«У нас нормальная политическая ситуация. Весело, смешно и одновременно обидно»
08.06.2012 10:00
В четверг, 7 июня, в гостях Новости Украины – From-UA был известный украинский скульптор, заслуженный художник Украины Олег Пинчук. В ходе видео-онлайн-конференции он с гордостью рассказал о том, что предпочел украинскую жизнь швейцарской, раскрыл тайну скрытого смысла современного искусства и без издевок признался, что искренне верит в инопланетян. Что ж, предлагаем укротить вашу пытливость следующим списком заданных вопросов и ответов на них.

Алина: - Назовите, пожалуйста, три самых лучших, на Ваш взгляд, скульптурных памятника в Киеве. Спасибо.

Олег Пинчук: - Первый - памятник Жабе, который находится возле кукольного театра. Второй - памятник Льву на Львовской площади, третий - Покаяние космополита, который будет установлен напротив костела на Красноармейской улице. И, кажется, я знаю человека, которому принадлежат эти работы (смеется. – Ред.).

А.П.: - Почему у нас нет своего Церетели? Хотели бы Вы стать таким себе украинским Церетели?

Олег Пинчук: - У нас есть свои Церетели, но они не настолько раскрученные. Кто такой Церетели? Это распиаренная мышка, которая попала в хорошие руки, став Микки Маусом. Судя по тому, сколько у нас в Украине памятников, то людей, которые соизмеримы с творчеством Церетели, у нас не меньше.


Я сторонник того, что искусство - это определенные интеллектуальные технологии. Церетели - это огромнейший компьютер, занимающий целый этаж в здании. И современный художник - это человек, который продает пустоту, пример - Черный квадрат, но стоит на порядок дороже. Поэтому неважно, что ты делаешь, важно - чтобы то, что ты сделал, стало бы артефактом искусства и культуры. Поэтому современное искусство отчасти не понято, и люди не понимают, за что платят деньги. Почему вот эта ерунда стоит таких сумасшедших сумм? Потому что она измеряется не квадратными метрами или тоннами, а исключительно ценой. И художественная ценность этого вторична. Кто не согласен, пусть посмотрит каталоги современного искусства, сходит на аукционы, посетит выставки современных художников и посмотрит их цену.




Константин: - Олег, а Вам нравится жизнь в такой стране, в которой мы с Вами живем? Если да, то что именно? Если нет, то что Вам мешает отсюда уехать? Ведь язык скульптуры не нуждается в переводе.

Олег Пинчук: - Мне очень нравится жить в Украине, и я очень люблю эту страну. Это не пустые слова. Я три года учился в Швейцарии, имел даже вид на жительство. Но тем не менее там размеренность и обыденность жизни утомляет, а в Украине каждый день что-то происходит. Здесь если есть желание и стремление, то можно себя реализовать по полной программе. И для того, чтобы полюбить Украину, нужно пожить за рубежом и понять преимущества нашей страны. Кому кажется, что на Западе рай, он глубоко заблуждается. Здесь мы свои, здесь наши предки и друзья, здесь мы выросли, и здесь я себя чувствую очень комфортно. Хотя с финансовой точки зрения я мог бы добиться большего в Швейцарии.

Наталия: - Добрый день, Олег. Вам, как известному скульптору, наверное, чаще всего приходится работать с состоятельными и, соответственно, избирательными клиентами, так как позволить себе воспользоваться Вашими услугами едва ли может простой человек. Сложно ли найти общий язык с такими заказчиками? Бывают ли какие-то курьезы?

Олег Пинчук: - Во-первых, когда приходят заказчики, то они приходят не заказывать, а смотреть то, что есть, то есть выбирать. А так как я много работаю, у меня большой выбор работ, и очень редко бывает, когда я выполняю работы на заказ.

Естественно, когда выполняешь работы на заказ, могут возникнуть разные понимания и видения того, что такое скульптура. И я пытаюсь убедить людей в том, что я все-таки профессионал, и мне не сложно сделать, как они хотят. Но с точки зрения профессионального искусства лучше оставить так, как есть, или немножко изменить, но не так, как хотел бы заказчик. То есть я практически не делаю работы на заказ. Это бывает крайне редко, и то близким друзьям и по большой просьбе.


Анна: - Скажите, Вы - аполитичный человек? Как Вы считаете, художник должен участвовать в политической жизни страны? Если да, то как? Как относитесь к тем людям искусства, которые занимаются политикой?

Олег Пинчук: - Я не занимаюсь политикой, и моя политика не есть политика. Свои политические взгляды я могу зафиксировать на выборах, бросив бюллетень за ту или другую партию. А так как искусство не делится по политической принадлежности, то я не делю людей по партиям или по политическим взглядам. Ну крайне фашистские взгляды я, конечно, не приемлю, но по, большому счету, давать публичную оценку я тоже не вправе. Я не считаю это нужным.




Серый из Полтавы: - Олег, если бы Вам предложили создать скульптурный символ нашей эпохи, что бы это было? Удачи!

Олег Пинчук: - Честно говоря, я противник всяких таких скульптур, которые как бы фиксируют время. Я считаю, что художник - это личность, которая сформировала свое видение мира, который её окружает. Он имеет свою позицию, которую посредством языка искусства и скульптуры воплощает в жизнь. А если даешь 25 съезду новый памятник, посвященный нашей эпохе, то эта идеология, наверное, устарела. Поэтому современное искусство опирается на интеллектуальность, на творчество, на талант, на харизму, на желание самореализации и т.д.

Ольга, Харьков: - Здравствуйте, Олег! Как Вы относитесь к нашей садово-парковой скульптуре, которая зачастую представляет собой бессмысленные нагромождения непонятных глыб или гномиков с казаками? Спасибо!

Олег Пинчук: - Конечно, в каждом случае нужно смотреть индивидуально. И нельзя судить о чем-то, не видя этого. В Харькове есть интересные скульптуры, начиная от памятника Шевченко, заканчивая парковой скульптурой, которая довольно-таки интересная. Есть интересные художники, с которыми я дружу и поддерживаю отношения. Поэтому у меня и есть идеи, мысли и желания сделать скульптуру для города Харькова. Я помню выставку, которая была год назад в Харьковском художественном музее. Она вызвала огромный резонанс, большое количество посетителей, отзывов и всевозможных предложений. Харьков оставил очень хорошее впечатление, особенно его красивые девушки.


Brodskiy: - Сложно ли молодому художнику или скульптору стать известным, даже если он талантлив? Как сделать так, чтобы тебя заметили?

Олег Пинчук: - Очень сложно и почти нереально, потому что потребность в произведениях искусства не настолько высока, чтобы все, кто занимался этим нужным делом, мог жить с искусством. Мне просто в жизни очень везло, и везло много раз. И я прожил достаточно много лет для того, чтобы сказать, что я чего-то в жизни добился. Каждый шаг в нужном направлении - это путь к признанию и успеху. И, естественно, очень важно, чтобы профессиональный художник жил искусством, потому что он зарабатывает своим творчеством. Это самое сложное в наше время. Поэтому очень многие талантливые обламываются, не выдерживают, занимаются всем, чем угодно, кроме творчества.

Alesya: - Как прививать детям любовь к прекрасному, когда они окружены таким количеством развлечений? Будет ли интересна ребёнку живопись или скульптура, когда у него есть интернет или онлайн-игры?




Олег Пинчук: - Это проблема, которая касается и моих детей тоже. И нужно находить рациональное зерно, когда ты понимаешь, что будущее за компьютером и за коммуникациями. Компьютер втягивает, поглощает, парализует, захватывает, и человек живет в компьютерном мире, далеком от реального. Поэтому почаще ходите с детьми на природу, читайте им книжки, рисуйте и лепите вместе с ними. Это пойдет им на пользу.

Артур: - Многие скептически оценивают современное искусство, говорят, что большинство из того, что выставляется в галереях, не несёт в себе смысла. Считаете ли Вы, что современное искусство переживает кризис?

Олег Пинчук: - Не считаю. Современное искусство - язык очень сложный, где одно слово может иметь несколько значений. Для того, чтобы разбираться в искусстве, нужно просто им заниматься профессионально. Если я беру книжку с японскими или китайскими иероглифами и говорю, что это плохая книжка, так это потому, что я не знаю ни японского, ни китайского языков, а не потому, что я не разбираюсь в поэзии. Для того, чтобы стать ценителем, нужно хотя бы иногда посещать выставки. Разбираться, почему так происходит, почему вот эти две картины, например, являются искусством, а картина моего соседа (хороший пейзаж) никому не нужна. А человек, нарисовавший черный квадрат, формально банальную вещь, которую сделал бы каждый, стал артефактом искусства 20 века.


Поэтому в искусстве всегда есть скрытый смысл, не понятный для большинства. И попытка открыть и разобраться в том, что такое современное искусство - приоритет для интеллектуалов. Конечно же, современное искусство не понятно людям, далеким от этого. Поверьте, в этой жизни никто просто так гениям не платит. Поэтому то, что мы видим, прошло жесткий конкурентный отбор. Это очень сложная система со своими законами, которые не видны. Поверьте, всё не так просто.

Принц: - Посоветуйте, с чего начать молодому скульптору? Как перейти от хобби к профессии?

Олег Пинчук: - Найдите хороших преподавателей, общайтесь с друзьями-единомышленниками, ощутите радость от того, что вы творите. Научитесь входить в медитационное состояние. Живите желанием саморегулироваться через творчество - и тогда у вас всё получится.

Творчество подразумевает, что человек погружается в состояние, где существуют только его мысли и идеи. А желанием это всё реализовать и является скульптура или картина. Она может быть несовершенной, но этот первый шаг даст возможность ощутить радость творчества. Это в хорошем смысле, как наркотик, он втягивает, заставляет получать удовольствие. Когда ты видишь, как рождается «нечто» из ничего, когда происходит материализация твоей мысли, это вызывает огромное желание еще и еще что-то делать. Главное - не душить в себе вот это желание. Это зерно, которое прорастает, нужно беречь, лелеять, за ним нужно ухаживать. И тогда, поверьте, у вас вырастет здоровый, большой и красивый плод.




Даня: - Как относитесь к подбору экспозицией в арт-центре Вашего однофамильца - Пинчука? Выставлялись там когда-нибудь? Если нет, то почему?

Олег Пинчук: - Отношусь я хорошо. Это альтернативное искусство и язык, который принципиально отличаются от того, что было до того. Это как бы окно в мир современного искусства, которое характерно больше всего для западной школы. И это возможность увидеть мир через воображение и видение западных художников. Искусство - это отображение реального мира в художественном образе. И мне язык этот знаком, потому что я помимо Академической школы в Украине заканчивал Высшую шкоду визуальных искусств в Женеве. Поэтому этот язык понятен для западного зрителя, но очень экзотичен для нас потому, что целое поколение украинцев воспитано на соцреализме, а всё остальное считалось декоративным, деструктивным искусством, которое преследовалось и приравнивалось к инакомыслию. То есть считалось нездоровым. И было такое воспитание, что соцреализм - это искусство, а всё остальное - упадническое, от лукавого и обман. Хотя, по большому счету, всё обман. Искусство - это чистой воды развод.

Я не выставлялся у Виктора Пинчука, хотя я с ним в прекрасных отношениях, он коллекционирует мои работы. Но то, чем я занимаюсь, более консервативно. Я занимаюсь скульптурой, которая на данном этапе не совсем вписывается в концепцию Пинчук Арт Центра. Хотя Виктор Михайлович мне предлагал подумать о выставке в его центре.


Ritta: - Олег, кто из современных творцов Вам нравится, а чьи работы кажутся безвкусицей?

Олег Пинчук: - Я стараюсь не критиковать своих коллег, потому что я понимаю, какой это тяжелый и неблагодарный труд и как сложно добиться успеха. Я могу тоже ошибаться, и брать на себя ответственность за то, кто художник, а кто нет, я не хочу. Для этого есть профессиональные искусствоведы. А свой вкус и свое понимание искусства я поддерживаю тем, что я тех художников, которые мне нравятся, покупаю и коллекционирую. Что мне не нравится или дорого для меня, я не покупаю. У нас есть огромное количество талантливых художников, есть из чего выбрать, есть из кого выбрать и что выбрать. Поэтому главное, чтобы была возможность покупать и собирать современное искусство.

Valentin: - Олег, когда к Вам пришло осознание того, что Вы скульптор? Были ли муки неуверенности в своем таланте? И после чего подобные сомнения обычно отступают (спиртное не в счет:))?

Олег Пинчук: - Сомнения всегда есть, но желание должно быть выше всяких сомнений. Нужно понимать, что желание - это только первый шаг. Потом это тяжелая работа: поступление, учеба, провалы, неудачи, разочарования. Все, как везде. Но если есть большая цель – все это быстро забывается, и через какое-то время ты уже видишь результаты того, что ты сделал. Успех - это как мираж, который постоянно впереди. То, что вчера было для тебя вершиной - ты это уже прошел и движешься вперед.




Виктор: - Олег, Вы творческий человек, у Вас по сути должен быть неординарный взгляд на все те события, которые сейчас происходят в стране. Что Вы думаете о сегодняшней политической ситуации?

Олег Пинчук: - Нормальная политическая ситуация. Хотя я не люблю комментировать это. По большому счету - весело, смешно и одновременно обидно. Вот такой коктейль - это мое ощущение того, что происходит сегодня у нас в стране.

Мне кажется, что это нормальный процесс становления. И все это время, конечно, потом можно будет вспоминать. И будет, что вспомнить. Со временем будет порядок, или диктат, если его (порядка. – Ред.) не будет. А порядка можно будет добиться с помощью введения законов и карательной машины, которая эти законы будет исполнять. Или диктат, который закроет всем рот и скажет, как нам жить и что нам нужно для полного счастья. Второй вариант уже пытались реализовать в нашей стране - это переходный период постсоветского пространства. У каждой страны свой путь. В странах Прибалтики, где традиции демократии более сильные, в этом плане добились больших успехов. У нас сейчас система олигархически-капиталистическая, с таким национальным подтекстом. Поживем - увидим!


Елена Васильевна: - Олег, расскажите, пожалуйста, откуда Вы черпаете вдохновение? Бывают ли такие моменты, когда не удается творить? Что Вы тогда предпринимаете?

Олег Пинчук: - Бывает, конечно, что что-то не получается. Я тогда пытаюсь сделать несколько вариантов или же ломаю, уничтожаю работу.

Бывают работы, которые мне не нравятся, но нравятся остальным. Тогда я пытаюсь их сохранить. Потому что здесь нужно быть самокритичным, смотреть на то, что ты делаешь как-то со стороны и понимать, насколько оно адекватно, насколько твое затраченное время вызовет эмоции у зрителей. И если не вызывает эмоций, конечно, такие работы нужно ломать. Есть работы, которые тебе не нравятся, но у всех остальных вызывают восторг. Я их стараюсь оставлять и воплощать в жизнь. И со временем я понимаю, что они были правы. Поэтому всегда нужно советоваться, спрашивать мнения и прислушиваться к чужому взгляду.

Лариса Павловна: - Есть такое общественное мнение, что в Украине отечественные таланты не так ценятся, как за границей. Именно поэтому многие творческие личности выезжают из Украины, куда глаза глядят, в поисках признания и славы. Почему, по Вашему мнению, так происходит?

Олег Пинчук: - Мне кажется, что это штамп. Вообще, всем творческим людям живется очень сложно. Поверьте, для огромной Франции или огромной Германии не нужно такого большого количества имен. Но у нас очень хорошая академическая школа (как и в музыке, как и в танцах, так и в изобразительном искусстве). Поэтому люди, получившие профессию в Украине, могут достойно зарабатывать на жизнь, гастролируя по миру.




Недавно был на выпускном Колледжа циркового искусства (туда даже приезжала принцесса Стефания из Монако), где промоутеры со всего мира отбирали наших талантливых артистов для работы за рубежом. Для того, чтобы иметь школу такого уровня, нужно, чтобы была какая-то непрерывность традиции. Отчасти на Западе эта школа утеряна. Там благодаря поискам нового языка в танце, музыке и т.д. академист, по большому счету, умер. У нас основой искусства была академическая школа, которая поддерживалась при помощи власти, поэтому она и сохранилась. То же самое и в Китае.

На Западе акцент ставится на личность, а не на школу, поэтому там школа вторична. А у нас переросло в первичную, поэтому у нас огромное количество хорошо вылепленных, похожих между собой памятников.


Юлия: - Для чего существует современное искусство и как Вы его можете охарактеризовать?

Олег Пинчук: - Это сложный философский вопрос. Я попытаюсь его упростить. Хотел бы разложить общество на три составляющие: первая - это народ, вторая - шаманы, религия, третья - вождь. Любое общество строится по этому принципу: любой из народа может стать вождем или шаманом, это вопрос конкуренции выбора и т.д. Шаманы в моем понимании - это музыканты, художники, писатели - люди, которые производят некий продукт, который держит народ в каком-то интересном состоянии. Это люди, которые манипулируют массовым сознанием и направляют действия народа в нужное русло. Чем меньше демократии, тем больше шаманы и вожди доминируют. Шаманы, или так называемые медиумы, обслуживают общество для того, чтобы народ ограничить. Это всё взаимосвязано и в равных пропорциях, без этого будет анархия, без этого люди будут жить в пещерах. И все равно там будет такая же система: шаманы, вожди племени, люди, которые будут заниматься своими ежедневными занятиями.

Современное искусство - это инструмент, который позволяет манипулировать массовым сознанием, формирует определенные вкусы, вызывает интеллектуальный дискурс. Хотя современное искусство для человека, работающего 8 часов в день, сложно для понимания. Что именно есть современным искусством, почему куча мусора является артефактом искусства и может быть наравне с Васнецовым, Микеланджело? Потому что механизмы воздействия на человеческую психику меняются. И если Вы считаете, что это искусство, которое Вам непонятно, так же непонятно всем, то Вы очень глубоко заблуждаетесь. Для этого есть специальное Министерство культуры, коллекционеры, есть люди, которые платят за это очень большие деньги. Потому что художник, сумевший создать картинку, считает, что именно это «нечто» и есть шедевр. Это на уровне манипуляции: когда художник нарисовал картину, и Вы в это поверили – для этого и существуют шаманы (медиумы).

Всё современное искусство строится не на умении рисовать, а на умении манипулировать и создавать иллюзию, на забрать деньги у богатых без помощи автоматов. Условно это то, что не поддается обычной логике. Но всё же это очень сложный и интересный механизм.

Виктор, Киев: - Верите ли Вы в инопланетян?

Олег Пинчук: - Конечно верю. Я скептикам хочу дать такое задание: пусть они мне или себе объяснят, как создавался комплекс Мачу-Пикчу, как обрабатывались камни (по какой технологии), весящие десятки сотен тонн? Это, во-первых.




А во-вторых, как блоки весом в сотни тонн (а самый большой блок весит 1 тыс. 200 тонн - это 20 вагонов) могли перемещать первобытные люди? Как эти блоки они смогли поставить? Вы представляете, что такое 20 вагонов? Это целый состав! Кто мне научно объяснит, как эти блоки можно было обработать, вырезать и поставить, как по маслу, тому я готов заплатить 100 тыс. долларов, но если это будет правдой.


Естественно, что наша цивилизация не первая. Были катаклизмы, которые смыли предыдущие. И недаром есть легенды об Атлантиде, о богах, живших на небе и пришедших на Землю. Это подтверждает теорию о том, что существует другой разум, отличимый от человеческого. Мы не можем это объяснить, но есть факты – те же пирамиды, о которых нас по упрощенной схеме учат в школе. Но чтобы построить пирамиду, нужно было этот камень где-то поднять и привезти, нужно было сделать огромное количество вспомогательных работ, чтобы насыпать там всевозможные подходы и подъезды, а потом всё доставить. Без современных технологий это сложно выполнимая задача, и 10 тыс. лет назад это было нереально без передовых технологий, которые превосходят наши.

Поэтому пирамиды, Баальбек, Мачу-Пикчу – это три объекта, которые переворачивают с ног на голову наше представление об истории и культурах. Те байки, которые придуманы историками, не имеют никакого отношения к настоящей истории, они остаются нераскрытыми и неразгаданными. И как раз если внимательно посмотреть на всё, что есть, и попытаться объективно объяснить, за счет чего функционирует то или другое, и кто мог это создать, то напрашивается вывод, что мы не одиноки во Вселенной. Вполне возможно, что существуют параллельные миры. Когда об этом говоришь людям, которым больше интересны сериалы или светские сплетни, им, конечно, в это с трудом верится. У них голова занята другим.

Тоня: - Расскажите, с чего начиналась Ваша карьера?

Олег Пинчук: - Началось всё просто: с каких-то рисунков, набросков, деревянных скульптур. Но у меня было огромнейшее желание стать художником и скульптором. Я ежедневно, ежечасно что-то лепил, рисовал, думал. Первые свои работы, когда мне было 5-6 лет, лепил из глины. Это были всевозможные кораблики, колобки. Как-то раз принес маме, чтобы она их положила в духовку (потому что я знал, что их нужно обжигать в печи), а там они развалились. Это была моя такая первая проба пера. Вторая проба была, когда мне было лет 16, я приехал в Трускавец, мне дали в руки резец, и я вырезал первую в жизни ворону – птицу, похожую на человека. Оттуда в моем творчестве пошел образ человека, похожего на животное. Поэтому птицы – одна из ключевых тем моего творчества.

Во-первых, мне это доставляло удовольствие, как художнику, а с другой стороны, я пытался найти возможность в профессиональной реализации. Я долго поступал, долго учился, участвовал во всевозможных выставках, конкурсах. И всегда мне это доставляло огромную радость. Я понимаю, что если бы не мое упорство и желание, я вряд ли смог бы сделать то, что я сделал. И вряд ли бы добился чего-то.


Новости Украины - From-UA