Великая Китайская стена: с другой стороны. ФОТО
02.04.2015 13:25

В 2013 году китайский фотограф Фань Ши Сань отправился в велопутешествие вдоль Великой стены с запада на восток. За три месяца он проехал 4 тысячи миль (около 6,5 тысяч километров). Его идея состояла в том, чтобы собрать визуальный архив главного символа страны. То, что он увидел по пути, сильно отличалось от того, что рисовало его воображение.

Великая Китайская стена – одно из самых популярных мест в Азии.

В Китае ее называют «Длинной стеной в 10 000 ли». Долгое время считалось, что из космоса ее видно невооруженным глазом, однако впоследствии это предположение было опровергнуто.

На фото: дорожный рабочий устанавливает красный флажок на холме в долине Цзиньчуань, провинция Ганьсу, Китай

Китайское правительство перестроило отдельные участки стены в 1970-х и 1980-х годах – сейчас они самые величественные, фотогеничные и самые доступные для туристов. Всем известные снимки подновленной Великой стены, вьющейся среди пышных зеленых гор в окрестностях Пекина, не только оформили представления иностранцев о Китае как о древней стране с богатой историей, они помогли самим китайцам осознать национальную идентичность и почувствовать гордость за свою страну.

На фото: в Яньчи, провинция Нинся на северо-западе Китая, Великую стену пересекает национальная автомагистраль

В 2013 году китайский фотограф Фань Ши Сань отправился в велопутешествие вдоль Великой стены с запада на восток. За три месяца он проехал 4 тысячи миль (около 6,5 тысяч километров). Его идея состояла в том, чтобы собрать визуальный архив главного символа страны. То, что он увидел по пути, сильно отличалось от того, что рисовало его воображение.

На фото: Цзиньта, провинция Ганьсу

«То, что встречалось мне по пути, пока я фотографировал стены, переворачивало и перестраивало мое представление о Великой стене и Китае», – рассказал Фань TIME.

На фото: Гаотай, провинция Ганьсу

На фото: копия Китайской стены, украшенная политическими лозунгами, в Сояне, провинция Ганьсу

Идея о том, чтобы поехать на велосипеде, появилась у фотографа после того, как он прочел книгу американского журналиста Питера Хесслера «Проселочная дорога: путешествие от фермы к фабрике» (Country Driving: A Journey Through China Farm to Factory). В этой книге подробно рассказывается о дикой природе, окружающей участки стены к северу от Пекина и о жизни в близлежащих деревнях. «Я получил водительские права только ради этого проекта, – говорит Фань, – но путешествовать на машине слишком дорого, поэтому я переключился на велосипед».

На фото: заброшенный театр в Полубао, провинция Шаньси

Сначала Фань боялся сурового климата и диких животных в наименее урбанизированных областях Западного Китая. «У меня не было большого опыта походов и езды на велосипеде на большие дистанции», – рассказывает он. Но проехав несколько сотен миль, он начал относиться к поездке не как к невыполнимому заданию, а как к повседневной жизни, просто с другим распорядком. «Я отправлялся с рассветом и останавливался, когда заходило солнце», – говорит он. Обычно за день Фань проезжал от 40 до 60 миль (от 60 до 100 километров), ночевал или в палатке у дороги, или находил жилье в городах и деревнях, там он мог купить продукты и принять душ.

На фото: Цзюцюань, провинция Ганьсу

«Я ехал медленно, фотографировал все, что привлекало взгляд и разговаривал с людьми, которые казались интересными», – рассказывает он.

На фото: Чанюйкоу, провинция Хэбэй

Укрепления, возвышающиеся над несколькими провинциями на севере Китая, перестраивали и расширяли на протяжении правления нескольких династий, они менялись в руках бесчисленных императоров. Но на них повлияли и география, и культурное разнообразие сообществ, которые живут рядом.

На фото: промзона на границе провинций Нинся и Ганьсу

В труднодоступных регионах, таких как провинции Ганьсу и Шаньси, где стены строили землебитным способом голыми руками, и где государство не слишком заботится о сохранении исторического наследия, стена оказывается открытой эрозии, которую приносят экстремальные климатические условия пустыни, и человеческому безразличию.

На фото: кладбище рядом с Великой Китайской стеной, Саньгуанькоу, провинция Нинься

Некоторые деревни и города в отдаленных областях медленно вымирают «в процессе индустриализации и урбанизации возродившейся страны», – говорит Фань.

На фото: Гуачжоу, провинция Ганьсу

В некоторых местах Фань видел, как множество детей играет на улицах без присмотра. Их молодые родители передали их бабушкам и дедушкам, а сами уехали искать работу на переполненных фабриках густонаселенного китайского побережья. Там они надеются обрести светлое будущее. То, что не исчезнет, как ветхие стены Великой стены.

На фото: статуя полицейского, провинция Ганьсу

На фото: участок Великой Китайской стены Мутяньюй

Фотограф-фрилансер Фань Ши Сань живет в Шанхае. Его работы участвовали в выставках в Китае и Великобритании.

На фото: Шаньхайгуань, провинция Хэбэй