«Хочу единую церковь!»
25.07.2008 13:15
...решить одним махом проблемы, копившиеся веками. Так сказать, разрубить гордиев узел противоречий, обид и конфликтов.



Различные годовщины Голодомора сопровождаются требованием признать его во всем мире. Годовщина трагедии Бабьего Яра навязчиво используется для дискуссий о прошлых конфликтах между украинцами и евреями и способах их решения в настоящем. Но воскресить жертв голода и гитлеризма невозможно, а вот попытаться одним махом решить проблему раскола украинских церквей еще как-то можно. Даже если эта затея обречена на провал.

Благо, подвернулся информповод в лице 1020-летия Крещения Руси. Такая дата - и без политических конфликтов! Не может и не должно быть! Даешь к 1020-летию Крещения единую церковь! Одну на всех и любой ценой.

«Уверен, что многих из вас, как и всех украинцев, беспокоит факт разделения среди православных в Украине. Знаю: единства хотят верующие, единства хочет украинский народ, единства требует сама логика нашего исторического развития» - такими словами Виктор Ющенко выразил надежду, что объединительным процессам в церкви даст импульс празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси.

Проблема разделения церквей беспокоит христианский мир еще с 11 века. Каким образом можно решить этот вопрос за несколько лет, непонятно. Хотя если вспомнить, как в свое время Кучма поручил покойному Кушнареву в месячный срок разработать национальную идею Украины...

В ответ на очередную попытку примирить Киевский и Московский патриархат Русская православная церковь ответила рядом политических шагов. Было организовано давление на украинские власти с требованием не превращать юбилей Крещения в акцию насильственной унии церквей. И это давление сработало. Все-таки в православном мире РПЦ весит чуть больше, чем давно живущий под турецким гнетом Константинопольский патриарх.

Московскому патриархату было обещано соблюдение принципиального условия, а именно - отсутствие на богослужениях священников неканонических православных церквей. Таковыми в Украине являются УПЦ Киевского патриархата, две независимые части Украинской автокефальной православной церкви, а также Украинская апостольская автокефальная церковь.

Комментируя по просьбе журналистов заявления представителей УПЦ Московского патриархата о присутствии на Богослужении исключительно канонических церквей, глава украинских греко-католиков Любомир Гузар с грустью заметил, что вопрос каноничности очень важный, но значительно важнее единство, которое происходит от Бога. При этом глава греко-католиков скромно умолчал о том, как часто тот же Ватикан использует в своей деятельности политические приемы.

Впрочем, и так не все церкви согласились принять участие в этом безобразии. Так, например, ссылаясь на чрезмерную политизированность праздника, отказались киприоты. Советник Президента Николай Жулинский объяснил отмену визита делегации Кипрской Православной Церкви происками Русской Православной Церкви.

«Этот "откат" произошел после визита (представителей Кипрской Православной Церкви. - Авт.) в Москву, после встречи с патриархом Алексием. Мы понимаем, что некоторые поместные церкви смотрят на позицию, которую занимает Московский патриархат», - отметил он.

Чего же опасается Московский патриархат в этой ситуации? Руководитель отдела внешних церковных связей УПЦ МП архимандрит Кирилл Говорун заявляет, что по результатам визита Варфоломея не исключен переход УПЦ КП и других автокефальных православных общин под юрисдикцию Константинопольского патриархата.

Фактически это означает возврат к тому положению, которое существовало до 1686 года, когда украинская церковь вышла из-под подчинения Константинопольской церкви и перешла под контроль Московского патриарха. И тогда, как ни смешно это звучит сейчас, у такого шага были свои сторонники.

Возможность перехода «раскольнических» церквей под юрисдикцию Константинопольского патриарха подтвердил и митрополит УАПЦ владыка Мефодий. Но относительно возможных последствий этого шага он придерживается противоположного мнения. «В случае перехода под юрисдикцию Константинополя вокруг канонической православной церкви Украины начнут группироваться верующие украинцы, и это только укрепит единство страны», - отметил владыка Мефодий.

Поживем - увидим. Пока же можно констатировать очередной всплеск надуманного политического противостояния, вызванного неуемным желанием решить все и сразу. Не ЕС - так единую церковь. Не НАТО - так разрыв с Московским патриархатом. Не второй срок - так статус первого в истории объединителя церквей. Что-нибудь, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.