"Ющенко со всей охраной были скошены сильным электрическим разрядом"
12.08.2005 08:31
...Украины. Это – отдельный орган власти со специальным статусом, который по сути равнозначен министерскому.

Однако пресса никогда не проникала внутрь кухни УГО. Потому что Управление государственной охраны занимается первыми лицами страны. Единственное исключение – это история с Николаем Мельниченко. Он там как раз и работал. Люди из госохраны с прозрачным наушником в ухе и часто со специальным опознавательным значком всегда маячат за спиной Ющенко, Тимошенко или Литвина.

После победы Ющенко управление возглавил один из охранников УГО, прикрепленный за ним еще во времена премьерства – Петр Плюта. Первым заместителем начальника УГО – руководителем личной охраны президента стал второй охранник Ющенко со времен 2000 года – Павел Алешин.

В принципе, это все, что "Украинской правде" было известно о работе управления госохраны. Пока в конце июля на связь с редакцией не вышел Сергей Кислов – бывший заместитель руководителя УГО, а до этого – руководитель личной охраны Кучмы. Из его слов выходит, что даже это специфическое ведомство живет тем же, чем и остальные органы власти – перетряхиванием аппарата и отсевом кадров времен бывшего президента.

Правда, по его словам, дело не ограничилось просто сменой руководства – начались чистки, кумовство и приход "левых людей". Это, считает Кислов, может закончиться тем, что решение вопроса безопасности Ющенко превратится в опасность. Последний случай – удар молнии на Говерле, когда президент совершал туда восхождение.

Вышло же у нас не интервью, а монолог, где бывший первый заместитель начальника управления госохраны рассказал много неприятных для нынешней охраны Ющенко фактов.

За комментарием по всем "наездам" мы обратились с официальным запросом к нынешнему начальнику УГО Петру Плюте. Однако, после продолжительной паузы вместо ответов на вопросы мы получили письмо от его заместителя. По сути он ничего не разъяснил, но предупредил нас о последствиях за публикацию этого текста.

Главному редактору
"Украинская правда"
Притуле А.


На Ваше письмо от 03.08.2005

В соответствии с Законом Украины "Об информации" сообщаем, что ответы на заданные в письме вопросы, совокупно, содержат конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства, и не подлежит распространению через средства массовой информации, потому что является собственностью Управления государственной охраны Украины.

Вместе с тем предупреждаем, что распространение информации о деятельности Управления государственной охраны Украины, без соответствующего на то разрешения, влечет ответственность согласно действующему законодательству Украины
.

С уважением,
ВРИО Начальника Управления А. Хилько


Ответ довольно веселый, поскольку в запросе мы не спрашивали, какой тип оружия у охранников Ющенко, где они стоят на постах и в каком количестве они выходят на задание. Такие вопросы явно могли бы объяснить такое грозное объяснение.

Нет, мы поинтересовались мнением нынешнего начальника УГО совсем о другом: почему сотрудники управления якобы были уволены без объяснений, почему зарплату повышают якобы только тем, кто пришел с новым начальством, почему нынешний руководитель УГО якобы не смог сдать нормативы и как повлияет на работу ведомства тот факт, что он пришел на эту должность вообще без должного опыта работы?…

Или, например, является ли нарушением процедур президентской охраны восхождение Ющенко на Говерлу при грозовом предупреждении или его пристрастие к езде за рулем автомобиля. И другие такие же безобидные вопросы.

После получения ответа из УГО мы еще раз связались с Сергеем Кисловым. Он подтвердил, что в его интервью нет конфиденциальной информации, которая могла бы раскрывать какие-то военные секреты.

Если после публикации этого текста Управление госохраны все-таки решит прокомментировать конкретно каждое высказанное им обвинение, мы с радостью готовы опубликовать и их точку зрения.

Информацию же Сергея Кислова мы решили обнародовать, поскольку считаем, что право общества знать выше желания некоторых чиновников избегать ответов на неприятные вопросы.

О СЕБЕ

Я, Кислов Сергей Викторович, на сегодняшний день являюсь действующим офицером в звании генерал-майора. Сейчас нахожусь в распоряжении начальника Управления госохраны. Четыре года я находился на должности первого заместителя руководителя УГО – до того, как 12 февраля 2005 года был подписан указ президента Ющенко о моем снятии.

Я работал в охране Леонида Кравчука, охранял внука, потом немного супругу, потом самого Леонида Макаровича… После выборов 1994 года работал в выездной охране второго президента Украины. Потом работал в личной охране, был прикрепленным (старшим офицером личной охраны президента), был начальником выездной охраны, начальником личной охраны. И с этой должности уже 16 марта 2001 года президент назначил меня первым заместителем начальника Управления государственной охраны Украины.

За весь период своей воинской службы от курсанта до генерала не имел ни одного взыскания – только ведомственные и правительственные награды.

Наше управление на сегодняшний день – это правопреемник 9 службы КГБ СССР. Это элитное подразделение, куда собирались самые профессиональные кадры, они проходили все ступеньки воинской службы, прежде чем достигали определенной значимой ступени.

О СИТУАЦИИ В УГО

После помаранчевой революции я был снят с должности, хотя если это происходит с офицером, то меня должны были предупредить хотя бы за два месяца. С самого же первого дня пошло полное нивелирование закона: сняли, не объясняя причин, не беседуя ни с одним из генералов. Просто объявили, что "вы больше не на тех должностях и что должны прийти новые лица".

Но в системе Управления госохраны никаких новых лиц не появилось. Вернулись же те, кто до того служили в УГО или же вообще пенсионеры. На сегодняшний день два заместителя начальника управления ранее они были уволены с воинской службы. Сейчас они пришли со второй группой инвалидности, хотя по закону они "ограниченно пригодны к воинской службе в военное время и не пригодны к службе в мирное время". То есть они вообще не имеют право работать на этом месте в УГО.

Получается, двойная демократия. Для одних законы одни, для других – другие. Сейчас основной критерий подбора кадров на руководящие должности в УГО – как в анекдоте: "Я был на Майдане".

Госсекретарь Александр Зинченко, когда представлял нового начальника Управления государственной охраны, заявлял, что "такие профессионалы должны получать намного больше денег" пообещал повысить зарплату… Но в результате сложилась интересная ситуация.

Недавно было постановление Кабмина о повышении зарплаты президенту, премьер-министру, которую подняли в восемь раз… Было такое постановление об увеличении зарплаты ряду категорий сотрудников Управления госохраны. По этому постановлению увеличилась зарплата только охране президента, премьера и главы Верховной Рады.

Но даже здесь они сами себя переплюнули. Это право исчислять процент надбавки к зарплате имеет начальник Управления госохраны. Но он почему-то принял решение – например, по охране президента – повысил меньше чем десятой части людей и как раз тем, которые были зачислены после революции. То есть опять идет разделение.

КТО РУКОВОДИТ УГО?

После революции начальником Управления государственной охраны был назначен майор Плюта Петр Васильевич. У него за 20 лет работы в системе УГО, за весь период воинской службы не было ни одного подчиненного. Это нонсенс!

Хотя бы элементарно должна быть какая-то подготовка – оперативная, штабная работа, человек должен знать, как планируются охранные мероприятия, как они проводятся. Это же целый комплекс мероприятий!

На место заместителя начальника Управления госохраны – начальника охраны президента вообще ставится лейтенант, который буквально еще за месяц-два до того был прапорщиком. На генерал-майорскую должность!

Когда человек абсолютно не знает ни работы прикрепленных (это личная охрана), ни работы "гаража особой нормы", ни работы контрснайперских групп, ни штабной работы. В силу ряда обстоятельств он не был допущен к этим знаниям… А его сразу назначают на такую важный участок работы!

Здесь есть еще один факт. У нас все офицеры проходят аттестационную комиссию, они ежегодно сдают зачеты по физической, по служебной, по огневой подготовке. Чтобы не было определенных кривотолков у офицеров, часть зачетов принимал я.

И тот же майор Плюта, который стал начальником Управления госохраны, и тот же лейтенант Алешин, который сейчас возглавляет охрану президента – они сдавали мне зачеты. На тот момент они не ориентировались в элементарных вопросах! Для них была проблема – составные части пистолета Макарова!

После того, как они не смогли сдать мне зачеты, я как первый заместитель начальника УГО сообщил руководителю Управления, генерал-полковнику Строгому, что эти люди не подготовлены. Я объявил им по суровому выговору. А Строгий позвонил Ющенко и сказал, что он не имеет права, "чтобы такие офицеры находились около вас, потому что мне это грозит уголовной ответственностью".

Ющенко ответил: "Читайте закон". А у нас есть нелепая ссылка в законе – что охраняемое лицо дает свое согласие или несогласие на тех офицеров, которые с ним работают. (Такого нет в законодательстве других стран! И президент США при вступлении в должность обязуется выполнять все указания, которые касаются охраны…) Так вот, Ющенко говорит, что эти охранники "меня устраивают". Конечно, устраивают, один его папку носит, другой ребенка на руках! Но это не работа охраны!

После вступления в свою должность начальник УГО Петр Плюта дал первое свое интервью в таком высоком ранге газете "Украина молодая". Он через газету говорит, что когда была предвыборная кампания, то поступила информация от офицеров Службы безопасности, что готовится покушение на Ющенко…

Если он это заявил, нужно было моментально подать заявление в прокуратуру! Как это так – были офицеры, которые говорили о покушении на кандидата в президенты, глава УГО официально заявляет об этом в прессе, и все это в песок?! Должно было быть возбуждено уголовное дело, эти офицеры допрошены…

Безопасность президента – это престиж государства. За полгода многие офицеры смотрят на то, что творится в УГО, с опаской. Нет профессионализма. Охрана – это целый комплекс мероприятий, он четко определен законом "Об охране органов государственной власти и их должностных лиц".

Сейчас под таким лозунгом, что "у нас в стране демократия и нам ничего не страшно, а президент горячо любим народом" – просто уходят от этих охранных мероприятий. Они сегодня проводятся на очень низком уровне.

СЛУЧАЙ НА ГОВЕРЛЕ

Яркий пример – факт, который имел место при восхождении на Говерлу. Сейчас все красиво рассказывают, что после удара молнии охранники накрыли своими телами президента. На самом деле, когда президент вместе с окружением спускался уже к вертолетной площадке, ударила молния, и Ющенко со всей охраной упали скошенные сильным электрическим разрядом. Сработал принцип электрошока.

Молния ударила в 20 метрах от президента. Никто не может предугадать природное явление, но охрана – это целый комплекс мероприятий. И передовая группа прорабатывает все, в том числе маршруты передвижения вплоть до метеопрогнозов. А они были известны на тот день – ожидалось штормовое предупреждение и гроза.

Не предусмотреть это мог только непрофессионал. И позволить президенту в таких условиях подыматься на Говерлу? Результат говорит сам за себя – после удара молнии из всей охраны только один человек остался в физическом состоянии выполнять свои обязанности. Остальные этим электрошоком были отброшены в сторону.

Это произошло в субботу. И уже в ту же субботу всему личному составу объявили, что начальник УГО майор Плюта со вчерашнего дня, с пятницы, находится в отпуске. Я не думаю, что здесь просто совпадение. Скорее, офицер решил уйти от ответственности.

Скажу более, что ни один из бывших руководителей управления за всю историю существования УГО не позволял себе уйти в отпуск в это время. Ведь июль-август – горячая пора для УГО. Тут про отпуска можно забыть – потому что проводится огромный комплекс охранных мероприятий по подготовке отдыха президента и других охраняемых лиц в Крыму.

Нынешний руководитель охраны президента Павел Алешин… Может, я не совсем корректно выскажусь, но не каждый прапорщик может стать офицером (руководителем). Я не умаляю должность его как сотрудника, он действительно профессионал на своем месте. Но даже указ президента не сделает за один день из прапорщика руководителя своей личной охраны.

Всем известно, что в администрации президента был сделан ремонт. И там на этаже, где находится президент, размещены также кабинеты начальника охраны и его заместителей. Однако наша пресловутая ментальность и доступ к телу не позволяют Алешину на этом этаже разместить своих заместителей. Все его заместители сидят вообще в другом помещении даже за пределами администрации. Начальник не хочет, чтобы они лишний раз засветились. А заместители – это люди на несколько порядков выше его и по воинскому званию, и по уровню подготовки, и по опыту.

Такой проблемы ни в охране Леонида Макаровича, ни в охране Леонида Даниловича никогда не было. Если ты профессионал, президент и так видит, что ты профессионал.

Еще один интересный случай. Начальник УГО майор Плюта Петр Васильевич – выходец со мной из одного гнезда. Он был в выездной охране президента Кучмы. Леонид Данилович любит, чтобы вокруг него все кипело, бурлило… И в выходные дни одно кольцо охраны выполняло свои функции, а некоторым он говорил: "Берите косилки". Сам Леонид Данилович тоже становился за косилку и прямо на территории внутреннего дворика дачи в Конча-Заспе, вместе с охраной, абсолютно не стесняясь, занимался благоустройством территории.

И этого Плюту, тогда еще лейтенанта или старшего лейтенанта Кучма попросил помочь покосить… Он никогда не говорил это в требовательной форме. Это была просьба, но никто не мог отказать. И когда он вышел из дому и увидел, что эти бездельники сидят и курят, он сказал: "Ну, как это так?…"


Продолжение следует