Как дерибанили деньги Майдана
30.09.2005 14:53
Финансовый скандал докатился и до Майдана. Вслед за обвинениями сына Президента Ющенко в коммерческом использовании оранжевой символики активисты гражданского объединения "Пора" бросили камень и в своего вчерашнего лидера Владислава Каськива.

По их убеждению, он присвоил себе деньги, которые жертвовали во время оранжевой революции рядовые сограждане и бросали их в специальные урны на Майдане Незалежности.

По словам лиц, приближенных к руководству "Поры", за первые часы организованного оранжево-революционного Майдана в урны для пожертвований в палаточном городке каждый день вбрасывали около миллиона гривен, сообщил телеканал НТН.

Деньги приносили по вечерам в штаб организации - за 100 метров от центральной сцены, с которой провозглашались высокие моральные идеалы, честность и ценности демократических преобразований. Куда эти деньги шли потом, не известно. Впрочем, есть определенные предположения.

Вот что рассказал один из активистов "Поры" Игорь Градчук, который невинно пострадал, по его словам, в результате финансовых махинаций руководителей организации. Те не рассчитались с "УНА-УНСО" за охрану палаточного городка. И указали на ребят, в том числе и на него, что якобы именно они украли деньги. "Каськив и Золотарев вывезли на Лютеранскую, 20 Пашу и Сергея, как потом стало известно, на машине Владислава Каськива, - рассказывает Игорь Градчук. - И потом они это все организовали. Сначала нам не сказали, что от нас требуют, нам просто дали ручку и бумагу и сказали - пишите. На вопрос, что писать, начинали бить, потом через час мне сказали - пиши, где, сколько денег ты взял, куда потратил, куда делись. Когда говорил, что не знаю, - начинали бить".

Сам господин Каськив, по сообщению НТН, все обвинения отрицает, правда, говорит, что на его машине во время революции разъезжало немало людей.

Точное количество майдановских денег, по словам Игоря, никто не знал. Но все благотворительные деньги четко шли к Владиславу Каськиву.

На это указывает и другой активист "Поры", Игорь Радчук. По его словам, на Майдане в пивоварне Шато де'Флер располагался штаб Каськива и Золотарева - верхушки "Поры". Некто Шут, отмечает Радчук, "приходил на Майдан и собирал все деньги с ящиков, запечатывал в коробку и уносили их в Шато, а дальше куда они шли, уже не известно. Он их отдавал Каськиву".

Куда шли деньги от благотворительных взносов граждан, не знает и сам Владислав Каськив. По крайней мере, говорит, что обвинения в разворовывании - сплошное недоразумение.

Между тем, разбирательства среди "пористов" достигли уже угроз жизни. Так, например, отец одного из активистов "Поры" говорит, что его сыну бывшие соратники угрожали физической расправой в случае, если информация о поступлении и распределении денег будет оглашена.

Обеспокоенные родственники даже обратились в милицию. Решением суда одного из организаторов избиения приговорили к сроку лишения свободы, а Печерскому райотделению милиции было поручено установить местонахождение Каськива и Золотарева. Милиция выясняет это до сих пор.

Отец одного из пострадавших Валентин Радчук в интервью НТН высказал предположение: "Это работа, безусловно, Золотарева и Каськива - главные они. Потому что они решили подставить. Дубеневич (один из участников "Поры". - Прим. ред.) тоже дает показания, что эти деньги ворочались Золотаревым, Бурячком и передавались Каськиву. А решили подставить хлопцев, которые не имеют никакого отношения".

О злоупотреблениях с пожертвованиями рядовых сограждан, кстати, говорил еще в декабре прошлого года в интервью "Украинской правде" казначей избирательной кампании Виктора Ющенко, заместитель руководителя избирательного штаба по финансовым вопросам Александр Третьяков (недавно уволенный с кресла первого помощника Президента в связи с упразднением этой должности). "К сожалению, нашлись какие-то проходимцы, которые попробовали нажиться на этих событиях. Через несколько дней после начала акции мы узнали, что неизвестные люди якобы от нашего имени собирали деньги на революцию. Мне недавно показывали счет, открытый в "Приватбанке", якобы на поддержку оранжевой революции. Это просто воровство и игра на настроениях и чувствах людей, и у нас есть все основания требовать возбуждения уголовного дела по этому факту". На вопрос к Александру Третьякову, сколько было перечислено на революцию, последний откровенно признался: "20 миллионов гривен в течение 10-15 дней".

Куда ушли миллионы? И почему по этому факту сразу после окончания оранжевой революции так и не было возбуждено уголовное дело? Может, нынче пришел час?..
Иван Ярыгин
"Киевские ведомости"