В поисках национальной идеи
27.02.2008 09:00
...с точностью до наоборот. Все то, что было негативное в прошлом, гиперболизируется, а незначительные события, не имевшие исторических последствий, возводятся в ранг могучих свершений.



Никто не спорит, что без определенной доли мифологизации деяний прошлого не обойтись. Но всему нужно знать меру. У нас же галичане, волею судеб заправляющие идеологией в державе, действуют в направлении мистификаций истории с вселенским размахом, не останавливаясь и перед прямыми подлогами.

Псевдопатриотичная мегаломания, заступившая логичную систему исторических взглядов, базирующуюся на непротиворечивых научных выводах, плодит в изобилии исторические анекдоты, курьезы, мифы, легенды и просто сказки.

Садомазохистские фантазии. Настройка мозгов, естественно, начинается со школьной скамьи. Учебники по украинской словесности, рекомендованные Министерством образования Украины, сверх меры перенасыщены скорбными произведениями. От их чтения возникает стойкое ощущение трагедии существования.

«Не дав мені бог нічого», «Як би ви знали, паничі, де люди плачуть живучи...», «І тебе убогу, кинуть в пекло», «Мені аж страшно як згадаю оту хатину край села», «Чорніше чорної землі блукають люди...», «...зажурилась Україна, така її доля». Это из подборки «творів» Шевченко. «До тебе, Україно, наша бездольная мати... моя безталанна мати», «Тяжка годинонько! Гірка хвилинонько!...Жить сльози лить». Это уже из Леси Украинки. И т.д. до полной потери веры в человечество и справедливость.

Учебник литературы, тем более для младших классов, обязан дать юным душам импульс положительного мировосприятия, ибо «любое представление может стать самоисполняющимся пророчеством». Однако на практике присутствует нечто прямо противоположное.

«Буквари» по истории также переливают «нудьгу» в девственные души, хотя и добавляют веселости курьезы типа : «Найдавніший період в історії українського народу - стародавній - тривав понад 140 тисяч років» (перл из учебника по истории за 7 класс).

Выходит, что древние украинцы были современниками питекантропов и ранних неандертальцев. И благодаря более развитому серому веществу в борьбе за существование одолели своих лохматых низколобых современников. Может, авторы хотели брякнуть нечто другое, но, увы, мозги, пораженные мегапатриотической сверблячкой, выдают нечто из ряда вон выходящее.

При этом там же делают уточнение, что украинцы раньше назывались «руськими». Но исконное имя у них уперли диковатого вида угро-финны из Московии: «Московські царі забрали у нас все - навіть назву власної країни». В голове сами собой возникают образы. Русский человек (будущий украинец) после праведных трудов, плотно похлебав борщец «да с потрошками» и закусив хлебалово галушками со сметаной, прилег в «садок вишневый коло хати». И в это время, когда хлопец, мирно посапывая в две ноздри, дожевывал во сне вторую порцию галушек, к нему подкрался бородатый вражина в косоворотке и лаптях и спер ксиву, где черным по белому было выписано на древнеукраинском языке - «руський», и прыснул в леса своей тьмутаракани. Хлопчина проснулся, мацнул карман, а «пачпорт» слямзили. И ничего не оставалось делать, как предаться древнекитайской мести - назло врагам назваться другим именем.

Не отстают и СМИ. Без самоиронии утверждается, что Сын человеческий - Иисус Христос - наш галичанский парубок. Потому как Галилея и есть Галиция. И вполне мог будущий Спаситель размышлять о спасении человечества под грушами на каком-нибудь хуторе Недригайловка, что на речке Переплюйке. Любителей патриотического жаркого за подробностями отсылаю к книге «Путь Ариев» Юрия Каныгина. Там «убедительно» доказано, что Иисус Христос - наш человек.

Само собой и Америку открыли древние «укры». Любителям исторических анекдотов рекомендую статью «Та хто ж відкрив Америку?», напечатанную в журнале «Українська культура» в №1 за 1997 год. Почитайте. Задорнов может отдыхать.

Мой пострел подступился ко мне с вопросом. Ему ко Дню украинской письменности дали задание подготовить сообщение про украинского летописца Нестора. Спросил язва: «Почему в главном подвиге жизни преподобного Нестора - составлении «Повести временных лет... откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» нет ни слова про Украину? А язык, на котором написана замечательная летопись, заметно ближе к русскому языку, чем к теперешнему украинскому?» Что ему на это ответить?

Но шельмец решил меня окончательно срезать, спросив, чем отличается славянская письменность от древней украинской, ибо буковки от Нестора один к одному срисованы с азбуки равноапостольных Кирилла и Мефодия, что просвещали Киевскую Русь почти тремя столетиями ранее.

И вправду, почему праздник Украинской письменности связывают с именем русского летописца? К тому же помнится из украинской литературы, которую мне преподавали лет тридцать назад, что некто Кулиш был сочинителем украинской азбуки.

Пантелеймон Кулиш не без гордости в письме от 16 октября 1866 года Головацкому заявлял, что не кто иной, как он собственною волею и разумом придумал украинскую азбуку: «Вам известно, что правописание, прозванное у вас в Галиции «кулишивкою», изобретено мною в то время, когда все в России были заняты распространением грамотности в простом народе. С целью облегчить науку грамоты для людей, которым некогда долго учиться, я придумал упрощенное правописание». И добавляет явно непатриотичное: «Но из него теперь делают политическое знамя. Полякам приятно, что не все русские пишут одинаково по-русски... Теперь берет меня охота написать новое заявление в том же роде по поводу превозносимой ими «кулишивки». Видя это знамя в неприятельских руках, я первый на него ударю и отрекусь от своего правописания во имя русского единства».

Может, День украинской письменности следует приурочить ко дню рождения Пантелеймона Кулиша? Хотя он и посыпал голову пеплом.

К слову, Пересопницкое Евангелие (1555-1561 гг.), на котором клялся Ющенко, написано на языке, который гораздо ближе к современному русскому нежели украинскому. И начинается оно следующей фразой: «В начале было Слово. И слово было от Бога, и Бог был то Слово. То было на початку у Бога; и все речи через него Ся стали. А без него ништо не могло бытии, ежели и бысть... И свет во тьме светится, и тьма его не обыймет...». Что тут переводить на русский? А вот для галичанина, не обремененного знанием русского языка, надо крепко озаботиться переводом на мову.

Но я ответил гимназисту просто: вновь сочиненная история Украины, как и Новый Завет, не терпит суеты вопросов. В них или веруешь, или не веруешь. А для хорошей оценки не обязательно заморачивать себя ядом ехидных вопросов.

Со столбовыми историческими событиями сочиненной отдельной истории украинского народа, делающей человека счастливым (смотри эпиграф), тоже закавыка. Вместо личностей-титанов и великих исторических событий, наложивших отпечаток на историю человечества, пришли местечковые «лыцари» и их великие наезды на все четыре стороны. Вместо славной виктории под Полтавой рекомендовано восхищаться мудрым драпом засдавшегося гетмана-изменника и его патрона шведского короля. Наши памятники истории суть сплошные мемориалы. От читаемого стойкое ощущение галактической безысходности, что «Вкраїна мила» болталась одна аки щепа в океане злыдней-кровососов. А праведный народ-непротивленец томился средь бандитствующих орд.

Это с легкой руки галицийской интеллигенции - «надутой с чрезмерным самомнением, пустой претензией на культуру и пьемонизм» (сиё не я придумал, это Мирослав Ирчан костерил своих земляков), наша общая с русскими империя превратилась в их сочинениях в «тюрьму народов», в которой ходу малороссу (украинцу) не было. И это притом, что как минимум треть устроителей обширной Российской империи (в том числе и Советской империи) были выходцами из Поднепровья.

Малая Россия поставляла империи отличных организаторов (и не только). Пастух Лёха Розум из села Лемеши Черниговской губернии, впоследствии ставший графом Разумовским, делил супружеское ложе с императрицей Елизаветой Алексеевной. Канцлер Безбородько, второй человек в державе Екатерины Великой. Непобедимый малороссийский Суворов - фельдмаршал Паскевич, уроженец Полтавы - любимец императора Николая I. Феофан Прокопович - верный соратник и сподвижник Петра Первого, вдохновитель и защитник многих его начинаний. Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, ставшие неотъемлемой частью общерусской культуры, ее подвижниками. По «Грамматике» «многогрешного мниха» Мелетия Смотрицкого в 17-18 веке учились дети и в Москве, и в Киеве, по ней учился и Ломоносов.

А Николай Васильевич Гоголь - кудесник русского слова, писавший о «великом и могучем»: «...нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»? Его как можно распилить на украинца и русского? Это наше общее достояние. Но нет, детишки обязаны читать Гоголя в переводе, даже не на язык Шевченко, а на западно-украинский волапюк.

Вот кроха славных имен, дорогих сердцу и русских, и украинцев, но которые практически вычеркнуты из новоукраинской истории.

Вплоть до большевистского переворота 1917 года украинцы (тогда называвшиеся малороссами), белорусы и великороссы считали себя единым православным народом, объединенным одной исторической судьбой.

Гоголь устами своего легендарного героя Тараса Бульбы говорил: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». Другие «добрые казаки», товарищи полковника Бульбы, поднимая в гору чарки и сабли, дружно выкрикивали: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная память».

Могут свидомствущие возразить, что беллетрист Гоголь для красного словца исказил историческую действительность. Пожалуйте тогда почитать речь гетмана Богдана-Зиновия Хмельницкого на Переяславской Раде: «...Вот уже 6 лет живем мы без государя, в беспрестанных бронях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя жить нам без царя... Это великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной Церкви в нашей Малой России...».

Заявляя в учебниках о колониальной зависимости Украины от России, особенно в советский период, начисто забывают, что украинскую науку и промышленность двигали коренные русаки. Медицину развивал Амосов - архангельский мужик, приехавший в Киев после войны по заданию Москвы помогать восстанавливать здравоохранение. Москвич Олег Антонов был командирован Сталиным для организации авиационного КБ в Киеве. Михаил Кошкин, создатель гениального танка Т-34, был направлен из Ленинграда в Харьков главным конструктором танкового КБ-190 Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна. Евгений Патон - сын русского дипломата, перебравшись из Москвы в Киев основал Сварочный комитет и лаборатории сварки, впоследствии Институт электросварки АН УССР.

Знаменитый Южмаш создали по инициативе и на средства ненавистной Москвы. Ракетостроение в Украине выводил на космические высоты Александр Макаров - уроженец станицы Цимлянской, что на Тихом Дону, и группа русских специалистов. Их приказом министра вооружений Устинова направили в Днепропетровск. Имя Макарова носит сейчас Государственное предприятие «Производственное объединение "Южный машиностроительный завод"», директором которого он был на протяжении 25 лет.

Даже футбольную гордость Украины - киевское «Динамо» - довел до европейского уровня Виктор Маслов - коренной москвич.

Могу и дальше продолжать. Но и этого будет достаточно, чтобы твердо уяснить, что Центр поставлял в Украину мозги, а Галиция - языки свидомитов-болтунов, круто замешанных на русофобии. Странное отношение Центра к своим колониям. Помогают поднимать промышленность, науку, создают Академию наук для туземцев.

Федерализм как национальная идея. Много трескотни о национальной идее. Но все ограничивается шароварами, вышиванками, косами на голове, алиллуйе казакам и борьбе с русским языком.

А национальная идея проста, как небеса: воспроизводство экономики и населения. Или, следуя мыслям мудрейшего Дмитрия Ивановича Менделеева: «Прямо из чисел видно, что от развития промышленности первее всего зависит общее «благо народное»... Если с промышленностью... народ начнет богатеть, то он не перестанет плодиться и еще умножит прирост».

Но с национальной идеей на базе созидательного труда вышел облом. И чем хуже с промышленностью и воспроизводством населения, тем крепче напор свидомствующих, видящих причины бед в черном прошлом неньки-Украины, в русском языке и соседстве со злобными московитами.

Политика, проводимая властями, особенно после 2004 года, привела к острому противостоянию Запада и Востока Украины. Если до оранжевого переворота антагонизм тлел, то сейчас разгорается в пламя. Как сказал народный депутат Украины Дмитрий Табачник в своей статье «Аннигиляция «национальной идеи»: «Еще пару лет «голодоморов», награждений шухевичей, борьбы с памятниками минувших эпох и маниакальной русофобии, объединенных украинскими гражданами под термином «свидомизм», и никакой сверхгениальный и сверхтолерантный политик не соберет Украину воедино».

Активная волевая украинизация за время независимости (и особенно в последние три года) под девизами «Украина для украинцев» и «Говори и думай по-украински» не дала положительных результатов. Опросы общественного мнения, показывающие, что украинский язык называют более 60% населения «родным и близким», были посрамлены, когда гражданам была предоставлена возможность кошельками голосовать за «рідну мову». Я имею в виду последнее веяние с фронта украинизации населения - перевод копий фильмов, демонстрирующихся в кинотеатрах, на единственно верную «державну мову». Кинотеатры враз опустели, и кинопрокатчики ударились в панику. Бизнес есть бизнес. Народ, смиренно ставивший в опросниках галочку супротив строки, что украинский язык является родным, на практике отказался подтверждать его статус.

В этой связи идея федерализма в Украине вполне может стать национальной идеей. Слишком мы разные - жители Запада и Востока. У нас была разная историческая судьба, разные герои. Ковпака не усадить на одну лавку с Бандерой. Молодогвардейцев не примирить с гауптманом Вермахта Шухевичем.

В книге «Украина не Россия», под которой подписался Леонид Кучма, есть откровенное признание: «Среди наших проблем есть одна, решаемая в достаточной мере мучительно... Это не российско-украинская проблема, это украинская проблема, но она тесно связана с Россией. Речь идет о нашей самоидентификации и нашей психологии. Политологи и социологи Украины согласны в том, что процессы консолидации украинской нации пока еще далеки от завершения. Мы до сих пор не до конца поняли, кто мы такие». А на презентации книги в Москве автор был еще более откровенен: «Украину мы создали. Теперь мы должны решить более трудную задачу - создать украинцев».

Леонид Данилович имел мужество признать очевидную вещь. И может не надо усугублять ситуацию, искусственно создавая единый украинский народ, ставя национальный знак равенства между жителем Донбасса и гуцулом, между крымчанином и русином. Ведь еще Тарас Шевченко отмечал разнородность Украины: «Бог его знает, только эта волыно-польская песня столько же похожа на песню днепровских лыцарей, сколько похож я на китайское божество» (смотри повесть Шевченко «Прогулка с удовольствием и не без морали», кстати, написанную на отличном русском языке).

Покойный исторический лидер Руха Вячеслав Чорновил настаивал на федерализации Украины на основании 9 исторических кластеров. Может быть, девять федеральных округов и многовато, а шести вполне достаточно, чтобы зафиксировать самость населения, населяющего кластеры: Малороссия (Донбасс, Слобожанщина), Новороссия (юг Украины), Крым, Галиция, Закарпатье, Центр Украины (Поднепровье).

Федерация из украинских кластеров, сохраняя самоидентичность каждого субъекта, позволит эффективно реагировать на вызовы времени. Да и перевод на региональный «хозрасчет» - что заработаешь, то и полопаешь - покажет, кто на что способен. И пенять будет не на кого.