...правоохранителей, так и для журналистов. Однако корреспонденту «Фраза» удалось с ним пообщаться накануне госпитализации больницу с диагнозом «гипертонический криз»..

Ваше отношение к административно-территориальной реформе в интерпретации вице-премьера Романа Безсмертного?

Мне уже не единожды приходилось высказывать свое мнение по тому, что называется вариантом административно-территориальной реформы а-ля Безсмертный.

Был и, еще раз подчеркиваю, остаюсь убежденным сторонником таковой. Реформа давно необходима Украине и я горжусь тем, что мне пришлось работать над ней под началом Леонида Кравчука вместе с Сергеем Тигипко в государственной комиссии, которая наработала, на мой взгляд, серьезный проект административно-территориальной реформы. Но в свое время он не был осуществлен по причине открытого и тайного сопротивления, прежде всего региональной бюрократии – губернаторов, глав районных администраций.

То, что предлагается правительством сейчас – по меньшей мере, схоластично, поверхностно и в поданной форме не воспринимается сегодня ни политической элитой, ни широкой общественностью. Да и время выбрано крайне неудачно – с одной стороны реформу, безусловно, надо проводить до выборов, но не в такие же сжатые сроки, когда на карту ставится угроза потери управляемости страной. Ведь реформа – это всегда слом того, что было, и нет никаких гарантий того, что новые методы сразу проявят свою эффективность. Поэтому если говорить о серьезной реформе, то надо организовать гораздо более широкое обсуждение и привлечь к работе над ней не только провластные силы, но и тех, кто имеет необходимые знания и опыт, кто находится сегодня в оппозиции. И, по всей видимости, тогда продуманную, взвешенную реформу можно было бы проводить в 2007-2008 году.

Но есть и иные тревожные нюансы! К примеру, народный депутат Сивкович прямо обвиняет Безсмертного в том, что под прикрытием такой реформы новые чиновники хотят попросту присвоить самые дорогие земли Украины…

Знаете, когда истинные цели реформы не ясны, плохо прописаны или неудачно прокомментированы – всегда появится почва для любых подозрений. Я тоже высказывал опасения, что реформа в том виде, в котором ее сейчас продвигают, скорее направлена на разрушение сложившихся региональных элит. И это, безусловно, выгодно власти, особенно на востоке и юге Украины, где позиции власти все еще очень слабы. Поэтом легко и просто видеть за этой реформой одну из предвыборных технологий власти для применения печально известного административного ресурса. Причем еще создается такое впечатление, что сама должность Романа Безсмертного была введена с тем, чтобы легализовать его партийную деятельность.

А каковы перспективы предполагаемого объединения НСНУ, БЮТ и НПУ в единый предвыборный блок?

На мой взгляд, это нереальный и малоперспективный союз.

О серьезном напряжении, о скрытых, но пробивающихся наружу замыслах тандема президент–премьер-министр уже столько говорилось и писалось, что нет смысла повторяться. Что касается Владимира Михайловича Литвина, то на мой взгляд он здесь ситуативный союзник по принципу «без меня меня женили». С точки зрения законов политики ему просто невыгодно быть в этом блоке, поскольку он не заберет ни единого голоса у Тимошенко и у Ющенко, но зато потеряет изрядную долю своих. А его электорат – это те, кто не был сторонником «оранжевой» революции. Те, кто ценят его выдержку в декабре прошлого года, когда он нашел разумный компромисс и «разрулил» ту сложную ситуацию. И если он сольется в «политическом» экстазе с президентом и премьером, то поддержку таких людей он потеряет. Это уже дело его политического выбора.

И еще о реформах. Кроме территориальной, Украину поджидает еще и реформа конституционная. Как Вы полагаете, удастся ли команде Президента добиться ее ревизии?

Сейчас я отталкиваюсь от худшего варианта и предположу, что им удастся повернуть ее вспять. Тогда для того чтобы удержать в руках страну и политическую элиту команде Ющенко придется использовать диктаторские методы, по сравнению с которыми период правления Кучмы будет казаться эпохой Ренессанса!

Каковы шансы?

Несомненно, попытки будут предприниматься, но реакция политической элиты будет адекватной и очень резкой. И я сразу могу заявить, что буду среди тех, кто будет жестко оппонировать власти в этом вопросе.

И какого рода будут эти попытки?

Самого разного, слава Богу «оранжевая» революция нас многому научила.

Какова реальная причина «интереса» к Вашей персоне со стороны правоохранительных органов?

Вы меня ставите в не совсем удобное положение, когда я сам себе должен давать оценку. Но видимо власть все-таки занесла меня в список политиков, которые наименее ей милы. Я политически «заказан» и об этом свидетельствует все то, что происходит вокруг меня уже практически в течение полугода. Уже перерыли все за период моей работы в обладминистрации, ничего не нашли. Никакого очевидного криминала, который подтвердил бы пустословные заявления Ющенко о бандитской власти на Харьковщине, не смогли найти. И вот несолоно хлебавши вернулись к изначальной (и так же бесперспективной) теме сепаратизма. Смешно право – так хотели избежать политических процессов и тут сами возвращаются к этому, и, возбуждая такие дела, они пробуют растолкать нас по областям и с наименьшим шумом осудить нас по-быстрому и без участия киевской политической тусовки. Думаю, ничего у них из этого не выйдет, я во всяком случае подыгрывать им не собираюсь.

Кроме как «гений сепаратизма», Вы известны и как лидер партии «Новая демократия». Как Вы считаете, составит ли последняя серьезную угрозу власти на выборах?

Я со своими коллегами готовлю партию к самостоятельному участию в выборах. Но в то же время мы открыты для любого равноправного диалога с политическими партнерами. И в принципе я сторонник объединения всех оппозиционных сил, все дело в том на каких принципах блокироваться и в каком формате. А над этим мы сейчас и размышляем, ведем переговоры с потенциальными участниками коалиции. Думаю, что мы такую формулу найдем.

Так понимаю, что есть и силы с которыми Вы принципиально не будете работать…

Есть определенные законы политического жанра и партии, даже притом, что они оппозиционны... если в их программах есть существенные различия, вряд ли смогут объединиться в одном блоке. Ну, например, с леворадикальными силами нас разделяет слишком многое, а вот с центристами у нас практических и стратегических расхождений нет, есть тактические дифференты, но их можно принести в жертву общему результату.

Центристы?..

У меня лично нет никаких противоречий во взглядах с лидером этой партии Владимиром Литвиным, и нет серьезных программных противоречий у наших партий. Если Владимир Михайлович видит для себя возможность диалога с какой-то частью оппозиционных партий – я такой вариант (объединения – авт.) не отбрасываю. Но, естественно, учитывая его сегодняшний политический вес и реальную должность, такая инициатива может исходить только от него.

Буквально сегодня (интервью было записано 6 июля – ред.) разразился очередной каскад скандалов по поводу «прослушки» высших лиц государства. Это и якобы переговоры Петра Порошенко с Леонидом Кучмой, и жалобы Фокина на своего экс-шефа Юрия Луценко. Имеют ли такие факты реальную почву или это очередные фальсификации?

Факты «прослушки» – это печальная реальность, и дальше чем власть уже зашла в таких методах «игры», катиться ей уже некуда. Буквально недавно, в интервью «Зеркалу недели» председатель СБУ Турчинов признал то, что коммуникационное пространство
Украины тотально контролируется и властью, и вневластными структурами в своих собственных интересах. Причем возможности сегодняшней техники таковы, что в принципе уйти от прослушивания невозможно.

Я в этом вопросе исхожу из собственного опыта, так как знаю, что все мои разговоры четко контролируются, но вместе с тем отношусь к этому уже спокойно - «снявши голову, по волосам не плачут». Встав на оппозиционный путь нечего прятаться по подвалам.

А что Вы знаете о судьбе Ваших коллег-экс-губернаторов? Кстати по последним сообщениям к одному из них – Анатолию Засухе – уже отправлена группа захвата…

Именно по Засухе – ничего не слышал. А вот то, что власть сегодня может арестовать любого кто ей не мил, совершенно не исключаю. Формула «был бы человек, а дело найдется», увы, остается актуальной и сегодня.