Черный квадрат «покращення», или Второе восстание «Арсенала»
29.07.2013 14:00
Как известно, художника может обидеть каждый. Но и художник может больно ранить своей кистью любого. Говорят, что первые карикатуры в качестве способа протеста и самовыражения использовал ещё знаменитый протопоп Аввакум. Удачная карикатура оказывала на массы такое же сильное влияние, как многочасовые речи ораторов или книги философов.

В эпоху Просвещения и вплоть до конца XIX века карикатуры и сатирические картины были самым мощным оружием политической борьбы. Именно карикатуры на царскую семью Романовых, распространяемые в 1915-17 годах, сыграли большую роль в свержении российской монархии. Во время Великой Отечественной карикатуры Кукрыниксов разжигали презрение к нацистам, а во время Холодной войны – неприязнь к американцам.

Поэтому вполне естественно, когда люди очень серьезно воспринимают направленные против себя карикатуры, памфлеты, граффити и надписи на стенах. Они-то понимают, во что могут разрастись невинные, на первый взгляд, смешки разглядывающей их толпы.


И вот как раз скандал в столичном «Мистецьким Арсеналі», выросший из уничтоженной картины Владимира Кузнецова «Страшный суд», является типичной реакцией на карикатуры, коей эта картина и являлась. Да, не удивляйтесь, карикатуры ведь это не только картинки в газетах, они бывают разными: и размером 11х5 метров, и даже высокохудожественными полотнами, как, например, картина Перова «Чаепитие в Мытищах».

Работу Кузнецова высокохудожественной не назовешь, в советское время на стенах детских садов лучше рисовали, однако она была интересна своим содержанием. Украинский народ во всем своем разрезе – рабочие, пенсионеры, чернобыльцы, гопники и проститутки, какие-то сельские бабы – бросают в адский котел олигархов, продажных судей и ментов, чиновников и церковных архиереев.




Намек картины совершенно понятен, ведь карикатуры тем и ценны, что они очень доходчиво доносят до аудитории мысли авторов. Впрочем, для тех, до кого доходит очень медленно, тот же Кузнецов намалевал эдакое социальное граффити под названием «Колиивщина», являющееся дополнением к основной картине, на котором убиваемые вилами, топорами и молотками люди в костюмах и при галстуках совершенно очевидно ассоциируются со всё той же «элитой».



Как вы уже знаете, работа Кузнецова до открытия выставки не дожила. Ввиду невозможности вышвырнуть всё это на улицу (не разбирать же стену вместе с граффити), она была торопливо закрашена черной краской руками директора «Мистецького Арсеналу» Натальи Заболотной .

Позже она пыталась оправдать свои действия тем, что художник якобы нарисовал не то, что ему заказали. Однако сам Владимир Кузнецов заявил, что никакого «заказа» он не получал, а единственным условием со стороны дирекции «Арсенал» было не малевать порнографию. Более того, по словам художника, это уже его третья «Колиивщина» - две подобные картины он рисовал ранее на выставках в Польше. Так что попытка превратить неугодного художника в недобросовестного маляра не удалась.

И это была не единственная картина, снятая с выставки. Такая же судьба постигла полотно Василия Цаголова «Коктейль Молотова» – иронический шарж на тщетность народных бунтов. Но и в нём усмотрели политическую крамолу. Правда, картину не уничтожили, а просто потребовали унести обратно.






Цензура? Несомненно. Понятно, что все эти социальные «фрески» противоречили как задумке намеченной выставки «Великое и величественное», так и вообще концепции «Мистецького Арсеналу». Там не должно было быть никакого социального протеста, никаких «Колиивщины», «коктейля Молотова» и адского котла с олигархами. Только голые сиськи в рюмках мартини (современное искусство), черно-белые гротески голодомора (трагедия души нации) и величественные панно с изображением украинских политиков в окружении трубящих ангелов и ликующего народа. Потому что этот выставочный комплекс был открыт украинской властью и существует при поддержке украинских олигархов.

Повлияло ли на поступок Натальи Заболотной то, что когда-то она закончила академию МВД, пыталась ли она таким образом выслужиться перед начальством – этого мы не знаем. Но мы знаем, что она поступила довольно логично с точки зрения директора выставочного центра. Если бы в зал вошли «лучшие люди Украины и России», увидели бы себя проколотыми вилами и кипящими в котле со смолой, отшатнулись бы от нелепого мужика с бутылкой бензина в руке – то под вопросом была бы не только дальнейшая карьера Заболотной, но и существование самого «Мистецького Арсеналу».

А так, благодаря её находчивости, они увидели только «черный квадрат». Впрочем, даже его можно было бы назвать крамолой, если бы под ним кто-то поставил табличку с названием «Покращення». Вот уж поистине лучшей иллюстрации к этому слову было бы трудно найти.

Но украинская «элита», как известно, не просто живет в другом, лучшем измерении. Она еще регулярно навязывает народу мысль, что в стране, в принципе, всё хорошо: идут реформы, работают предприятия, растут зарплаты и пенсии, растет уровень и продолжительность жизни. Что по сравнению с советским временем стало очень хорошо, зажиточно и демократично. Что экономические катастрофы – это просто кризисы, что грабежи и беспредел – некоторые недостатки, а кривая преступности уверенно идет вниз.

Поэтому даже искусство должно было нести в народ исключительно «позитив», отвлекающий людей от реальных проблем современности. «Позитив» на все вкусы: кому-то голые телеса, кому-то абстрактные картины или фантастические идеи, кому-то размышления о «дороге к храму», а кто-то вполне довольствовался мыльными операми и Сердючкой. Но даже в кровавый боевик можно вложить изрядную долю «позитива», если его главные герои в конце полюбят друг друга и получат в наследство дядюшкин бизнес. Народ смотрит, дебильно улыбается – и забывает, что уже вторую неделю не ел мяса. Более того, он верит, что в стране, в принципе, не так уж всё и плохо – а ведь могло быть хуже!

Соответственно, все попытки возразить этой пропаганде, все попытки указать на бесчисленное множество вопиющих проблем называют «потоком негатива и лжи», который, мол, изливают оппозиционеры, маргиналы и экстремисты. Вот так у нас срывают бигборды, судят за граффити, снимают с выставки картины и фильмы с проката, создают списки запрещенных книг.


Вообще, всё это началось еще в самом начале 90-х, когда спекулянты и бандиты стали «уважаемыми людьми», а власть в стране монополизировали политические проходимцы и семейные кланы. Всё, как в сказке про Джельсомино.

В сказке, если вы помните, был мальчик Джельсомино, своим голосом шатавший стены режима, и художник Бананито, который вместо абстракционизма начал малевать социально-актуальные лозунги, вывески и предметы. Добрая и примитивная сказка, но с весьма глубокими намеками и «на основе реальных событий». Ведь в реальности творческая интеллигенция – поэты, писатели, певцы, художники – может взбудоражить общество похлеще любого политика. Вы обязательно найдете этих людей среди инициаторов какой-то революции или активистов оппозиции. И если уж они включились в процесс, то просто так он не затухнет. Простому мужику можно заткнуть рот, пригрозив ем увольнением или выплатив премиальные, интеллигент же не уймется, пока ему не надоест, потому что протест становится его самовыражением, творческой целью, а иногда и работой.

Увы, наша недалекая власть не поняла, во что она вляпалась. Скандал вокруг «Арсенала» еще только разрастался, а милиция уже поспешила арестовать под его стенами пикет, протестующий против «цензуры в искусстве» и принятия законопроекта №2993 (о передаче церкви объектов недвижимости). И снова получилось, как в той сказке: просто-таки арест Бананито. Милиция еще и форму надела почти такую же, в которой в сказке ходили охотники за «мяукающими собаками». Они что, специально подыгрывают?

На пикете скандал не остановился. Ряд деятелей культуры высказались с резкой критикой «цензуры», интернет взорвался монологами в блогах, а заместитель директора «Мистецького Арсеналу» Александр Соловьев подал в отставку.

Самое интересное, что на этот раз власть не сможет обвинить творческих людей в том, что они продались оппозиции, Западу или Москве, поскольку в данном случае мы видим, что художники вскочили на тему чисто народного бунта и социальной напряженности. А от неё нынче открестились почти все украинские партии, включая коммунистов. Лишь несколько депутатов то ли из БЮТ, то ли из УДАРа пытались засветиться на фоне «Врадиевского похода», словно не понимая, что этот случай вышел за рамки привычного противостояния власти и оппозиции.

Раньше, помнится, художники рисовали карикатуры на Кучму, Януковича и Ющенко (или же их иконы). А «восставший» народ махал на Майдане разноцветными партийными знаменами. То ли их авторы действительно верили, что смена правящей группировки может изменить ситуацию в стране к лучшему, то ли просто работали на них. Сегодня мы наблюдаем подъем интереса к «беспартийному» социальному конфликту между народом и «элитой». Причем, к элите относятся партии и группировки как стоящие у власти, так и пока что находящиеся в оппозиции. Ведь они уже столько раз менялись местами, а ситуация в стране оставалась такой же дерьмовой.


Совершенно понятно, что народного бунта, этой самой «Колиивщины», не хотят ни регионалы с коммунистами, ни «бютовцы» со «свободовцами». А то вдруг он сломает Систему, в которой все они так хорошо пристроились, или вдруг кому-то из них и правда воткнут вилы в сутулую спину! Не говоря уже о том, что кому-то придется бросать мягкое руководящее кресло, уютную золоченую резиденцию и со всех ног бежать к вертолетной площадке.

Вообще, этот небольшой, на первый взгляд, скандал, можно назвать событием для Украины куда более значимым, чем Евро-2012 или Крещение-1025. Это вам не светская тусовка «элиты» и не бизнес-проект по распиливанию денег, это ярко выраженная эскалация социального напряжения с полностью неопределенным финалом.

Еще пару месяцев назад страна не знала «потрясений» больших, чем гастроли политического шапито «Вставай, Украина!» - совершенно безвредные и бессмысленные. Приглашенный за деньги народ лениво махал партийными флагами и зевал, засыпая под однообразные речи партийных ораторов. Но месяц назад в Украине полыхнула Врадиевка. Через несколько дней «штурм РОВД» повторили в самом Киеве, и хотя эта акция уже была спектаклем оппозиции, в народе прошел слух, что «почалося». Теперь вот на всю страну разнесся скандал, смысл которого люди поймут как «художники призывали к народ к бунту». Не будет удивительным, если через пару недель к теме подключатся музыканты.

А вот как раз с песен, подхваченных толпой, и начинается «веселье»…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA